Из журналистики - в торговлю: владелица экомаркета о бизнесе, экологии и продвижении в соцсетях : Интервью : Вслух.ру : Новости Тюмень

Из журналистики - в торговлю: владелица экомаркета о бизнесе, экологии и продвижении в соцсетях

рубрика: Интервью

Источник: Вслух.ру

Кристина Шелемеха рассказала "Вслух.ру", какой путь она прошла от появления идеи открытия своего бизнеса до ее воплощения.


Кристина Шелемеха - предприниматель, владелец настоящего экомаркета "Пакета нет" - это магазин товаров, свободных от упаковки. 90% товаров продаются на развес. Можно прийти со своей тарой (баночки, контейнеры, экомешочки), купить все, что надо и не приносить домой мусор. Это – рис, гречка, макароны, бытовая химия на разлив, шампуни, бальзамы и дезодоранты… О том, как родилась идея бизнеса, с какими трудностями пришлось столкнуться, и насколько ей помогли курсы для предпринимателей, она рассказала "Вслух.ру".

center

Кристина, как появилась идея такого магазина?

— Мы в семье уже давно придерживаемся экологичного образа жизни. И всегда была проблема, где купить продукты без упаковки и при этом хорошего качества. В одном из больших супермаркетов Тюмени есть развесной отдел, но там почему-то все трогают продукты руками, мне неприятно покупать такие товары.

Можно сказать, что это была моя личная боль. Я знаю, об этом думают и многие другие люди. Кроме того, мне хотелось найти профессию, связанную с экологической сферой.

Я стала рассматривать разные варианты. И мое внимание привлекли магазины без упаковки в Европе и в США.

Когда уволилась с прежнего места работы (трудилась редактором в одном из тюменских СМИ), начала бегать по утрам. А заодно смотрела помещения, которые сдаются в аренду. А потом подумала: «Ведь ничего страшного не произойдет, если я просто посчитаю, сколько будет стоить товар, заказанный в мешке, в розницу?!» Посчитала. Потом подумала: «А почему бы не разработать ассортиментную матрицу, это же меня ни к чему не обязывает?!» Это была просто игра. Я играла вечерами в магазин по 20 минут. Доигралась!

center

Так и поняла, что моя идея вполне может работать. Но мне не хватало каких-то базовых знаний: что открыть – ООО или ИП, какую систему налогообложения выбрать и т.д. Хотелось пройти какие-то предпринимательские курсы, не связанные с хлопками и танцами и т.д. Мне нужна была конкретная прикладная информация.

Как вы узнали про курсы «Ты - предприниматель»?

— Поскольку на прежней работе я писала про предпринимательство, то знала и про проекты, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. И как раз осенью объявили набор на очередной поток этого курса. И вновь подумала: «Если я буду ходить в выходные на эти курсы, меня ведь это ни к чему не обязывает!» Сходила и нашла ответы на свои основные вопросы. Через три недели я открыла свое ИП. Еще через пару недель получила первую партию товаров и продала ее просто знакомым и друзьям на пробу - посмотрела, как это работает, способна ли я вообще работать в продажах. Поняла, что не способна, но этому можно научиться.

В этом же, 2018 году, 6 марта открылся магазин «Пакета нет». К этому времени у людей уже был интерес к товарам без упаковки. Поэтому в магазин стали приезжать еще до его открытия: мне приходилось одной рукой красить стены, а другой – выдавать заказы. Так вот дело и пошло.

Какие знания вы получили на этих курсах?

— Я шла именно на практические семинары. Нам объясняли разницу между разными формами юридических лиц: ИП, ООО и немного рассказывали о некоммерческих организациях. Объясняли, какую систему налогообложения лучше выбрать с учетом разных видов бизнеса, как ее посчитать. Это важная практическая информация, которой я воспользовалась.

Но мне показалось не слишком полезными рассказы известных маститых предпринимателей, которые с высоты своего опыта рассказывают о своих успехах. Я очень рада за успешных бизнесменов, но для начинающего бизнеса это все бесполезно. Или выступление эксперта по PR, которая с высоты своих огромных бюджетов рассказывала малому бизнесу о том, как хорошо заказывать продвижение своих товаров и услуг тысяч этак на 200… Но откуда у малого бизнеса такой бюджет на рекламу? Начинающему предпринимателю важнее знать, какие бумажки собрать и куда их отнести. К счастью, такую информацию нам дали.

Очень полезным для меня был нетворкинг: каждый из участников курса «Ты - предприниматель» мог презентовать свой проект в узких группах или со сцены и получить первую реакцию. Я выступала со сцены и, признаться, ждала, что мою идею обругают. При этом я понимаю: это нормальная реакция, ведь идея-то у меня своеобразная. Но люди все сразу поняли, вопросов по формату не было. Мне задавали очень конкретные и толковые вопросы: а как вы будете продавать молоко? будете ли продавать мясо? Это помогло мне определиться с ассортиментом и т.д. Я поняла, что в реализации своего проекта эмоционально я могу полагаться на часть Тюмени точно.

Для меня это было откровением. Потому что когда я пошла на курсы, даже моя семья не знала о том, что я хочу открыть свой бизнес. Почему? Если ты женщина и если ты молода, то каждый захочет высказать свое мнение о том, как надо действовать. Я не хотела слушать такие советы.

Сегодня у вас есть потребность в каких-то знаниях, в какой-то информации, которая необходима, чтобы развивать свой бизнес?

— Из того, что предлагает наш регион, мне хватило этих курсов и другой учебы, которую я находила сама. Конечно, это не уберегло меня от каких-то ошибок, но по крайней мере я не начинала на ощупь. Мне кажется, я уже на том уровне, что наш регион не сможет предложить мне необходимую информацию. Например, в мае я стала финалистом конкурса от одной из социальных сетей: из нескольких десятков тысяч заявок отобрали заявки 100 женщин-предпринимательниц. И мы бесплатно летали на форум в столицу и учились маркетингу.

А что бы вы хотели увидеть?

— Некую коллаборацию с обучающими проектами федерального уровня. Например, администрация могла бы на конкурсной основе выбрать начинающих предпринимателей, которых бы вели кураторы федерального уровня.

Для меня сегодня актуальны такие темы, как писать посты в соцсетях, чтобы людям было интересно, как делать рекламу, какие связки использовать? В Тюмени я не знаю экспертов по этой теме. Уровень использования бизнесом социальных сетей у нас находится на уровне «купи, купи, купи!» Ни опросов, ни познавательных статей, которые не скопированы из других сайтов, а лично написаны… Примерно такие вещи мне хотелось бы увидеть.

Я стараюсь не пропускать обучающие мероприятиях для предпринимателей в Тюмени. Но жаль, что эти курсы не рассчитаны на малый бизнес. Нужны мастер-классы того, что предприниматель может сделать сам, своими ручками, а не платить по 200-300 тысяч рублей.

А как вы собирали ассортимент?

— Мне никогда не нравилась ситуация, когда приходится ходить по разным магазинам: в один, чтобы купить гречку, в другой — за каким-то специализированным товаром… Хотелось совместить относительно экзотические продукты и простые. Это первое. Второе – хотелось, чтобы ассортимент был экологически устойчивым.

center

Поэтому мы отказались от продажи продуктов животного происхождения настолько, насколько это было возможно. Например, у нас в зефире и в некоторых видах пастилы присутствует яйцо, но если появятся аналоги, мы откажемся от этого. Раз уж мы экомаркет, необходимо соответствовать. Ведь не секрет, что животноводство в 15% виновно в выбросах углекислого газа в атмосферу. То есть у этой сферы есть большой экологический след, мы не хотим его увеличивать.

Кроме того, хотелось, чтобы ассортимент был взвешенным: у нас можно купить продукты на завтрак, обед и ужин… Для приверженцев экологичного образа жизни есть альтернатива одноразовым подгузникам, моющие средства на розлив, косметические средства и т. д. То есть никуда не надо бегать.

Достаточно ли покупателей, которые разделяют ваши взгляды?

— Никогда не жаловались на поток людей. Но сейчас не хватает маркетингового опыта. Мне всегда хотелось сделать магазин без акций, чтобы были просто честные и приятные цены. Но, оказывается, люди любят скидки, призы, конкурсы… Поэтому сейчас я плотно погружаюсь в маркетинг, учусь проводить акции, которые помогают приводить в магазин больше людей. Очень много горожан, которым нравится наш подход, но мы расположены далековато от центра, акции помогают им сесть на автобус или вызвать такси и, наконец, доехать до нас.

— Кристина, вы известны в Тюмени и как общественный деятель, эколог, руководитель общественной организации «Круговорот». У вас все так удачно сошлось, даже закольцевалось: и принципы, и бизнес.

center

— Руководителем «Круговорота» я стала в 2017 году, самое же движение появилось в 2014 году. Да, и в организации, и в магазине мы придерживаемся идеи экологичного отношения к жизни. Изначально «Круговорот» проповедовал развитие отдельного сбора отходов. «Пакета нет» – это про ноль отходов, не купи продукт и сдай упаковку на переработку, а - купи продукт без пачки, ничего сдавать не надо! Сейчас мы эти идеи будем сближать плотнее. Раздельный сбор отходов не может существовать отдельно от отказа от упаковки. Ведь очевидно же, что человеку, который каждую неделю привозит к нам на Сортировочную станцию огромные баулы с пластиковыми бутылками из-под воды, срочно нужно подарить многоразовую бутылку! Примерно такой у нас запланирован вектор развития.

Фото из личного архива Кристины Шелемехи


Другие новости

10 декабря 2019 г.

реклама