Послание Губернатора Тюменской области В. В. Якушева областной Думе «О положении дел вТюменской области». Фоторепортаж. Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы! Уважаемые представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления! Дорогие тюменцы! Год назад я в этом же зале обращался к вам, а через ваше посредничество — и ко всему населению нашей области, призывая к прямому, откровенному разговору не только о наших первоочередных нуждах и ближайших, неотложных задачах, которые на самом деле достаточно ясны практически любому человеку, но и о том будущем, в котором мы хотели бы жить и которое обязаны воплотить на Тюменской земле. Отправной точкой того Послания стал призыв задуматься об уникальной политической ситуации, сложившейся в России, о том, как важно не растратить напрасно предоставленные ею возможности. Сегодня совершенно ясно, что это были не пустые слова. Истекший год оказался непростым для нашей страны. Прежде всего, конечно, надо упомянуть военные действия, в которые мы против нашей воли оказались втянуты на Кавказе; и здесь я сразу же хотел бы прервать свою речь. Дело в том, что в числе погибших в ходе этих трагических событий российских миротворцев оказался наш с вами земляк — уроженец деревни Нариманово Тюменского района Раушан Мухамедович Абдуллин. Он был призван в ряды российской армии, затем остался служить по контракту. Раушан Абдуллин погиб в первый же день конфликта, погиб с честью, защищая мирное население. Он совершил для своей страны самое большое, что только может совершить человек, — он отдал за нее жизнь. А было ему всего двадцать лет. Обещаю, что для его родных будет сделано все необходимое. Прошу почтить его память. Спасибо. Едва наступил — причем, прежде всего благодаря твердой позиции России — хоть и хрупкий, но все же мир на Кавказе, как развернулись глобальные финансово-экономические потрясения, подлинные масштабы которых еще далеко не ясны. Однако Россия справляется с этими испытаниями, демонстрируя запас прочности, которому многие в современном мире могут позавидовать. И важнейшей составной частью этого запаса прочности является политическая стабильность, которую нам удалось сохранить и укрепить, проведя с интервалом в несколько месяцев и выборы нового состава Государственной Думы, и выборы главы государства. Их итоги показали, что Россия привержена верховенству закона, нерушимости демократических институтов, ясности и определенности политического курса. Если бы не эта, наконец, достигнутая консолидация российских граждан, адекватно отвечать на внешние вызовы было бы гораздо сложнее. И я с удовлетворением отмечаю, что в обеспечении таких результатов есть и наш, тюменский, вклад. Не буду напоминать итоги голосования Тюменской области на парламентских и президентских выборах — думаю, эти впечатляющие показатели все помнят. Хочу только подчеркнуть, что политическая воля, однозначно выраженная в них, должна оставаться нашим безусловным ориентиром и далее. Итак, Россия вступила в новый исторический этап своего существования. Тот выбор в пользу общественной консолидации, выбор в пользу будущего, сделать который я призывал вас год назад, совершился. Будущее уже началось. Страна успешно прошла важнейший тест на устойчивость, и важно понимать, в чем был его смысл. Мы не застряли в прошлом, в ХХ веке, мы вырвались из порочного круга российской истории, из старых дрязг и разногласий. Но это налагает на каждого из нас особую ответственность, предъявляет особые требования. Пока сделан только первый шаг! Не менее, но и не более того. Теперь надо учиться жить и действовать в XXI веке. Будущее не возникает по щучьему велению, оно создается кропотливой работой, постоянной сверкой реализованного — с намечавшимся. И поэтому я хотел бы, прежде всего, вернуться к основным задачам, поставленным в Послании 2007 года. Оно было не формальностью, не набором цифр и риторики. Оно создавалось как реальный инструмент политического управления, что неоднократно подчеркивалось в его тексте. Как вы знаете, мы пользовались этим инструментом, неоднократно обращаясь к Посланию в ходе рабочих встреч и совещаний. Поставленные в Послании задачи не были забыты, область не вернулась к рутинному порядку жизни. Однако именно сегодня пришло время оценки сделанного и системного определения дальнейших перспектив. Так чего же нам удалось добиться, а чего нет — и, главное, почему? Только на этой основе мы сможем определить курс дальнейшего движения. Безусловно, сделано немало, по отдельным направлениям — даже больше, чем планировалось. Специально выделю несколько достижений, которыми мы можем гордиться. На первое место поставлю нашу демографическую динамику. Ведь это, по сути, интегральный показатель качества жизни. Если люди рожают детей, значит, у них неплохо обстоят дела со здоровьем, у них есть жилье, работа и, главное, уверенность в том, что все это завтра не исчезнет, более того, что необходимыми гарантиями будут обеспечены и сами новорожденные. Этот же показатель, как никакой другой, свидетельствует об эффективности работы органов власти, и уровне социальной ответственности бизнеса, и многом другом. Так вот, то, что в 2008 году мы наблюдаем существенный рост рождаемости, что на неблагоприятном в масштабах страны демографическом фоне мы добились заметного естественного прироста населения (подчеркиваю — естественного, без учета миграции) — это, безусловно, победа. Свой вклад в решение этого вопроса внесло областное здравоохранение, благодаря которому возросла и средняя продолжительность жизни. Особенно важно, что прежде всего этот процесс затронул мужское население. Увеличение средней продолжительности жизни более чем на 2 года — с 58 до 60,7 лет — что может быть дороже и важнее, чем эти подаренные людям и сохраненные для их семей, для близких, для общества в целом месяцы жизни? Специально хочу отметить успехи в борьбе с основной причиной смертности — сердечно-сосудистыми заболеваниями. Тюмень превращается в кардиологический центр национального масштаба — это очень важное достижение. В прошлом году мы прежде всего заботились о модернизации первичного звена здравоохранения — участковых больниц и амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов. Теперь, наведя относительный порядок на этом уровне, мы вышли на новый: на повестке дня уже стоит вывод на уровень мировых стандартов специализированной медицинской помощи, и это, конечно, прорыв. Неплохо обстоят дела в образовании, в совершенствование которого, прежде всего высшего и профессионально-технического, активно включился бизнес. Отмечу, что такое его поведение и есть образец верно понятой социальной ответственности — не просто благотворительность, которая сама по себе, конечно, похвальна и полезна, а участие в реализации того самого проекта будущего, которое и создается в сегодняшних аудиториях. Не только высшая, но и средняя школа выглядит достойно. Результаты ЕГЭ заметно выше средних показателей по стране по всем предметам, кроме, почему-то, физики. Из 200 учителей области, номинированных на президентские гранты в рамках национального проекта «Образование», получили их 108 человек — тоже довольно убедительный факт. Интенсивно развивается жилищная сфера. Год назад я говорил, что в 2008 году намечено ввести в эксплуатацию более 900 тысяч кв. м. жилья. Сегодня уже ясно, что данный уровень будет превышен. Особо хочу подчеркнуть, что этот строительный бум, во-первых, во все большей степени обеспечивается не только традиционными усилиями государства, но и частной инициативой; во-вторых, что он сосредоточен не только в городах. Наконец обновляется и сельское жилье, и это после того, как наша деревня долго была, откровенно говоря, зоной бедствия. Просто по-человечески очень радостно это видеть. Важно и то, что финансовый результат деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса (после долгих лет их работы в убыток) достиг наконец положительных значений и показывает тенденцию к дальнейшему увеличению. Выросли доходы населения. Достаточно сказать, что на 2008 год мы планировали всего лишь 18% рост среднемесячной заработной платы, а он оказался более чем 20%. И это не искусственно раздутые бонусы, а честно заработанные деньги. То, что труд наших сограждан наконец начинает достойно вознаграждаться — большое дело. Я не случайно начал разговор с того, что имеет непосредственное отношение к основам человеческой жизни — ведь это действительно самое важное. Обеспечены все эти позитивные сдвиги, конечно, нашими макроэкономическими успехами. Прежде всего, это реализация крупных инвестиционных проектов. Их мы насчитываем более 30, а суммарный их объем превышает 7,5 млрд евро. Всего же за 2008 год объем инвестиций в основной капитал составит, по оценке, 142 млрд. рублей (рост к показателям прошлого года на 9%), причем, вновь с удовлетворением отмечу, что основная часть средств инвестирована частными компаниями. Конечно, колоссальную роль в привлечении инвестиций играет наше участие в мегапроекте «Урал Промышленный — Урал Полярный». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его инициаторов — полномочное представительство Президента России в Уральском федеральном округе, полномочного представителя П. М. Латышева за неослабевающее внимание, которое уделяется этому важнейшему для нашего региона начинанию. Хорошо показала себя тюменская промышленность, в особенности обрабатывающая. Индекс промышленного производства более 110% - превышает и соответствующий общероссийский показатель, и среднее значение по Уральскому федеральному округу. А по обрабатывающей промышленности мы ожидаем к концу года 117% - более чем убедительная цифра! Наконец, особо хочу отметить успехи сельского хозяйства. Несмотря на засуху, мы собрали в среднем по 21,2 ц. зерна с гектара — это не просто лучший показатель по Уральскому федеральному округу, такое не удалось вообще ни одному региону к востоку от Урала. Есть качественные сдвиги и в животноводстве, и в пищевой промышленности. Причем они достигнуты прежде всего за счет начавшегося массового внедрения инновационных аграрных технологий, а значит, есть основания ожидать дальнейшего роста. Все это хорошо. Но будем честны — есть ли хоть одно направление, хоть одна проблема, состояние которых можно было бы признать полностью удовлетворительным, успокоиться и почивать на лаврах? Что, жители нашей области полностью удовлетворены качеством своей жизни, экономические перспективы блистательны, безукоризненно работает управленческий аппарат? Конечно, нет. Есть у нас и срывы, и неудачи, и, главное, обыкновенная инертность, способная погубить даже самые многообещающие начинания. Кстати, я не снимаю с себя своей доли ответственности за то, что не все из задуманного получилось (правда, и не позволю никому уклоняться от своей). Но дело ведь не в том, чтобы, по нашему обыкновению, наказать невиновных и наградить непричастных. Дело в том, чтобы задуматься о причинах такого хода дел. Обратимся к объективным социологическим индикаторам. Да, по последним данным и фонда «Общественное мнение», и ВЦИОМ, в той или иной степени удовлетворены качеством своей жизни порядка 2/3 населения Тюменской области. Казалось бы, это неплохой результат. Но давайте вдумаемся: ведь это значит, что каждый третий житель области ощущает себя забытым, ущемленным, выключенным из общего движения. Это значит, что почему-то все перечисленные достижения никак не отразились на его жизни, что он не чувствует себя нашим активным союзником, а находится в пассивном ожидании… неизвестно чего. С таким положением мириться нельзя. Оно нуждается в углубленном анализе; и я убежден, что и причины наших успехов, и причины наших трудностей имеют между собой немало общего. Ведь уже ясно, что является главной чертой современности. То, что в ней каждый человек в отдельности и общество в целом свободно раскрывают и реализуют свой жизненный, творческий потенциал. Д. А. Медведев в своей речи в Красноярске в феврале 2008 года предложил лаконичную формулу: «Свобода лучше, чем несвобода». И это не общее место, не красивые слова, а на самом деле совершенно технологичный принцип, позволяющий в каждом конкретном случае выбирать наиболее эффективное решение проблемы. А эффективным будет то решение, которое расширяет возможности самостоятельного, свободного человеческого действия. По сути, то же самое имел в виду и В. В. Путин, выступая на заседании Государственного Совета: «Именно воля людей, их прямое участие в судьбе России стали решающей силой, позволившей добиться всего, что было сделано за последние восемь лет». Не пассивное ожидание лучших времен, а прямое участие в определении собственной судьбы, превращающее человека из объекта административных влияний в свободно действующего субъекта. Так вот, и нам перемены к лучшему удаются при соблюдении двух критериев: когда, во-первых, обеспечиваются условия для устойчивого роста свободной человеческой активности — деловой, гражданской, интеллектуальной, творческой; и когда, во-вторых, для такого роста создаются стимулы (а ведь понятно, что после долгих лет массовой несвободы одних условий недостаточно, активность необходимо целенаправленно будить). Когда же нет ни того, ни другого, движение буксует. Разумеется, в первую очередь это происходит потому, что органы управления никак не могут приучиться рассматривать свободную человеческую энергию как важнейший ресурс развития, а не как досадную помеху. Но хочу заметить, что и наше гражданское общество далеко не всегда готово включать свой потенциал само, не дожидаясь указаний сверху, причем даже тогда, когда возможности для такого включения налицо, а соответствующие призывы настойчиво звучат. Когда я говорю об условиях и стимулах, я имею в виду не какие-то абстрактные экономические силы и тенденции, а совершенно реального, живого человека. Только человек — опять же не абстрактный, не придуманный в кабинете, а тот самый, который сейчас идет по улицам тюменских городов и сел, находится на своем рабочем месте, который завтра прочтет газетный отчет о нашей сегодняшней встрече, а послезавтра, может быть, придет к кому-то из Вас на прием, — именно он является силой, создающей и меняющей наш мир, наш образ жизни. Человек подлинный, в том числе и со всеми его несовершенствами. Владимир Короленко, в чьей жизни Тюмень оказалась связана именно с опытом несвободы и которого тем самым приблизила к пониманию сущности свободы, писал: «Люди не ангелы, сотканные из одного лишь света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло». Вот такой человек должен быть и отправной точкой, и конечным пунктом, и мерилом эффективности всех наших планов и усилий, как локальных, так самых масштабных. Но не надо думать, что наша задача состоит в том, чтобы сделать все за людей, придумать и построить им комфортное светлое будущее силами одной лишь власти. Уже пробовали — не вышло. Да и власть надорвалась на таком непосильном деле. Нет. Люди должны иметь возможность сами обустроить свою жизнь. И, конечно, им нужно помогать воспользоваться имеющимися возможностями, все время расширяя их спектр. Убежден, что такой подход — начинать и заканчивать с того, чтобы думать о человеке, — представляет собой ключ ко многим заржавевшим замкам. Он и должен стать смысловым ядром, вокруг которого выстроится стратегия реализации нашего проекта будущего. Теперь перейдем на более предметный язык. Основные его понятия были предложены Д. А. Медведевым в той же речи на Красноярском экономическом форуме, но по-прежнему нуждаются в детализации применительно к условиям каждого региона, каждого города, каждой сферы нашей деятельности. Конечно, я имею в виду всем вам известные четыре «И» — институты, инфраструктуру, инновации, инвестиции. Но что они значат для Тюменской области и для нас, несущих за нее ответственность? Институты. Их часто понимают узко, сводя к набору учреждений и организаций, причем преимущественно государственных и муниципальных. На самом же деле институты — это любые нормы и правила, регулирующие человеческую деятельность, причем как формальные, так и неформальные. А качество институтов — это и их способность обеспечивать высокую эффективность человеческих усилий, и их соответствие нравственным императивам. Причем эти требования органически связаны. Безнравственное строение институтов — то есть двусмысленность и даже лживость заведомо невыполнимых установлений, наличие в них коррупционных лазеек, невозможность для простого гражданина разобраться в бюрократических коридорах и добиться ясного ответа на свои вопросы — делает институты неэффективными. И, в свою очередь, неэффективность институтов — путаница в распределении сфер ответственности, срыв сроков исполнения порученных задач, возведение бессмысленных административных барьеров, даже элементарная нехватка профессионализма и грамотности — по сути, аморальна, поскольку тем самым институты из средства раскрепощения гражданской энергии превращаются в обузу, сковывающую человеческую свободу. Нам в Тюменской области нужны качественные институты. Я не могу остановиться на всех, но как вы сами убедитесь, о какой бы сфере жизни нашей области мы ни заговорили, именно выстраивание оптимальной системы институтов окажется главным условием ее правильного функционирования. Поэтому сосредоточу ваше внимание на тех институтах, от состояния и результатов работы которых сегодня, как я полагаю, в наибольшей степени зависят перспективы Тюменской области. И начать я хочу с системы органов государственного управления. Работа по ее совершенствованию началась не сегодня и не вчера, основополагающие подходы были заложены еще моим предшественником на губернаторском посту, Сергеем Семеновичем Собяниным. В первую очередь я имею в виду важнейший принцип «управления по результатам», который нам, как я полагаю, действительно удалось реализовать. Но есть и резервы дальнейшей модернизации. Прежде всего, это разработка административных регламентов, то есть четких документов, недвусмысленно регулирующих порядок исполнения управленческих функций и предоставления государственных услуг. К настоящему моменту 35 регламентов уже действуют в полном объеме, утверждены и готовы еще 20. И их надо внедрять немедленно, каждый упущенный день приносит потери и гражданам, и государству. К концу текущего года планируется принятие еще около 60 регламентов — неплохо, но надо помнить, что это только начало большой работы. В перспективе подлежат регламентации все функции и услуги, оказываемые как областными органами власти, так и органами местного самоуправления области. Также существенный момент — обеспечение прозрачности политического управления. Информационная закрытость отдельных государственных структур и органов местного самоуправления, отсутствие обратной связи с гражданами — сегодня это неприемлемый архаизм. Такие процедуры, как публичные обсуждения и общественная экспертиза готовящихся (подчеркиваю — готовящихся, а не уже принятых!) решений, как формирование при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества и независимых экспертов, должны из экзотики стать рутиной. Безусловно, значительным подспорьем тут является Интернет. И сейчас портал органов государственной власти Тюменской области относительно неплох и информативен. Однако к концу года планируется ввод в эксплуатацию обновленного, более удобного портала, который будет являться составной частью Общероссийского государственного информационного центра. А в 2009 году будет запущен сайт «Государственные и муниципальные услуги Тюменской области». Он должен стать для жителей области одним из главных источников информации обо всех государственных и муниципальных услугах и об условиях их получения, представленной в пошаговом режиме, с понятным изложением процедуры. Появление этого сайта сделает работу органов власти более результативной и одновременно более прозрачной и контролируемой. Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше возможностей для злоупотребления должностными полномочиями в личных и групповых корыстных интересах. Важнейшим институтом является областная бюджетная система. Она строится с учетом разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и на основе применения современных методов и механизмов: стратегического планирования, управления по результатам, программно-целевого подхода. Бюджетная политика Правительства Тюменской области направлена на повышение роли бюджета как надежного инструмента решения важнейших экономических и социальных задач, устранения инфраструктурных ограничений, повышения уровня жизни граждан. Наш бюджет — это не бухгалтерская роспись доходов и расходов, а реальный, уже действующий институт развития. Это видно хотя бы из того, что мы, ожидая в следующем году сокращения доходной части бюджета (из-за прогнозируемого снижения цены на нефть и некоторых изменений в налоговом законодательстве, прежде всего, сокращения поступлений от НДПИ), не считаем это препятствием к реализации наших стратегических целей. Еще один институт, которому мы в свете поставленных задач обязаны уделить особое внимание, это институт поддержки малого предпринимательства. Свое дело — это и естественный способ человеческой самореализации, и действенный метод преодоления индивидуальных социальных трудностей, и самый гибкий инструмент реагирования на меняющийся спрос. Во всем мире малый бизнес принято считать локомотивом развития. А что у нас? 21% от общего числа занятых, 22% предоставляемых населению услуг — таков вклад сегодня в экономику области субъектов малого предпринимательства. Скажем прямо — этого недостаточно. И ожидаемый в 2009 году 7% рост их количества, и примерно такое же увеличение оборота — тоже не такие уж высокие показатели. Поэтому поддержку малого бизнеса необходимо расширить — тем более это важно в условиях неопределенности перспектив финансовой стабильности. Бизнес-инкубаторы в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске, Заводоуковске должны выйти в режим стабильного функционирования как можно скорее (для первых трех уже приобретены помещения). На днях состоится долгожданное открытие технопарка; он должен с первых дней заработать эффективно. Это же касается и Гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Должна быть разработана и система новых мер по грантовой поддержке начинающих предпринимателей. В ближайшее время я жду соответствующих предложений от Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области. Причем особое внимание следует уделить развитию этих типов предпринимательской деятельности на селе. Хотелось бы поддержать строительство мини-ферм в личных подсобных хозяйствах граждан. Пока работа ведется на 9 объектах. Заявки на строительство мини-ферм подали еще сорок шесть хозяйств, рассчитываю на сохранение подобных темпов роста. Кстати, сюда же примыкает еще один важный институт формирования предпринимательского поведения — товарищества собственников жилья. В 2008 году завершилась работа по передаче жилищного фонда в управление собственникам жилья, причем этот способ управления, требующий настоящего предпринимательского чутья, избрали почти 90% собственников жилья в многоквартирных домах. На территории 16 муниципальных образований передача жилья в управление собственникам проведена в полном объеме. В 2009 году должна быть внедрена максимально прозрачная система организационных, финансовых и договорных отношений, обеспечено эффективное сочетание инициативы собственников с профессиональным исполнением функций управления. Думаю, что мы нашли верный путь к радикальному улучшению, мягко говоря, не идеального состояния нашего жилого фонда. Инфраструктура. Казалось бы, тут ничего сложного нет: дороги, связь, энергетика, единое информационное пространство. Хочу обратить ваше внимание, что не случайно все это собирательно обозначается термином «коммуникации». Коммуникации осуществляются между людьми. Дефицит коммуникаций (как мало что другое) ограничивает человеческую свободу. О каком созидании можно говорить, если поездка в районный или областной центр превращается в малоприятное приключение? Если человек лишен доступа к современным финансовым продуктам, кроме разве что сберкнижки? Если человек не имеет возможности воспользоваться национальными и глобальными информационными ресурсами — даже в таких скромных целях, как написать электронное письмо своим близким? Между прочим, по данным социологов фонда «Общественное мнение», в нашей области только 24% населения за последние 2−3 года приходилось работать за компьютером. А место области среди субъектов Российской Федерации — где-то в середине списка! Вам не кажется, что это место позорно низкое? Мне кажется. Если говорить о конкретных задачах в этой области, то совершенствование дорожной сети региона рассматриваю как одно из важнейших условий повышения не только экономического потенциала и инвестиционной привлекательности, но и качества жизни населения области. Как свидетельствуют социологические данные, именно качество и пропускная способность дорог вызывают особенно многочисленные нарекания жителей, причем — готов это засвидетельствовать лично как ездящий по тем же самым дорогам — нарекания совершенно справедливые. Нам остро необходимы строительство новых и реконструкция действующих транспортных коридоров. Продолжится развитие услуг связи с заменой устаревших аналоговых телефонных станций на цифровые и увеличением их емкости. Опережающими темпами будет развиваться поквартирная телефонизация жителей села. Но главную ставку, конечно, надо делать на более современные технологии — сотовую связь, IP- телефонию, спутниковый Интернет и т. д. К началу 2008 года достигнут плановый показатель по охвату региональным телевещанием и радиовещанием юга области — 90% от общей численности населения; в следующем году он вырастет до 95%. Но это тоже, честно говоря, технологии вчерашнего дня. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», основной задачей на 2009 и последующие годы является создание на территории юга области инфраструктуры широкополосного доступа к любой оцифрованной информации. Здесь, конечно, основную роль будет играть частный бизнес. Но я гарантирую, что во всех проектах, имеющих социальное значение, — таких, например, как подключение к быстрым сетям сельских населенных пунктов, уж по крайней мере всех центров районных муниципальных образований, — бизнес получит ощутимую поддержку региональной власти. Не будем забывать, что именно слабость областной инфраструктуры есть главное препятствие на пути развития нашей туристической отрасли. И это не только дороги, но и современные гостиницы, базы отдыха, предприятия общественного питания, производство сувениров, информационное и транспортное обеспечение — все это тоже элементы инфраструктуры. Мы собираемся к 2011 году привлекать не менее 600 тыс. российских и иностранных туристов в год. Для достижения этой цели понадобятся серьезные и нетривиальные усилия. Но они должны быть приложены — такой труд окупается с лихвой. Инновации. Думаю, и это слово все еще нуждается в расшифровке. Его принятие в качестве руководства к действию не означает, что мы все поголовно должны сделаться Кулибиными и Эдисонами — это было бы и утопично, и даже вредно. Многие велосипеды уже изобретены. Речь идет о другом — об умении вовремя менять велосипеды. Готовность и страсть к постоянному совершенствованию приемов и методов собственной деятельности (независимо от того, в какой сфере она разворачивается), включение в гонку эффективности, способность совершать рывки и обгонять конкурентов на поворотах — вот что такое инновационный режим функционирования. Это и есть единственно возможный способ существования в XXI веке. Как у Льюиса Кэрролла — теперь даже для того, чтобы устоять на месте, нужно двигаться быстро. Но нам-то этого недостаточно, нам нужно сделать правилом работу в опережающем темпе. Я думаю, что мы просто обязаны в ближайшие годы превратить Тюменскую область в территорию наибольшего благоприятствования инновациям. Я говорю «обязаны» потому, что в этом ведь и состоят традиции Тюмени — она, если угодно, исторически инновационный регион. Первопроходцы этих краев, шедшие, по словам публициста Петропавловского-Каронина, «не за легкой наживой, а ради упорной работы среди бесконечного простора»; знаменитое тюменское и тобольское купечество, ухватистое и оборотистое; святитель Филофей, губернатор Муравьев, ученый Менделеев, поэт Ершов, композитор Алябьев, художники Суриков и Перов; легендарные Салманов и Эрвье, да и тысячи, десятки тысяч рядовых нефтяников и газовиков второй половины прошлого века — все это были инноваторы, каких поискать. Так что именно искусству инноваций нам надо учиться, как у наших знаменитых предков, так и у наших ветеранов. И в этом отношении нам уже удалось добиться многого. Инновационные проекты и технологии, инновационные кадры есть сегодня практически во всех отраслях тюменской экономики. Тюменская область входит в число лидеров по инновационным разработкам в сфере топливно-энергетического комплекса. В регионе развивается ряд ведущих научных школ общероссийского масштаба по таким направлениям, как нефтегазовая гидромеханика и разработка нефтегазовых месторождений, химическая технология топлива, механика многофазных систем. Особое значение приобретают научно-исследовательские и опытно-констукторские разработки в сфере нанотехнологий. В настоящее время на региональном уровне ими занимаются 12 организаций, в том числе ВУЗы, НИИ и промышленные предприятия. В аграрном секторе активно внедряются инновационные технологии содержания, кормления и выращивания животных и птицы. Именно за счет их внедрения будут обеспечиваться темпы наращивания производства мяса. Так, на базе племзавода «Юбилейный» создан крупный селекционно-гибридный центр на 2 тыс. свиноматок. Центром разработки и внедрения инноваций в молочном скотоводстве станет готовящийся к вводу в эксплуатацию Международный научно-производственный центр животноводства. Инновационные технологии пришли в строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Победителями конкурсного отбора, проводимого в рамках реализации национального проекта «Образование», стали 32 учреждения, активно внедряющие в образовательный процесс инновационные технологии, причем 20 из них расположены в сельской местности. Тюменский государственный университет победил в конкурсе ВУЗов, внедряющих инновации в учебную и научно-исследовательскую деятельность. Тюменский нефтегазовый университет становится одним из якорных резидентов технопарка. Перспективным является внедрение в практическое здравоохранение области систем диагностики, базирующихся на нанотехнологиях и предназначенных для раннего обнаружения тяжелых и хронических заболеваний. Важным событием стало открытие в октябре текущего года в Центре реабилитации «Тараскуль» первого в стране специализированного высокотехнологичного неврологического отделения для реабилитации больных с заболеваниями и травмами позвоночника. Но важно помнить, что главная движущая сила инновационного процесса — не сами технологии, а люди, способные их создавать, внедрять и использовать. Даже самое передовое оборудование может остаться мертвым грузом, если с ним будет некому работать. Наша задача — формирование в области инновационной культуры, в рамках которой обучению и переподготовке кадров уделяется приоритетное внимание. Поэтому мы будем только усиливать работу по выявлению и поддержке одаренной и талантливой молодежи. В образовательных учреждениях активно развивается олимпиадное движение, расширяется круг молодых исследователей, участвующих во Всероссийском молодежном форуме «Шаг в будущее». Из 47 участников Всероссийской олимпиады 7 человек стали призерами и дипломантами премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи. Ежегодно на высоком организационном уровне проходит областная студенческая олимпиада «Интеллект». Отмечу также регулярное проведение конкурсов на соискание научно-исследовательских грантов Губернатора Тюменской области. За 2007 — 2008 годы на конкурс было представлено 373 заявки, из них треть — молодыми учеными. Важным инструментом создания условий и стимулов для инновационной деятельности являются именные губернаторские стипендии аспирантам, студентам вузов и учреждений среднего профессионального образования, учащимся учреждений начального профессионального образования. Как вы знаете, в этом году я счел необходимым существенно, до 10 тыс. рублей увеличить аспирантские губернаторские стипендии и выровнять размер стипендий в системе профессионального образования. Инновационные кадры нужны нам во всех отраслях, в том числе и непосредственно на производстве, во всех уголках области, не только в городах, но и на селе. И они должны как можно раньше ощутить свою востребованность. Превращать Тюменскую землю в территорию инноваций будут именно эти инноваторы. Четвертое «И» — инвестиции. Конечно, рациональное движение капиталов — основа современной экономики. Безусловно, оно должно осмысливаться и управляться в режиме непрерывного мониторинга. Какое общее для населения области благо создается при помощи привлекаемых инвестиций? Насколько оптимальна структура инвестиционных потоков? Что из необходимого для области недоинвестировано? Думаю, что мы можем ответить на эти вопросы. Прежде всего, инвестиционный процесс должен и дальше строиться на основе стратегических приоритетов, сформулированных в отраслевых программах. Уже разработаны такие документы для лесной и легкой промышленности, транспорта и логистики, туризма, пищевой промышленности, сельского хозяйства и рыболовства, строительного комплекса. Намечена и должна быть ускорена подготовка стратегий инвестиционного развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей, энергетики, ЖКХ, сферы услуг, судостроения. Непрерывный процесс привлечения и освоения инвестиций должен заработать во всех отраслях, тогда и будет выполнена задача, поставленная в «Стратегии развития Тюменской области до 2020 г.», а именно — диверсификация структуры экономики и формирование кластеров развития везде, где есть для этого потенциал. Компания «ТНК-ВР» продолжит крупномасштабную работу по формированию на юге области нового нефтедобывающего района с объемами добычи свыше 10 млн. тонн нефти в год. В обрабатывающем секторе планируется рост производства на 6−11% к уровню 2008 года. Намеченный на 2009 год ввод второй очереди производства Антипинского нефтеперерабатывающего завода позволит более чем в 4 раза увеличить его мощность. Продолжится строительство компанией «СИБУР» первой очереди нефтехимических производств в Тобольске, с выпуском до 500 тыс. тонн полипропилена в год. Регион становится одной из крупнейших в стране баз комплектации и ремонта специализированного оборудования для топливно-энергетического комплекса. Я имею в виду комплекс предприятий, возводимый компанией «Шлюмберже», завод по производству буровых установок компании «Бентек», а также проект по модернизации производства и освоению новых видов продукции на Тюменском судостроительном заводе, входящем в структуру нефтесервисной компании «Интегра». При содействии Правительства области осуществляется инвестиционный проект по строительству компанией «УГМК-Сталь» металлургического завода для выпуска новой для региона продукции — сортового проката, в том числе арматуры для строительства. Специально хочу отметить, что промышленные проекты переста