Dipol FM | 105,6 fm

Данил Чащин: Этот мир «твердый», хочется сделать его «мягким»

Российский режиссер рассказал, о чем ставит спектакль на сцене тюменской драмы.

_Про режиссера Данила Чащина чаще всего говорят так: «молодой, но опытный», «молодой, но талантливый», «молодой, но уже серьезный». В каждой рецензии, интервью и сюжете звучит эта отсылка к возрасту. Данил сам это подчеркивает, смеется, немного нервничает, а потом идет к сцене тюменского драматического театра, где ставит спектакль «Молодость» по пьесе «Месяц в деревне» Ивана Тургенева._

Данил Чащин хорошо известен в театральных кругах Тюмени: здесь он жил и учился, преподавал, а после уехал в магистратуру школы-студии МХАТ. Данил ставил спектакли в МХТ им. А. П. Чехова, театре под руководством Олега Табакова, Центре имени Вс. Мейерхольда, ездит на постановки в города России и тотально занят до 2019 года.

«Вслух.ру» к премьере спектакля «Молодость» готовит короткий фильм о Даниле Чащине и его работе в театре, а пока представляем интервью с режиссером. Без возрастных ограничений.

— Данил, в одном интервью ты сказал, что зритель после твоего спектакля должен выйти из зала другим человеком. Не много ли ты на себя берешь?

— Это миссия театра. Во время игры актеров на сцене зритель должен забыть о своих бытовых проблемах и подумать о чем-то более важном. По крайней мере, мне бы хотелось, чтобы было так.

Можно сказать, что много беру на себя, когда решаюсь поставить спектакль, ведь я «ворую» два часа жизни людей, которые приходят ко мне на постановку.

Но утешаю себя тем, что хочу, чтобы зритель ушел другим, задумался о каких-то вопросах, стал чуть теплее. Вообще, этот мир «твердый», хочется сделать его «мягким».

— Как спектакль «Молодость» предлагался труппе театра?

— Я уже работал с актерами из тюменского драматического театра в проекте VR-спектакля «В поисках автора». Между ррепетициями зашел разговор о классике, постановках, возможности совместной работы. Я давно думал про пьесу «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Мне нравится материал, но текст сильно «заюзан»: все знают, как должен выглядеть спектакль и какими должны быть герои этой пьесы.

Когда уже было принято решение о постановке, на первую встречу артисты пришли с непониманием, как это будет выглядеть. Я сказал, что это будет спектакль про апгрейд молодости, где герои тщетно пытаются вернуть свои нерастраченные чувства. Вообще, слово «молодость» в пьесе встречается больше 30 раз, а старость — около 40. Мы действие спектакля перенесли в санаторий. У нас люди ведут борьбу со своим телом, ходят на процедуры. Мы даже ездили специально в санаторий «Сибирь», чтобы понаблюдать за его жизнью и «зазерниться» — найти эти зерна.

— Тургенев — чуть ли не первая классика в твоей постановке.

— Была еще «Мальва» Максима Горького в 2017 году, но до этого ставил только современные тексты. Таких спектаклей у меня одиннадцать. В этом сезоне и в 2019 году работаю с пятью произведениями Толстого, Чехова, Андреева, Тургенева, Островского.

Раньше не находил в классике сцепку с собой. Сейчас она мне интересна. Но это всегда интерпретация.

Думаю, что и за спектакль «Молодость» меня могут расстрелять: мы тут позволяем себе многое, но, как мне кажется, не изменяем автору.

— Во время твоей работы с актерами над постановкой появляется ощущение, что спектакль рождается прямо на сцене и нет стопроцентно продуманного плана.

— Да. И мне кажется, многих артистов это бесит. Я режиссер, который много придумывает на ходу. Я так работаю. Это не значит, что я прихожу на сцену неподготовленный. Я знаю, что мне нужно прийти из пункта, А в пункт Б. А вот каким путем мы все это проделаем — есть варианты.

— Ты приехал ставить спектакль в Тюмень — город, где учился, жил, но после переехал в Москву. Это типичный путь для провинциального режиссера, который хочет большего?

— В большинстве случаев — да. Я приехал опаленным в Москву, я получил первое образование здесь у Марины Владимировны Жабровец. Бывают, конечно, самородки, которые делают спектакли, не имея режиссерского образования. Этот путь не самый популярный, его выбрал Кирилл Семенович Серебренников. И еще Константин Сергеевич Станиславский (смеется).

До поступления в академию культуры Тюмени я в театре был всего пару раз вместе с классом. Нельзя сказать, что я мечтал о театре или «там, там, под сению кулис, молодые дни мои неслись». У меня был выбор — либо кафедра режиссуры, любо армия. Решил, пойду-ка на кафедру режиссуры. Шел наугад, а попал в десятку. Образование в академии дало некий театральный ликбез, я впервые что-то узнал о театре и о себе.

Это был пинок, первый импульс, а дальше от меня зависело, насколько далеко я полечу, насколько широкий размах крыльев, насколько воздуха хватит лететь. Дальше мне предложили остаться педагогом-ассистентом на кафедре.

Вообще, режиссер — это педагог. Где бы ты что ни ставил, в этом есть что-то педагогическое. Уча других, мы учимся сами.

Ты не можешь не читать, что читали студенты, ты не можешь не смотреть, что смотрели они. Ты должен быть все время в теме.

Когда ты режиссер, ты не можешь знать меньше артиста. Можно сказать «я не знаю», но для этого нужно иметь большую уверенность в себе.

— Но ведь это трудно, когда тебе 29 лет, а актерам на сцене в два раза больше. Как соответствовать как минимум их кругозору?

— О, это самый популярный вопрос. После молодости, конечно. Но я пока не знаю, что ответить. Что-то я спрашиваю у актеров, чего-то не знаю. Мы друг у друга учимся. Многим я показал, что такое «Инстаграм», например. С актерами, которые заняты в спектакле «Молодость», у нас есть общий чат в соцсетях. Я скидываю им фильмы, фотографии и видео. Многим, мне кажется, интересно узнать про нас, молодежь. Благодаря мне и моей команде они как-то молодеют, я же благодаря актерам становлюсь старше. Это взаимный процесс.

— И все-таки, почему ты не видел для себя возможности работать в Тюмени?

— Для меня раньше Москва была как Голливуд — что-то недосягаемое. Туда только избранные приезжали. Я же не ощущал, что я избранный и мне нужно ехать покорять столицу, но периодически заезжал в Москву на конкурсы и фестивали. В какой-то момент я понял, что мое образование и мои знании не уступают московским сверстникам. И спектакли, которые я видел в Москве, не всегда были чем-то очень талантливым. Но при этом был фестиваль «Территория», на который я попал и понял, что не хочу выходить из этого творческого столичного состояния. Почувствовал ветер перемен, разрушил какие-то границы. И поехал.

Вообще, как актеру, так и режиссеру важно не ограничивать мир, иметь open mind, когда ты готов к чему-то новому, когда ты разрушаешь границы, в которых живешь.

Вот сейчас хочу поехать в Европу, чтобы понимать процессы, которые там происходят. В будущем, может быть, и спектакли смогу там ставить. Дальше, возможно, будут и Штаты. Мне не хочется ограничивать себя.

Тем более что в Тюмени я попал в систему успеха. Многие звали поставить спектакль.

Я был такой первый парень на деревне. А в деревне один дом.

— И все-таки, почему ты не видел для себя возможности работать в Тюмени?

— Успех и слава — плохой учитель. Режиссера ведь судят по последнему спектаклю. Нельзя сказать: «Вот раньше делал хорошие спектакли, жалко вы их не видели». Такое не пройдет. С каждым спектаклем счет обнуляется. И каждый следующий должен быть лучше предыдущего. Для меня самая интересная постановка та, которую я делаю сейчас. «Молодость» пройдет, я поеду работать в мастерскую Дмитрия Брусникина. И у меня закончится Тюмень, но пока я всецело здесь.

Я часто говорю актерам, что наша цель — это горизонт. Мы не должны останавливаться. Видим маленький домик, доходим до него, но не дай бог нам в этом домике поселиться, потому что наша цель не он, а горизонт. Видим вдалеке человека, идем к нему, идем, но не дай бог нам с этим человеком поселиться в этом маленьком домике. Наша цель — горизонт. И так до тех пор, пока не дойдем до горизонта, а до него мы не дойдем никогда.

Я не говорю, что актерам нужно менять театры. Мне как раз не нравится, когда актеры меняют театры, ломают судьбы. Хотя это индивидуальный выбор. Я про «внутренний горизонт», чтобы не успокаиваться на достигнутом. В театрах есть примы, ведущие актеры, любимчики зрителей. Это все может отравить актера, зашорить его взгляд. И у режиссера то же самое. Я уже понимаю, что в некоторых постановках иду по ремеслу: знаю технологию, которая зайдет у зрителя, и использую ее. Но это меня обесценивает как творческую единицу.

— Тебя это волнует?

— Еще как. У меня полная занятость на следующий сезон, и я решил, что летом буду «поститься». Отказался от проектов на все это лето, вместо этого буду отдыхать. Ничего не буду делать. Может, в Европу с девушкой съезжу. Ну не на все лето. Июль.

— Давай вернемся к молодости. Тебя преследует это слово, а ты берешь и ставишь спектакль под названием «Молодость». Это ответ всем и сразу?

Я не очень хотел называть спектакль «Молодостью», это сразу дает отсылку к фильму Паоло Соррентино. Но мне сказали, что на название «Месяц в деревне» придет публика, которая будет ждать другого спектакля. А слово «молодой» все время за мной ходит. Да, в каком городе бы я ни находился, в каком театре бы ни ставил. Но я думаю, что когда-то это слово ведь уйдет и не будет относиться ко мне. И вот тогда буду ли я рад, что больше не «молодой»? Может быть, молодой — это ищущий, не успокаивающийся, энергичный.

У человека ведь три возраста: молодость, зрелость и старость. А у театра два возраста: молодость и старость. Либо ты молодой режиссер, либо старый.

Мне кажется, молодость определяет, насколько театр живой или не живой. Мне бы хотелось, чтобы и новый спектакль на сцене тюменской драмы был молодым. Помните, в этом театре даже один театральный сезон назывался «Молодость». Так что мы продолжаем стратегию, выбранную театром.

Я знал тюменскую драму еще в юности, когда приходил сюда студентом ТГИК. И видел актеров, с которыми работаю. Я наблюдаю за театром. У меня ощущение, что сейчас тюменский театр на старте, он поднимается. Мне хочется в это верить.

— До этого была стагнация у театра?

— У любого театра есть подъемы и спады. Все развивается циклично. Это естественный процесс для любого творческого организма, коллектива, театра. Сейчас я чувствую подъем. И это не связно с моим спектаклем, это началось раньше.

— Ты бываешь в провинциальных театрах. Можно сказать, что эти театры сегодня не на пике своего развития?

— По-разному, но это точно не зависит от того, где находится труппа. Бывают театры в стагнации, но находятся они в Москве. И эти коллективы провинциальнее, чем любой театр в городах России. И бывает провинциальный театр столичный, европейский, современный. Место его расположения здесь не решает ничего.

— А в чем провинциальность театров?

— Наверное, в этой старости. Когда театр не ищет, когда все нашел и эксплуатирует из спектакля в спектакль, когда использует штампы, когда актеры не развиваются. Вроде идет хороший спектакль, но я его уже видел, году в семидесятом.

Что отличает молодого человека от старого? Это количество привычек. Я так делал, я так делаю, я так буду делать. Может быть, очень молодой человек, но у него уже столько привычек. Когда нет развития, начинается процесс гниения и разложения творчества.

Театр — вещь ускользающая, это коварное искусство. Вчера один элемент казался новаторством, сегодня кажется безумным старьем. Театр должен следить за тем, что происходит в мире, как меняется восприятие человека.

Я, например, социальное животное, мне сложно сфокусироваться на одном объекте: не могу быть усидчивым, параллельно слежу за тем, что происходит вокруг, в телефоне. И у большинства молодых людей в зале такое же восприятие. И я как режиссер не могу этого не учитывать.

— Как режиссер может бороться за внимание зрителя, если тот все время заглядывает в телефон?

— Тут взорвать что-то на сцене, тут заставить актеров прыгать на месте (смеется). Мы два месяца репетируем спектакль, и все для того, чтобы держать внимание зрителя. Все решается методом проб и ошибок. Наверное, этим и определяется качество режиссера, насколько долго он может держать внимание.

Лично мое внимание сложно зацепить массовыми, энергичными, веселыми спектаклями. Мне прикольно только первые 15 минут, а после надоедает. Это слишком легкий разговор со мной. А может быть спектакль тихим и спокойным, но сложным и глубоким — я могу три часа сидеть и смотреть.

Хотя сейчас я не очень люблю ходить на постановки. У меня всего два желания в театре — либо уйти, либо украсть себе что-то из придуманного. Воровать стараюсь аккуратно. Если мне нравится спектакль коллег, думаю: как круто работают, мне бы так же.

— Что ты последнее подсмотрел?

— В основном из кино ворую, но не в чистом виде. Скорее то, как режиссер работает с моим восприятием. Например, режиссер сочетает кровавую сцену убийства и спокойную джазовую музыку.

— Режиссеры пытаются ввести что-то новое в свои спектакли. Обязательно должен быть экшен, спецэффекты, вода. Тебе это не кажется излишним?

— Если это оправданно, если прием не только ради приема, если проходит через смысл, через актера, то все отлично. Я вообще смотрю спектакли организмом, даже не головой. Увлекает ли сцена, появляются ли мурашки? Форма не менее важна, чем содержание. Я не смогу дать тебе воды, если не будет стакана. Но зачем тебе пустой стакан, если там нет воды.

Вот тут и возникает вопрос, зачем нужен театр. Наверное, это стакан воды. Это какая-то влага, которая спасет от засухи, от обезвоживания. В спектакле «Молодость» есть фраза «Мы с вами общаемся, словно кружево плетем. А вы видали, как кружево плетут? В душных комнатах, не двигаясь с места… Кружево — прекрасная вещь, но глоток свежей воды в жаркий день гораздо лучше».

— Данил, ты говоришь, что в твоих работах есть зашоренность, не новые приемы, ремесленность. Откуда это?

— Это и есть та старость, которая приходит. Про это я и ставлю спектакль. Мне интересно, куда уходит молодость, почему, из-за чего, как ее вернуть. И у меня нет ответа на этот вопрос.

Вроде спектакль про молодость, но на самом деле он про старость. Все грустно в спектакле заканчивается. Старость правит этим миром.

Молодость — это не вопрос возраста. Я знаю очень много молодых стариков — парней и девчонок, которые постарели, которых ничто не забавляет, которые ничему не радуются, не реагируют на мир. Мне 29, но я тоже борюсь с этими вирусами. Все время нужно размешивать это заплесневевшее болото внутри себя.

— Я увидела в твоей работе над спектаклем не только старость, но и смерть. Но мне все равно непонятно, ведь обычно к 30 годам люди еще не успевают покрыться плесенью, не так часто задают вопрос «кто я и зачем», видят перспективы и возможности.

— У меня пока плесень вроде не появилась. Когда я делал последний спектакль, там задавался вопрос, какие есть фобии у молодежи. Топ-3 - это страх смерти, одиночества и старения. Люди боятся будущего. И я разделяю эти страхи.

Вообще, непонятно, что будет завтра. Я не знаю, нужна ли будет режиссура, буду ли я востребован. Это такая профессия, где тебя могут позвать ставить спектакль, а могут не позвать. Также и вдохновение — придет или не придет. Я видел примеры суперталантливых коллег, которые делают суперпосредственные спектакли. Спектакль не застрахован от неуспеха. Смотришь — вроде прикольно получается, а на выпуске видишь — не взлетело. И случиться это может у каждого. Спектакль «Молодость» тоже не застрахован от этого.

— Ты спектакль ставишь из своего возраста. Тебе до старости еще 40 шагов, а актерам на сцене — два.

— Я с ними про это говорю. Задача артиста — играть про себя. Нужно, чтобы артист пропустил роль через себя, через свою кровь, желчь, через свою страхи, комплексы, триггеры.

Вопрос в чувствительности. У меня нет опыта, но есть эмпатия, я чувствую, как чувствуют другие.

######Мы часто рассуждаем, что молодость — это то, что было в прошлом. Мне хочется сделать спектакль про будущее, что ожидает нас впереди. Говорят, что дети — наше будущее. Но наше будущее — старость.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
На Ямале госветклиники проведут бесплатный прием кошек и собак
На Ямале госветклиники проведут бесплатный прием кошек и собак
Акция приурочена ко Дню добровольца.
#День добровольца
#акция
#бесплатно
#ветеринар
#животные
#кошки
#собаки
#здоровье
#ЯНАО
#Ямал
#Тюменская область
#тк
В Тюмени при строительстве жилого комплекса в районе ММС погиб рабочий
В Тюмени при строительстве жилого комплекса в районе ММС погиб рабочий
Прокуратура и СК проводят проверку.
#ЧП
#гибель
#смерть
#рабочий
#жк
#жилой комплекс
#ММС
#проверка
#прокуратура
#СК РФ
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Салехарде бывшую сотрудницу отдела полиции подозревают в хищении выплат
В Салехарде бывшую сотрудницу отдела полиции подозревают в хищении выплат
Работающие в МВД сами переводили начисления.
#МВД
#полиция
#уголовное дело
#хищение
#деньги
#Салехард
#ЯНАО
#Ямал
#Тюменская область
#тк
В Тюменской области в 2026 году введут в строй четыре крупные школы
В Тюменской области в 2026 году введут в строй четыре крупные школы
Они рассчитаны более чем на 4,4 тысячи учеников.
#школа
#строительство
#Александр Моор
#послание
#Тюмень
#Тюменский округ
#Березняки
#Винзили
#Мальково
#Тюменская область
#тк
Нижнетавдинская администрация выплатит 200 тысяч рублей девочке после нападения бездомной собаки
Нижнетавдинская администрация выплатит 200 тысяч рублей девочке после нападения бездомной собаки
Исполнение решения суда контролирует прокуратура.
#прокуратура
#суд
#иск
#моральный вред
#собака
#травма
#девочка
#Нижнетавдинский округ
#Тюменская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять