Как вырулить из кризиса. История тюменского велопрокатчика : Интервью : Вслух.ру : Новости Тюмень

Как вырулить из кризиса. История тюменского велопрокатчика

рубрика: Интервью

Автор:

О мечте, бизнесе на фоне самоизоляции и наглых клиентах.


Малый бизнес пострадал от коронавируса почти сильнее всех. Кто-то закрылся окончательно, кто-то работает из-под полы, на свой страх и риск. А кто-то затягивает пояса и ждет, когда закончится кризис, чтобы снова выйти на рынок со своим предложением. Александр Федорцив, владелец небольшой сети велопрокатов, относится как раз к последней категории. И пока его велосипеды покрываются слоем пыли, Саша рассказал корреспонденту «Вслуха», насколько сильно пострадал бизнес от кризиса.

О старте и развитии

– Почему решил заняться именно великами?

– Велосипеды вообще с детства занимают особую роль в моей жизни, даже о магазине своем мечтал. Ну и у себя в юные годы было целых три велика на все случаи жизни. Нередко давал покататься и друзьям, бесплатно, конечно. Это уже потом пришло понимание – а почему бы не зарабатывать на аренде. Не друзьям, а в целом, на аренде велосипедов. Однако от задумки до реализации прошло много времени. Это только в мультиках так бывает: захотел и сделал тут же, никаких проблем. И все радуются, помогают тебе. В реале все куда сложнее. Велосипеды для продажи и аренды нужны, аренда помещения под прокат нужна, куча документов, условностей, пенсионный фонд, налоговая. И все это требует денег, денег, денег.

– И ты ограбил банк?

– Почти. 10 лет назад выиграл грант на 300 тысяч, тогда еще в Шадринске, Курганская область. Но знаешь, с этим грантом, вышло все еще сложнее. На первый взгляд выглядит здорово – государство дает деньги для развития бизнеса. Но по факту к этим деньгам выдвигается много требований. Во-первых, надо уплатить налоги, это около 40 тысяч. И платить их с гранта нельзя, грант только на бизнес. Пришлось влезать в долги, брать дополнительный кредит. Плюс потребовали, чтобы велосипеды для аренды были только новые. А я, понимаешь, уже нашел людей, которые продали бы мне хорошие с рук дешевле рыночной стоимости. Но ничего не поделаешь, пришлось покупать новые. Так что грант – это, конечно, прекрасно, но без него я бы мало что потерял. Все равно в кредиты влез.

– Вроде в Шадринске у тебя дела шли успешно. И тем не менее, ты сейчас в Тюмени. Почему?

– Да, в Шадринске действительно все было хорошо. Но вышло так, что пришлось лечь в тюменскую больницу. Довольно надолго. К этому времени моя девушка уже нашла работу в Тюмени, мы решили остаться здесь и все начать с нуля. Так появился наш прокат Starbike. Первую точку открыл в ТЦ «Дарина», на углу улиц Менделеева, 18. Она, кстати, до сих пор у меня там. Сейчас есть еще одна, на Профсоюзной, 92. Это угол с Республики, рядом с бывшей «Пиццей Мия».

center Летом на стене стройными рядами висят велосипеды

О кризисе и коронавирусе

– Давай о неприятном. Коронавирус крепко сказался?

– Конкретно по моему бизнесу кризис ударил не так сильно. Просто велосипеды – это бизнес сезонный. Они актуальны только летом. Зимой я сдаю сноуборды. А что делать в межсезонье? Грубо говоря, полтора месяца летом и два осенью (это в лучшем случае) прокаты работают в убыток. Но это предсказуемый убыток, я привык готовить на весну и осень небольшую подушку безопасности. Это и спасло при коронавирусе. Были небольшие запасы.

– Запасы же не вечны.

– Конечно, их надолго не хватило. Денег вообще мало, приходится продавать велосипеды. Особенно обидно, что сезон уже в разгаре, такая чудесная весна, а прокат простаивает. Единственное исключение – берем велики на ремонт и техобслуживание.

– Наверное, есть и плюсы? Конкуренты как выживают?

– Да кто как. Один очень хороший механик, к нему очередь на ремонты, на этом выехал. Второй, не забрасывая велопрокат, открыл дополнительно аренду мотоциклов для лесных покатушек. Закрываться пока никто не собирается.

– Много конкурентов-то? Воюете между собой?

– Вообще у нас с конкурентами нормальные отношения. Общаемся тремя крупными прокатами в Тюмени – «Фанрайд», «Енот» и Starbike. Можем прийти в гости, обратиться за помощью. Есть еще одна сеть, не хочу говорить название, их не сильно заботит качество велосипедов и их состояние. Зарабатывают они больше, но негативные отзывы людей говорят сами за себя. Поэтому вот конкретно с ними общение не пошло ни у меня, ни у двух остальных прокатов.

center Зимой место великов занимают сноуборды

О людях и ценах

– Если ломают что-то, как договариваешься о компенсации?

– Адекватов, конечно, больше. Взрослые люди готовы нести ответственность за сломанную технику и компенсировать убытки. Не так давно парень принес сноуборд, крепко ободрал об камни. Предложил ему оплатить ремонт, там около 2 тысяч выходило, или купить доску. Он сразу на месте выбрал второй вариант, купил сам сноуборд, крепления к нему и ботинки. Потом приходил еще несколько раз с друзьями, уже они арендовали сноуборды. Приятный ответственный молодой человек. Бывают, конечно, и другие, даже вспоминать не хочется.

– Расскажи уж.

– Пришел парень, совсем молодой, со старшим братом. На его имя арендовал сноуборд. Вернул треснутый, со сломанным сердечником, поломку скрыл и сбежал. Но мы же записываем контактные данные клиентов. Поговорили с братом, он признал вину, но компенсировать не торопился. Бегал, скрывался, на телефоны не отвечал. Ну детский сад. Я нянька что ли ему? Узнал, где работают родители. Приехал, вежливо объяснил ситуацию. Мама покивала, обещала решить… Через какое-то время приехал на дорогом джипе отец семейства. Пальцы веером, общается дерзко. В итоге швырнул мне тысячу рублей, хоть доска стоит не меньше десяти. Конечно, я не стал брать. К сожалению, от неадекватных людей никто не застрахован, надо быть к этому готовым. Злость была первое время, конечно, потом махнул рукой – этот пацан еще хлебнет горя в жизни, раз до сих пор не научился ответственности, предпочитая прятаться за папиной спиной.

– А с ценами-то у вас как?

– На сутки аренда велосипеда – 700 рублей. День – 600 рублей. Час – 150 рублей. Сноуборды за сутки 500 рублей в выходные, 300 в будни. На час доски сдавать нет никакого смысла, пока до горы доедешь, час прошел. Так что цены у нас вполне приемлемы. Что примечательно точки Starbike не равнозначны в этом плане. Если велосипеды удобно брать из любого проката, то доски люди берут охотнее именно из «Дарины» на Менделеева. Закинул в машину, выехал на Объездную – и до Воронинских горок прямым ходом. Тогда как с Республики не очень удобно выезжать. На сноуборде ведь не получится сразу сесть и покатиться, это не велосипед.

– Наверное, один из главных вопросов: прибыль большая?

– Даже безотносительно текущей ситуации прибыль невелика. За сезоны необходимо накопить на аренду в межсезонье, плюс я фанат своего дела, почти все вкладываю сразу в закупку новых велосипедов и досок. В общем, сейчас все идет в поддержание и расширение.

– Что с целями, Саша? Есть бизнес-мечта?

– Мечта осталась прежней. Хочу открыть свой магазин по продаже велосипедов, но это вряд ли получится, потому что люди все еще хотят «хорошие велики за 10 тысяч». Есть такая поговорка: «велики до 20 тысяч выбираются по цвету»... Хочется, чтобы Starbike превратился в большую федеральную сеть со своим директором, а я просто решал ключевые вопросы, параллельно путешествовал, смотрел мир. Что еще? Ну, чтобы все люди были здоровыми и счастливыми. И да, напиши, хочу, чтоб кризисов не было. Стабильности не хватает.

center Ремонтный уголок – самая активная часть проката в кризис

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*

















Другие новости

15 мая 2020 г.

реклама