О житье-бытье единственного в городе котокафе.
_О тюменском котокафе и приюте для кошек «Мурка и Васька» слышали многие. У него непростая судьба: приют не раз оказывался на грани закрытия, выживая благодаря усилиям энтузиастов. Сегодня мурки и васьки обитают в помещении на улице Харьковской. Сюда мы и направились, чтобы разузнать, как поживает единственное в Тюмени котокафе._
Лежанка для подранка
======================
Приют встречает чистотой и уютом: на полу — коврики, на стенах — портреты усатых-полосатых. Чтобы пройти вглубь помещения, необходимо надеть бахилы. Для очистки одежды от шерсти есть липкие ролики. Встречи с животными — а именно это подразумевает котокафе — проходят в особых помещениях с диванчиками, где можно выпить чаю, приятно провести время. Питомцы приюта — около шести десятков самых разных кошек — живут в высоких, от пола до потолка, вольерах. Они спят на мягких лежанках, прыгают и резвятся друг с дружкой. С большим любопытством они осматривают пришедших к ним людей и буквально выстраиваются в очередь за своей порцией ласки.
Нынешняя хозяйка приюта и котокафе — тюменка Татьяна Лобова. Ее отличает чрезвычайная целеустремленность и умение верить в свое дело даже в тяжелые времена. Татьяна стала преемницей основательницы котокафе Ирины Карповой. Та скончалась в минувшем апреле, дело осталось на Татьяну. Заведение сменило название — теперь это «Приют для бездомных кошек «Мурка и Васька имени Ирины Карповой». Силами волонтеров и спонсоров в помещении сделали ремонт.
Животных здесь много, но все чистые, стерилизованные и привитые. У каждого — своя сложная судьба. Например, Макса привезли сюда в полумертвом состоянии — котенок был недоношен. Его выхаживали днями и ночами, кололи прописанные ветеринаром лекарства. Теперь трехмесячный кот считается талисманом приюта — если выжил он, то и у здешних обитателей все получится.
Или вот Тоша, он появился в котокафе прошлым летом — какая-то женщина поставила сумку возле порога. Сумка пахла соляркой, животное, находившееся внутри, было замотано в длинную штору, кое-как дышало. «Мы не знали, как его откачать, засунули под холодную воду. Он оклемался», — говорит Татьяна. Позже она поняла, что кота душили в гараже угарным газом.
Также учатся заново доверять людям красавец Ирис цвета топленого молока, старый кот Леопольд со множественными застарелыми переломами, а также пестрая Маруся, сбежавшая из кошачьего концлагеря на улице Мельничной. Напомним, кошке удалось выбраться на крышу и спуститься к зоозащитникам. Сегодня в пушистой трехцветной кошке не узнать того больного подранка.
Свидание с Муркой
===================
Татьяна — многодетная мать, у нее четверо детей. Женщина воспитывалась в детском доме, потому не понаслышке знает, что такое людское предательство. «Я детдомовская, с тех самых пор в моем характере появилась такая черта: готова вынести последнее из дома, чтобы кому-то помочь», — рассказывает руководитель приюта.
Татьяна и ее дети любят не только кошек, у них в доме всегда было полно живности — хомяки, попугаи, черепаха, собака, котенок… Но дома женщина сейчас бывает нечасто — все время отнимает забота о десятках приютских кошек. «Я просто здесь живу», — говорит она. Ей помогают младшие дети. Сынишка буквально взял на себя промоутерские обязанности, рассказывает о котокафе всем встречным и даже провел тематический урок в школе, поведав классу о замечательной маминой работе.
В будни котокафе готово встретить гостей с 10 до 21 часа — совсем недавно режим изменили, чтобы люди могли приезжать сюда после работы. А в выходные гостей ждут с 12 до 23 часов. Со взрослых здесь попросят 250 рублей, с детей — 150. За эти деньги можно находиться здесь неограниченное количество времени, сидеть, болтать, пить чай и, конечно, играть с кошками. Правда, сразу всех животных из вольера не выпустят — за шустрыми мурками нужен глаз да глаз.
Не без добрых людей
===================
Кошки стали детьми Татьяны. Ради них, обездоленных и никому не нужных, она готова сидеть на паперти с протянутой рукой. Благо, такого пока не требуется, но приют живет на частные пожертвования, которые сегодня есть, а завтра — кто знает. Друзья у приюта появляются в основном благодаря «сарафанному радио»: один узнал — сказал другому. Так, один добрый человек помогает выплачивать часть арендной платы, другой привозит кошачий корм. Татьяна стремится отказаться от постов-попрошаек в соцсетях, но пока без помощи горожан оплатить аренду полностью не удается.
«Конкретную сумму, которая покрыла бы наши месячные расходы, назвать сложно. За аренду мы платим 41 тысячу в месяц. На неделю кошкам хватает 25 килограммов сухого и около 30 коробок жидкого корма. Часто нужны глазные капли, один пузырек уходит капнуть всем по разу», — рассуждает Татьяна. Она и ее помощники сами научились делать уколы — на каждую процедуру в ветклинику не наездишься.
Существуют и другие расходы. Например, «Мурка и Васька» участвуют в форуме НКО «Сообщество Сибири», который организует региональная Общественная палата. Чтобы представить приют на выставке, необходимо заказать новые визитки, привезти кошек в технопарк, разместить их там и, конечно же, привлечь внимание к себе. В этом «Мурке и Ваське» вызвалась помочь тюменская пончиковая, которая приготовит на форуме бесплатный стол.
В группе приюта «ВКонтакте» состоит более двух с половиной тысяч человек. Многие из них выражают готовность приехать и помочь, но до дела доходит редко — чтобы убирать горшки, надо быть как минимум небрезгливым. А помощи здесь всегда рады — достаточно позвонить и спросить о насущных нуждах. Это может быть все, что угодно — капли для глаз, хлоргексидин, одноразовые перчатки, ватные палочки или даже бахилы для посетителей. Всегда нужны корм, лекарства, наполнитель для туалета. А кошки умеют быть благодарными — по-своему, по-кошачьи.
Круговорот котов в приюте
=========================
Про счастливые истории воссоединения кошки с новым хозяином Татьяна может рассказывать бесконечно. Ведь главная задача приюта — найти для животных новый дом. Кандидатуры желающих взять себе питомца тщательно изучаются — этих кошек уже не раз предавали, повторения истории допустить нельзя.
Татьяна рассказывает, что в месяц удается найти дом в среднем для 5-6 кошек. Но это тяжелый труд, а на освободившееся место практически сразу попадают новые. При выборе хозяина Татьяна действует как психолог: ей нужно пообщаться с человеком, чтоб решиться отдать ему животное: «Я предлагаю людям тех кошек, которые им подойдут, а не тех, которые им понравились. В этом специфика».
Была в приюте история: маленькая девочка выбрала кошку по фотографиям в газете, несколько месяцев просила бабушку забрать ту из приюта. Но, пообщавшись с малышкой, Татьяна предложила ей совсем другого пушистика — и вот это уже была настоящая любовь.
«Чем больше мы отдадим, тем больше примем. Но всех подряд принимать не можем, нам реально тяжело», — отмечает хозяйка приюта. Однако не все это понимают: «У вас же приют — вот и приютите!». Но это работает не так. Нужно учитывать, что помещение не резиновое, а животным нужно содержание.
«Между тем, люди звонят, пишут и просто давят на психику: присылают фото кота и заявление «мы его усыпляем». А кот красивый, ему реально найти хозяина! И тогда я пишу наши условия и объясняю, что это не бесплатно», — грустно констатирует женщина.
Кроме непонимания, «Мурка и Васька» сталкивается с троллингом, обвинениями в неразумных тратах денег. Татьяне приходится не только помогать кошкам, но и доказывать окружающим, что она делает хорошее дело. Как правило, подобные проблемы возникают из-за людей, которые сами ни разу ничем животным не помогли.
От подобных действий уже пострадали две группы зоозащитников — «ЖиВи» и «ГБР. Помощь животным». Они были заблокированы в течение месяца из-за жалоб неизвестных посетителей. В противодействии зоозащитникам подозревают анонимных догхантеров.
«Я жду подвоха со всех сторон. Меня предупреждают быть осторожнее и даже закрывать двери на засов. Но сердце подсказывает: надо делать свое дело, не обращая внимания на злословие», — рассуждает Татьяна Лобова. Она готова ответить всем интересующимся приютскими расходами: «Наши двери всегда открыты». Но, как правило, прийти и сказать гадость в лицо гораздо тяжелее, чем написать в Интернете.
_Вот так, продираясь через козни недоброжелателей и выискивая средства на содержание 60 кошек, и живет приют-котокафе «Мурка и Васька». В городе много никому не нужных животных, кошачьих «концлагерей», «кошачьих» квартир, кто-то постоянно топит котят, не дав себе труда стерилизовать свою любимицу… Приют на Харьковской просто физически не сможет помочь всем хвостатым. В этой связи возникает вопрос: а не пора ли людям самим брать на себя ответственность, не надеясь на добрых теть?_