Первые претенденты на землю уже есть.
_Новые кирпичные дома ЖК «Москва» компании ОАО «Сибстройсервис» стоят вдоль аэропорта Плеханово. От подъезда дома, в который в начале марта должны заехать первые собственники квартир, до бетонного забора аэродрома несколько метров. Пока будущие жители обсуждают варианты планировки квартиры-студии от 17 квадратов, собственник аэродрома ПАО Авиакомпания «ЮТэйр» в третьей инстанции пытается признать незаконным разрешение на столь близкое к своему объекту строительство домов._
От полей к многоэтажкам
Часть территории между Объездной дорогой и улицей Интернациональной в начале 1930-х годов заняла Тюменская авиагруппа, положившая начало развитию в регионе гражданской авиации и способствовавшая появлению компании «ЮТэйр». Восемьдесят три года назад на этой земле трудно было представить соседство аэропорта Плеханово с жителями города: пятьдесят тысяч тюменцев проживали в центральной и заречной части Тюмени. Чуть позже за железной дорогой на улицах Амурской и Магнитогорской расположились немногочисленные частные дома. С активным развитием областной столицы в юго-западной части города стали появляться высотные дома, но близкого соседства с аэропортом не было до 2013 года, пока в 750 метрах не были сданы первые дома компании «Жилье-2000».
В соответствии с Воздушным кодексом РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений вокруг аэропорта должны согласовываться с собственником аэродрома. Причины просты: ограничения должны обеспечивать безопасность полетов и учитывать негативное воздействие оборудования аэродрома.
С началом активной застройки микрорайона Плеханово в адрес собственника аэродрома начали обращаться застройщики. ОАО «ТДСК» и ООО «Меридиан Констракшн Тобольск» согласовывали высоту зданий, маркировки и светоограждения на них. Без каких-либо изменений было согласовано строительство домов ГКУ ТО «УКС» в мкр. Ямальский-2 и строительство на пересечении ул. Закалужская — ул. Московский тракт компании ООО «Экостандарт «Технические решения».
ЗАО «Жилье-2000» внесли изменения в проект застройки, уменьшив высоту многоэтажных домов. А вот ООО «Уралметаллургремонт-4» из Челябинска получил отказ в согласовании строительства. Земельные участки расположены в полосе воздушных подходов аэродрома. Строительство компания не начинала.
В «ЮТэйр» отмечают, что в данный момент отработано около 20 запросов по согласованию размещения индивидуальных жилых домов, попадающих в полосу воздушных подходов аэродрома Плеханово. Но трудности возникли лишь с одной — ОАО «Сибстройсервис».
Самовольный объект
Компания под руководством Василия Юрочкина получила разрешение на строительство в этом районе от администрации Тюмени в середине декабря 2015 года. К концу 2016 года «Сибстройсервис» должен был возвести двенадцатиэтажный трехсекционный «Жилой дом ГП-1» площадью 1157 квадратных метров. Рядом с домом планировали построить тротуары, детские площадки, автостоянки, газоны, посадить деревья и кустарники. На сегодняшний день, 17 февраля, собственники еще не получили ключи от квартир, а территория по периметру дома огорожена забором.
Авиакомпания «ЮТэйр» обратилась в суд в начале января 2016 года с просьбой признать незаконным разрешение на строительство и самовольной постройку объекта по адресу: ул. Интернациональная, 199, корпус 4. Кроме того, авиакомпания настаивала на том, чтобы обязать застройщика снести самовольно возведенный объект. Дело рассматривалось в Арбитражном суде Тюменской области, суде, в Восьмом арбитражном апелляционном суде и Арбитражном суде Западно-Сибирского округа.
«Строительство спорного объекта не было согласовано с собственником аэродрома. Земельный участок находится в границах приаэродромной территории», — говорится в материалах дела.
Так как весной 2016 года Управление Росреестра по Тюменской области зарегистрировало 251 договор участия в долевом строительстве на квартиры, оспариваемое разрешение на строительство теперь затрагивает права и интересы дольщиков. При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения требований авиакомпании. Сказались юридические моменты: спор должен быть решен путем предъявления иска, а не оспаривания решения государственного органа, выдавшего разрешение на строительство.
В конце января нынешнего года арбитражный суд Западно-Сибирского округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб. При этом за авиакомпанией осталось право обратиться в суд по гражданскому спору. Правда, судья отметил, что признание незаконным разрешения на строительство само по себе не влечет квалификацию постройки как самовольной.
Представители администрации Тюмени и ОАО «Сибстройсервис» против заявленных требований возражают и считают, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют, говорится в деле суда.
Вне генплана и без особой зоны
Одним из оснований для признания незаконным выданного разрешения на строительство для «Сибстройсервис» могло стать признание Плеханово зоной с особыми условиями использования территории.
Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория с особыми условиями использования. Ее границы определяются окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Однако авиакомпания «ЮТэйр» не согласовала размер санитарно-защитных зон. В тюменском Роспотребназоре это подтвердили.
«Компания не оформила в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установления окончательной санитарно-защитной зоны. В связи с чем санитарно-защитная зона аэропорта Плеханово не поставлена на кадастровый учет как зона с особыми условиями использования», — говорится в официальном ответе управления.
Если бы все было согласовано, в санитарно-защитной зоне нельзя было бы размещать жилую застройку, ландшафтно-рекреационные зоны, садоводческие товарищества, коттеджи, дачные участки, детские площадки, образовательные и оздоровительные учреждения.
Заместитель главы администрации Тюмени Руслан Кухарук напоминает, что строительство домов ведется не на территории «ЮТэйр», а на федеральной земле.
«Фонд федерального развития жилищного строительства провел торги. В ходе аукциона земля была предоставлена застройщику. Исходя из этого, администрация Тюмени выдала разрешение на строительство на этой территории многоквартирных домов. Зоны, о которых говорят в «ЮТэйр», не были установлены, что и является причинами неурегулированности ситуации. Застройщиками и проектировщиками все нормативы выполнены. Они получили положительное заключение проектной документации. Она не противоречит ни одному из нормативов», — сказал он.
Однако в авиакомпании уточняют, что документы на установление размеров санитарно-защитных зон ею подавались: «Соответствующие документы прошли все стадии экспертиз и уже довольно долгое время находятся на финальной стадии подписания».
Аэропорта Плеханово нет и на карте генерального плана развития Тюмени до 2025 года. На его месте расположены зоны многоэтажной застройки.
«Это было роковой ошибкой со стороны органов муниципальной власти. Неоднократные обращения о внесении в генеральный план города территории аэропорта Плеханово отклонены в связи с планируемым переносом аэропорта до 2025 года. Но стоит обратить внимание на оговорку, что перенос зависит от совокупности социальных, экономических и иных факторов, реализации проектов. То есть можно предположить, что план останется планом», — надеются в авиакомпании.
Позиция «Москвы»
«Сибстройсервис», возводящий ЖК «Москва», — первый и пока единственный застройщик, открыто претендующий на территорию вокруг аэропорта, — при первичной договоренности был готов рассказать корреспонденту «Вслух.ру» о причинах отсутствия согласования строительства с руководством аэродрома, но в итоге не ответил ни на один официальный запрос.
Право на землю
В 2013 году на основании
C аэродрома выполняются регулярные пассажирские рейсы в Кондинск и Тобольск, а также заказные чартерные рейсы, тренировочные полеты, перевозится груз. Планировалось открытие полноценного летного училища. На территории располагается испытательный завод.
На аэродроме базируется и Тюменская межрегиональная федерация авиации общего назначения. Ее руководитель и бывший директор аэропорта Плеханово Николай Пономарев считает, что решение строить дома рядом с объектом — опрометчиво.
«Мы занимались вопросом организации санитарно-защитной зоны, которая так и не была утверждена. Ан-2 и самолеты серии Як в перспективе не помешают жителям строящихся рядом домов, а вот испытательные полеты Ми-26 и Ми-8 могут стать поводом для возмущения жителей», — говорит Николай Николаевич.
Он считает, что вынести аэропорт за территорию города — сложное в реализации решение.
Авиаконструктор и пилот малой авиации Сергей Карпов рассказывает, что причины исключения из генерального плана Тюмени территория Плеханово кроются в интересе к земле.
«Аэропорты изначально строились в самых лучших местах: неболотистых, сухих и высоких. Застроить эти гектары домами можно, а вот найти новую, хорошую территорию под аэропорт — очень сложно. За границей достаточно примеров, когда аэропорты находятся почти в центре города. Никто их не выносит за пределы и уж тем более не ликвидирует совсем», — говорит пилот.
Он также отмечает, что при взлете и посадке у самолетов малой авиации пока не возникает проблем. Створ в южной стороне остается открыт. «А вот с севера ровно по траектории посадки уже не пройти: мешают 25-этажные дома на ул. Льва Толстого», — сообщает Сергей Карпов.
Вопрос федерального масштаба
Строительство вокруг тюменского аэропорта — не прецедент. По сообщению газеты «Коммерсантъ», федеральный центр и власти Подмосковья подняли вопрос об упрощении порядка застройки территорий, прилегающих к аэродромам. Если рядом с Домодедово и Шереметьево в перспективе могут появиться жилые дома, что тогда говорить о каком-то Плеханово.