Dipol FM | 105,6 fm

Особый класс для особых детей

С 2015 -2016 учебного года будет отрабатываться модель ресурсных классов на
базе коррекционной школы № 2 Тюмени.

_До недавних пор такое понятие, как ресурсные классы для аутистов, было незнакомо российскому образованию. Вернее, о нем слышали, поскольку во многих странах такая форма обучения существует, но на нашей почве она не культивировалась. Лед тронулся, и в общеобразовательных школах начали появляться классы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Тюмень также готова к эксперименту, с нового учебного года первые классы начнут свою работу._

Тюмень открывает пилотную площадку

Ресурсный класс — специально сформированный класс для детей с особенностями развития. Предполагается, что в кабинете должны быть специальные пособия, видеоматериалы для детей с аутизмом. С учениками вместе находятся не только учителя, но и тьюторы. Численность класса очень ограничена — не больше восьми человек. Такая модель дает хорошие результаты в работе с аутизмом, дети получают не только знания, но и навыки социализации.

С 2015—2016 учебного года начнет отрабатываться модель ресурсных классов на базе специальной (коррекционной) школы № 2 Тюмени. Сейчас ведется подготовка к их открытию. Во-первых, нужно обучить педагогов работать с детьми с РАС, поскольку они требуют определенного подхода, технологии, отработанные с детьми с другими особенностями здоровья, тут не подходят. Во-вторых, необходимо подготовить тьюторов — людей, сопровождающих детей на протяжении учебного времени. В-третьих, нужно сформировать контингент классов, а для этого провести работу с родителями.

До сегодняшнего дня в России не приняты программы обучения аутистов. Председатель тюменской городской психолого-медико-педагогической комиссии Гульшат Кувандикова рассказала: «Сегодня нормативные документы позволяют определять программу обучения для ребятишек с разными патологиями — зрения, слуха, интеллекта и др., но такой категории, как дети с РАС, нет, а, значит, нет и программы для обучения. Поэтому говорить о том, что у нас действуют какие-то специальные группы или классы для аутистов, не приходится».

Как сообщили в департаменте образования и науки Тюменской области, в настоящее время численность детей с расстройствами аутистического спектра составляет 146 человек, из них ходит в сад 61 человек, учатся в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах — 85 человек. Сами родители особых детей считают, что в России в целом и в Тюмени в частности занижено количество аутистов. В странах, где статистика ведется, цифры такие — один из 68 детей страдает аутизмом.

Научить учителей

Учитель, работающий с аутистами, должен получить специальные навыки и овладеть прежде всего методикой общения с ребенком, с которым очень трудно найти контакт. Областной департамент образования и науки это понимает, а потому для педагогов региона проходят различные семинары, тренинги и т. д. Всего в течение 2014−2015 учебного года более 150 педагогов общеобразовательных организаций прошли повышение квалификации по методам диагностики детей с РАС, принципам организации помощи детям с аутизмом и вопросам консультирования родителей. Работа по подготовке специалистов, педагогов как коррекционных, так и общеобразовательных школ активно продолжается. В сентябре нынешнего года более 200 специалистов различных отраслей участвовали в конференции, посвященной изучению эффективных технологий работы с детьми с РАС, 50 педагогов области приняли участие в работе интенсив-тренингов, организованных для подготовки индивидуальных тьюторов для детей. Обучающие мероприятия проводились специалистами израильского центра «Суламот», Израиль. В рамках семинаров и тренингов преподаватели области смогли апробировать на практике лучший зарубежный опыт, который широко используется во многих зарубежных странах, АВА-терапия — одна и самых популярных методик в мире.

Каждому — по потребностям

Представитель центра «Суламот» Марина Слепян рассказала о том, как в Израиле построена система обучения для детей с аутизмом. Там принят закон, предусматривающий получение специального образования лицами от трех до 21 года. Марина подчеркнула, что закон расставляет приоритеты — учить детей с аутизмом в рамках стандартного образования, т. е. ребенок определяется в коррекционное учебное заведение только в том случае, если исключена возможность инклюзии. Окончательное решение о том, где будет обучаться их чадо, принимают родители. Бюджет, который выделяется на образование особого ребенка, «кочует» вместе с ним, направляется в ту педагогическую структуру, где обучается ребенок, и зависит от потребностей ребенка.

«Все школы в Израиле инклюзивны, поэтому помещение ученика в стандартные рамки образования сложности не представляет, — заверила Марина. — В стране 40% учеников, подпадающих под закон о специальном образовании, учатся в специальных учреждениях, остальные интегрированы в обычные школы».

В Израиле практикуется модель инклюзии на основе индивидуального сопровождения. Тьютор, обладающий знаниями об аутизме, сопровождает ребенка на протяжении всех уроков и перемен. Предполагается тесное взаимодействие между тьютором, педагогом и родителями.

Если ребенок ходит в коммуникационный класс, а не в стандартный, это не значит, что он выпадает из жизни и оторван от мира. В классе учатся до восьми детей, команда, работающая с ними, более многочисленная, чем в обычном: два учителя, несколько тьюторов. Дети из этого класса ходят на инклюзию в обычные классы — кто-то на рисование и пение, кто-то на физкультуру, это зависит от индивидуальной программы ребенка.

В Израиле признают, что абсолютно у каждого ребенка есть свои потребности, и их нужно удовлетворить, к чему система должна быть готова. «Очень неприятная вещь — вынужденная интеграция, когда особого ребенка погружают в неподготовленную среду. Ребенок не адаптирован, так же как и новое окружение. Такие эксперименты завершаются неудачно», — предостерегла Марина Слепян.

Тьютор — работа не для слабых

Мечта родителей детей-аутистов — тьюторское сопровождение. Председатель тюменской общественной организации «Дети — ангелы» Полина Бабушкина выразила надежду, что в скором будущем сопровождение ребенка во время учебного процесса перестанет быть роскошью, вопрос найдет свое решение и воплотится в жизнь. Она отметила: «Уже ведутся переговоры с представители педагогических вузов о введении в программу подготовки студентов практиконаправленных вопросов коррекционной работы с детьми с ОВЗ и подготовки тьюторов. Этим летом на протяжении двух недель на базе Тюменского областного реабилитационного центра работала пилотная группа кратковременного пребывания; с детьми, в том числе с РАС, занимались на протяжении четырех часов в день студенты — будущие педагоги. Девушки даже с самыми сложными детьми нашли общий язык. Родители дали высокую оценку такому проекту, поскольку дети получили очень важный опыт социализации. Подготовка тьюторов — одно из важнейших направлений совместной работы департамента образования и общественных организаций».

Кто может быть тьютором? Специалист, работающий в сфере образования, соцработник, волонтер, имеющий определенные знания? Заместитель директора департамента социального развития Тюменской области Татьяна Родяшина сообщила: «По линии соцзащиты таких должностей просто нет, и департамент не сможет их оплачивать. Есть лишь социальное сопровождение семей, воспитывающих особых детей, т. е. специалист на два-три часа может освободить родителей».

В качестве тьюторов вряд ли можно использовать волонтеров, т. к. эта работа высококвалифицированная и очень тяжелая.

Таким образом, тьютором может быть представитель сферы образования, но большой вопрос — найдутся ли желающие? О сложностях с введением новой должности рассказала директор специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада № 76 Тюмени Ольга Бурова: «Совсем скоро наличие тьютора станет обязательным требованием, однако педагог, ставший тьютором и имеющий какую-либо квалификационную категорию, ее потеряет, потеряет педагогический стаж, а вместе с ним и продолжительный отпуск, он сократится с 56 до 28 дней. Еще один минус — рабочий день тьютора составляет семь часов, педагога коррекционного учреждения — пять часов. Получается, что высококвалифицированный педагогический работник лишается напрочь всех льгот педагога коррекционного образования».

Таким образом, вопрос, кто же будет работать тьютором, еще ждет своего разрешения.

И родители, и педагоги ждут изменения в системе образования. С сентября 2016 года в силу вступают Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая стандарты для обучения детей с РАС. На сайте Минобрнауки сообщается: «В настоящее время задача по созданию условий для получения образования детьми всех категорий ОВЗ в общеобразовательных школах является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства».

В нашем регионе уже разработан план по подготовке внедрения стандартов. Для координации деятельности по вопросам обучения детей с РАС готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности с Тюменской организацией «Открой мне мир». Она занимается помощью инвалидам и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. В рамках соглашения будет проходить информационный обмен, совместное проведение круглых столов, семинаров, консультаций для родителей детей с РАС. Специальная начальная школа-детский сад № 76 Тюмени определена ресурсным методическим центром.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
К реставрации памятников активно привлекают частных инвесторов.

#памятники
#архитектура
#культурное наследие
#инвесторы
#новости Тюмени
Молодежь Тюменской области сможет получить до 100 000 рублей на реализацию своего проекта
Молодежь Тюменской области сможет получить до 100 000 рублей на реализацию своего проекта
Подать заявку на участие можно до 6 мая.
#молодежь
#проекты
#идеи
#инициатива
#мастер-классы
#новости Тюмени
Более 1 300 человек эвакуированы из населенных пунктов Абатского района
Более 1 300 человек эвакуированы из населенных пунктов Абатского района
14 населенных пунктов сейчас отрезаны от «большой земли».

#паводок
#Абатский район
#новости Тюмени
Для ветеранов Великой Отечественной войны в Тюменском районе устроили праздник
Для ветеранов Великой Отечественной войны в Тюменском районе устроили праздник
Это мероприятие в районе проходит ежегодно.
#ветераны
#праздник
#традиции
#Тюменский район
#новости Тюмени
Какие работы пора провести на даче весной
Какие работы пора провести на даче весной
Советами делится главный агроном ФГБУ «Россельхозцентр» по Тюменской области.
#дача
#огород
#агроном
#дачники
#советы
#новости Тюмени