Министр Валерий Фальков рассказал о поддержке студентов и преподавателей на фоне коронавируса : Интервью : Вслух.ру : Новости Тюмень

Министр Валерий Фальков рассказал о поддержке студентов и преподавателей на фоне коронавируса

рубрика: Интервью

Источник: Вслух.ру

А также о формах обучения на следующий учебный год, стоимости на коммерческих местах, перспективах общежитий.


Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел прямой эфир. Около двух часов он отвечал на вопросы абитуриентов, студентов, представителей вузов. Ответы на самые актуальные вопросы публикует «Вслух.ру».

Электронная подпись абитуриентам не нужна

– Обязательно ли поступать в вуз после колледжа, чтобы стать успешным?

– Было бы неправильно сказать, что люди со средне-специальным образованием не успешны. Успех во многом зависит от самого человека, насколько он целеустремлен, настроен, собран.

Вместе с тем есть научные статистические данные. Выпускник вуза имеет плюс 60-70% образовательной премии на рынке труда. Проще говоря, если закончите вуз, то будете зарабатывать на 60-70% больше, чем после школы. После магистратуры - еще плюс 25%.

Вообще, если вы учитесь и получаете качественное образование, то более востребованы на рынке.

Могу сказать, что сегодня высшее образование стало практически всеобщим, минимум 60% выпускников поступают в вузы.

– Нужна ли электронная подпись для поступления?

– Это дополнительное препятствие, которое абсолютно не нужно. Поэтому никакой электронной подписи — ни в этом, ни в будущем году не планируем.

Есть четыре способа поступить в вуз. Первый - традиционный, когда можно прийти в приемную комиссию, если позволит эпидемиологическая ситуация в конкретном субъекте. Второй - электронные системы самого вуза, то есть через личные кабинеты на официальных сайтах. Третий - по почте. Четвертый - мы тестируем в этом году суперсервис на госуслугах «Поступи в вуз онлайн».

Ни в одном из вариантов не предусмотрена электронная цифровая подпись.

Что ожидается после дистанционного обучения

– Учебные заведения, научные институты работают дистанционно. В интервью не раз подчеркивали, что система стресс-тест прошла, но есть моменты, которые нуждаются в улучшении, усовершенствовании. Надо работать, но над чем конкретно?

– Эта задача стоит на лето, до начала учебного года. В этой ситуации нужно задаться вопросом: можно ли организовать работу наших вузов в тех же условиях, в каких оказались весной, но по-другому? Сейчас это самый актуальный вопрос. Министерство создает специальную рабочую группу, чтобы в ближайшее время пересмотреть стандарты; посмотреть по-другому на операционную деятельность университетов: как можно в условиях распространения коронавирусной инфекции с одной стороны сохранить жизнь и здоровье преподавателей и студентов, с другой — организовать учебный процесс.

Вторая задача: надо посмотреть, чем мы можем помочь коллегам-преподавателям? Им нужно сказать огромное спасибо, потому что при той нагрузке, которая появилась, многие преподаватели гораздо больше стали тратить времени и сохранили тот уровень преподавания, на который рассчитывали студенты. Поэтому вопрос в том, чтобы до нового учебного года помочь освоить всем более современные форматы общения со студентами, чтобы все были готовы на 100%.

– Нет ли опасения, что появившаяся дистанция нарушит живое общение, которое помогает учебному процессу?

– Опасность такая есть. С одной стороны, мы друг друга видим и слышим, с другой понимаем, что это иной формат образования.

Я не раз говорил, что нельзя рассматривать дистанционное образование в качестве альтернативы традиционному формату, но оно может дополнять. Одна из серьезных проблем высшей школы - нагрузка преподавателей. И сложившаяся ситуация - повод задуматься: как перестроить образовательную деятельность, чтобы разгрузить преподавателей без потери качества.

Дистанционное обучение сокращает время на поездки. Но личное общение с преподавателем - это то, что всегда ценилось. Качественное, фундаментальное образование, на которое рассчитывают абитуриенты, студенты, основано на личном общении. Плюс это социализация - общение в группе, общие интересы, активность за рамками учебного процесса.

Возможно изменить количество аудиторных часов, уменьшить группы. Будущее за тем, чтобы адаптироваться, а не закрываться.

– Не планируется ли в вузах сокращения кадров или снижения уровня зарплаты преподавателей, увольнения тех, кто не справился с переходом на цифровые сервисы?

– Это актуальный вопрос, особенно учитывая ситуацию на рынке труда. Мы ориентируем университеты на то, что не может быть увольнения, деления на тех, кто справился и не справился. Абсолютно готовых на 100% использовать цифровые сервисы немного. Наша задача - запустить краткосрочные курсы и дать возможность преподавателям, кому это необходимо, такое обучение пройти. Этого не надо стесняться. Часть университетов такую работу уже организовали.

Что касается зарплаты, то этот вопрос тоже на контроле.

Она должны быть выплачена вовремя и на должном уровне. На совещании с главой государства было озвучено, что вузам и научным организациям будет оказана дополнительная поддержка - 41,4 млрд рублей. Сейчас анализируется финансовое состояние образовательных организаций, поступившие запросы. Туда, где сложная ситуация, в июне поступят дополнительные средства на выплату зарплаты в установленных размерах. Мы также понимаем, что в июне выплачиваются и отпускные.

– Смогут ли иностранные студенты продолжать учиться удаленно, если границы не откроют до осени?

– Мне хотелось бы всех успокоить, что обучение будет организовано удаленно. Но нужно реально посмотреть на ситуацию. В ряде университетов эта работа уже проведена, у них есть возможность организовать обучение студентов удаленно. Тут ведь неважно - или студент иностранный, или живет на соседней улице. Но далеко не по всем учебным программам это возможно. Мы будем отдельно рассматривать такие ситуации и помогать вузам организовать гибридные классы: когда кто-то будет находиться в аудитории, а кто-то синхронно - дистанционно. Это один из вызовов, перед которым оказались все вузы, где есть иностранные студенты. Я думаю, что наши университеты справятся. Там, где необходимо помочь, министерство окажет помощь.

– Больной вопрос — государственная итоговая аттестация в дистанционном режиме в творческих вузах.

– Существует федеральный государственный образовательный стандарт, к которому в равной степени уважительно должны относиться вузы и министерство. И если указано, что в онлайн-формате запрещено, давайте пока будем исходить из этого. Ситуация меняется в лучшую сторону. Будем надеяться, что появится возможность провести экзамены в традиционном формате. Если этого не произойдет, то посмотрим, как помочь, если в принципе готовы принять экзамены в онлайн-формате.

Поддержка студентов

– Вопрос от студентов-медиков. 27 тысяч студентов пошли в добровольцы, они помогают в ситуации с пандемией. Можно ли этот волонтерский опыт зачесть как практику и учитывать это при поступлении в аспирантуру?

– Хочется поблагодарить каждого из 27 тысяч студентов, которые в это непростое время приняли мужественное решение. Хочу отметить, что волонтерское движение очень популярно в российских вузах. Многие из тех, кого вы сейчас упомянули, принимают участие в акции «Мы вместе».

Я думаю, что мы письменно оформим рекомендации, чтобы вузы могли зачесть волонтерскую помощь в качестве практики, чтобы не было бюрократических сложностей. Что касается поступления, то вузы вправе давать дополнительные баллы. И это повышает шансы на поступление.

– С приходом эпидемии многие студенты попали в трудную финансовую ситуацию. На какую помощь российские студенты могут рассчитывать?

– Мы занимаемся этим вопросом, начиная с середины марта. Понимаем, что значительная часть студентов подрабатывали, но потеряли работу.

Первое, что мы сделали, - договорились с вузами о том, что развернем большую программу трудоустройства. Уже 150 учебных заведений в нее вовлечены, 16 тысяч студентов так или иначе трудоустроены.

В период коронавируса она кажется тестовой, но планируем сделать эту программу постоянной. Поэтому я рекомендую студентам обратиться в свои вузы по вопросам трудоустройства - в приемные комиссии, в подразделения по организации летнего отдыха с детьми и т.д.

Второй момент касается стоимости обучения. Значительная часть студентов, проживающих в общежитиях, уехали. Вузы прислушались к рекомендации сделать перерасчет за проживание в общежитиях. Средства вернут или оставят в счет будущего проживания.

Третий момент - стоимость обучения на 2020 год. Почти месяц совещались с вузами и вынесли непростое решение. Большинство вузов поддержали инициативу, что стоимость обучения не индексируется, то есть сохраняется на уровне 2019 года. Нет универсального решения всем снизить стоимость обучения, и его не может быть, так как бюджет многих вузов напрямую связан с оплатой студентов. При общем скептическом отношении к дистанционному образованию занятия проходили, преподаватели работали. Повод для постановки вопроса о снижении стоимости обучения - если занятий не было или они проводились плохо.

– Когда возобновят выдачу жилищных сертификатов для молодых ученых?

– У нас есть специальная ведомственная целевая программа - оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг. В ближайшее время готовимся выдать 42 сертификата, 78 сертификатов уже выдано. В прошлом году всего было 154. В июне на официальном сайте министерства опубликуют списки получателей сертификатов в 2020 году. Дополнительно будет размещен порядок подачи документов для получения сертификатов.

– Большинство общежитий российских вузов строились еще в советское время. Как будут обстоять дела со строительством новых общежитий или капитальным ремонтом старых?

– В целом по стране строится 24 общежития с расчетной мощностью примерно на 15 тысяч студентов.

Ежегодно выделяются средства на ремонт существующих. В 2020 году их больше - выделено почти три миллиарда рублей на ремонт 243 корпусов. Важно, какой ремонт проведут. Студенты совершенно справедливо хотят комфортных условий проживания для двух-трех человек. Чтобы было удобно, был wi-fi. Эта программа получит свое развитие.

Фото: minobrnauki.gov.ru.

Еще по теме:

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*

Ещё по теме:

















Другие новости

10 июня 2020 г.

реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description