Dipol FM | 105,6 fm

Андрей Пантелеев: Следующий год будет годом договоренностей

Каждая сторона должна немного подвинуться, но в итоге выиграет в долгосрочной перспективе.

_Программа «Покупаем тюменское» действует в регионе уже пять лет, и местные товары все больше завоевывают потребительские симпатии не только жителей области, но и соседних регионов Уральского федерального округа. Об успехах программы, ее перспективах и ситуации на рынке рассказал начальник регионального управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев._

— Давайте по традиции подведем итоги программы «Покупаем тюменское». Чего удалось добиться в уходящем году?

— Напомню, что программа стартовала пять лет назад, и каждый год, подводя итоги, мы видим положительную динамику по всем параметрам: ассортиментная линейка, процент присутствия в торговых сетях, узнаваемость тюменских брендов, доступность потребителю и т. д. Все это результат совместной работы всех участников процесса: производителей, ретейлеров, областного департамента АПК и управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области. Общая идея, которая объединила нас, позволяет всем общаться на простом, понятном языке, зачастую даже без переписки, решая вопросы по звонку между первыми руководителями.

Если говорить о проделанной работе, то в 2013 году мы проводили исследование, которое показало, что наиболее активно тюменскую продукцию покупают люди в возрасте от 45 лет и старше. А вот самая проблемная группы — от 22 до 35 лет, молодые семьи, как правило, с первым ребенком. Поэтому мы решили стать ближе к молодежи и начали рассказывать ей о качественных характеристиках местных товаров — делать акцент на коротких сроках хранения тюменской продукции, которые подчеркивают ее натуральность, а также на продукции с микронутриентами. Например, мы говорили: «Покупай йодированный хлеб, и это поможет избежать в будущем проблем с щитовидной железой». В итоге в общей структуре покупателей группа «молодая семья» выросла более чем на 10%, и мы будем продолжать работу в этом направлении. Потребитель здесь очень восприимчив, любит эксперименты, пробовать новое. И если тот продукт, который они попробовали, удовлетворяет их потребности — они становятся верными бренду.

Старались мы донести информацию о свежих местных товарах и через детей — проводили открытые уроки, классные часы. Создали мультфильм, рассказывающий о пользе продуктов с микронутриентами. Возможно, в будущем мы проведем конкурс рисунков на эту тему. В целом акцент в работе программы «Покупаем тюменское» сейчас делается на здоровый образ жизни и здоровое питание. В этом же ключе мы будем работать и в 2015 году.

— Растет ли количество тюменских товаров на полках крупных сетей?

— Практически по 80% товарных групп мы зафиксировали прирост. При этом отсутствие роста у остальных 20% зачастую обусловлено не падением производства или продаж, а тем фактом, что торговых предприятий стало больше. В ближайшее время и в новых магазинах появится наша продукция. Поэтому у многих тюменских предприятий сейчас в рамках импортозамещения стоит задача расширения производства продукции, тем более что открылись новые ниши, ранее занятые импортом.

— Как тюменский потребитель выбирает тот или иной продукт?

— Проведя срез в этом году, мы увидели следующую картину — 25% покупает местную продукцию, потому что она свежая, то есть мы научили людей читать упаковку, обращать внимание не сроки хранения, сделали это важным для них. Еще 23−24% покупают продукцию по бренду, который знаком. Это два основных критерия выбора.

— В этом году тюменские производители массово представляли свою продукцию в северных автономных округах. Как вы оцениваете этот опыт?

— После серьезной подготовки со стороны наших предприятий в 22 северных городах были проведены ярмарки как наиболее эффективные мероприятия по знакомству жителей автономных округов с тюменской продукцией. Следует отметить, что ярмарки прошли с большим ажиотажем. Наши товары на севере ждут, задел сделан и сейчас самое время, чтобы массово зайти на этот рынок.

Вторым шагом в следующем году мы видим серьезную работу по выстраиванию и объединению логистики нескольких тюменских производителей, чтобы везти товары было более рентабельно. Есть планы по проведению закупочных сессий во время тех же ярмарок. Идут разговоры о создании в ХМАО и ЯНАО фирменных совместных магазинов, объединяющих на одной площадке несколько брендов. Обсуждается вопрос о создании логистических центров. Мы понимаем, что нас там не всегда ждут, предстоит серьезная конкурентная борьба. И бороться по одному в таких условиях крайне неэффективно. Поэтому и на Севере, и в Тюмени нужно объединять усилия под знаком «Покупаем тюменское».

Мы разработали единую концепцию продвижения, которую сейчас тестируем в реальных условиях. Рекламная кампания будет построена на качестве и свежести продукции, на доверии бренду. Все этом мы будем делать в едином формате.

— А если говорить о выходе на рынки других субъектов России, за исключением северных округов?

— Здесь мы идем в первую очередь через торговые сети. Этому в следующем году будут способствовать две вещи. Во-первых, свой распределительный центр у нас построит «Магнит», который будет работать на большую Тюменскую область и на Курган. Есть планы по строительству распредцентра и у Х5 Retail Group — уже отведена площадка под его возведение. Кроме того, наши производители сейчас поставляют продукцию в другие РЦ, и на самом деле тот, кто уже научился работать с сетями, подстроился под их требования, имеет все шансы продвигаться дальше за пределы Тюменской области.

И таких примеров уже достаточно. В частности, компания «Бенат» через одного из ретейлеров представлена практически по всей стране, производит для продавца продукцию под его собственной торговой маркой. Кроме того, мы с нашими коллегами из других регионов работаем над выявлением незанятых ниш на их рынках. Потому что, когда тюменский производитель приходит на занятый рынок, ему приходится сильно демпинговать, поэтому нужно искать новые пути. Тот же север в этом отношении идеален, там нет некоторых продуктов — охлажденки, например, зато в наличии высокая покупательская способность. Вот именно такие ниши и нужно находить.

— 2014 год выдался непростым. Как потребительский рынок пережил его?

— Знаете, мы обращаем внимание на такой параметр — соотношение в общем товарообороте долей продовольственной и непродовольственной розницы. В обычное время, когда все хорошо, люди покупают больше нонфуда. Когда соотношение меняется в обратную сторону, мы понимаем, что люди начали экономить. В этом году динамика точно такая же, как и в прошлом — непродовольственных товаров покупают больше.

— Кстати, ходит много разговоров о том, что рынок непродовольственных товаров в регионе перенасыщен. Как вы оцениваете ситуацию на нем?

— Очевидно, что конкуренция в непродовольственном секторе усилилась, торговых центров появляется все больше. Назревает некоторое перенасыщение, рынок еще до конца, если так можно выразиться, не «устаканился». Думаю, что ситуация здесь повторит картину, сложившуюся на рынке продуктового ретейла, где есть четкое распределение и сегментирование: гипермаркеты, магазины у дома, рынки. В формате ТРЦ со временем произойдет такое же разделение. Будут районные центры и региональные, куда будут ездить за покупками даже из ближайших муниципалитетов.

Кроме того, тенденция такова, что услуг в торговых центрах будет все больше. ТРЦ будут объединяться с МФЦ, с библиотеками, с творческими центрами. Потребитель будет стараться заехать в одно место и получить там как можно больше услуг. Соответственно, чтобы выжить, ТРЦ нужно будет или укрупняться, или четко позиционироваться в определенном сегменте.

— Все говорят, что 2015 год будет сложным. На что в текущих условиях нужно будет обратить пристальное внимание бизнесу и власти? К чему приложить особые усилия?

— Я думаю, что сейчас для всех — власти, бизнеса, для каждого человека в регионе и в стране, стоит вопрос — что каждый из нас готов сделать, чтобы этот мир стал чуточку лучше? Хватит уже обвинять другу друга, нужно научиться договариваться.

Следующий год будет годом договоренностей, партнерских отношений, в которых каждая сторона должна, может быть, немного подвинуться, чтобы в итоге выиграть в долгосрочной перспективе. И еще — всем нам необходимо научиться любить то, что у нас есть. Нам часто не нравится наша машина, работа, двор дома, в котором мы живем. С одной стороны, ничего плохого в том, что человек стремится к лучшему, нет. Но с другой — если ты хочешь, чтобы в этой жизни у тебя что-то поменялось, приложи к этому свои собственные усилия. Если ты хочешь, чтобы в твоем дворе было чисто и убрано, — организуй субботники и научись относиться к этому двору как к своему, родному. Как только такой перелом в сознании произойдет, а я уверен, что к этому все идет, в нашей жизни начнется совершенно новый качественный этап. Думаю, результат стоит того, чтобы на протяжении пары лет все приложили для его достижения дополнительные усилия.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!