Dipol FM | 105,6 fm

Олег Иванов: Творить на улице – честнее

Заборы, первые этажи домов и электрощиты – вот основные холсты пермского художника Олега Иванова, который в рамках проекта «Морфология улиц» посетил Тюмень.

_Заборы, первые этажи домов и электрощиты — вот основные холсты пермского художника Олега Иванова, который в рамках проекта «Морфология улиц» посетил Тюмень. В областной столице он преобразовывал электрошкаф на ул. Салтыкова-Щедрина. Спустя семь часов работы серая дверь превратилась в героя мультфильма «Валл-И», а корреспондент «Вслух.ру» узнал, что значит рисовать для прохожих, почему интрига в искусстве — это пиар, и зачем нужна самоцензура._

— В Тюмени вас представляют как «художника, чьи работы признаны лучшим мировым стрит-артом месяца по версии портала AdMe». Насколько важно такое признание и как вы относитесь к наградам уличных художников?

— Из личных побуждений я покупаю краску, грунтовку, кисти и рисую. Чаще всего оценка такого творчества — слова мужичка с района: «Молодец, хорошая работа, мне нравится». Это не похвала, не мед на душу. Всего этого достаточно, когда я организую в галерее выставку рисунков. На них приходят друзья и знакомые, почитающие мои работы, и любящие меня. Но творить на улице — честнее.

Я хочу услышать адекватную оценку своей деятельности. И когда AdMe признает три моих стрит-арта лучшими работами месяца, это приятно, дает силы двигаться дальше. Я рад, что достучался до людей где-то наверху, которые интересуются стрит-артом со всей России. Можно сказать, это признание за все произведения, заклеенные объявлениями, залитые краской. Ведь мои работы заметили в других городах и странах, кто-то восхитился ими.

Вообще, я не участвую в конкурсах. Тюмень посетил лишь по личному приглашению руководителя арт-группы «Цвет города» Дмитрия Зеленина. Обычно в конкурсах, чтобы ты ни делал, обязательно победят москвичи. Человеку из какого-то зауральского города соваться в Москву бесполезно. Все зависит не от работы, а от того, что организаторы и спонсоры из столицы хотят видеть среди победителей местных ребят.

— Так для кого стрит-арт создается — для тех, кто наверху, или для тех, кто проходит мимо?

— Он для зрителей с улицы, для всех, кто шагает по бульвару. Уличный художник должен угодить всем, при этом никого не обидеть, не зацепить, не оскорбить. У нас народ помешан на политике. Нарисуй я что-то восхваляющее коммунистов, либералы возмутятся. И наоборот. Люди получают политику через телевизор лошадиными дозами, и она их достала. Никто не хочет видеть ее в быту.

Я могу поднять острые вопросы, но своим способом: с помощью узнаваемых персонажей из мультфильмов. Например, через работы Роберта Саакянца или Александра Татарского. Персонажи решают проблемы, но свои, мультяшные. И когда человек проходит мимо них, он их не ассоциирует со своей жизнью, но задумывается.

Это все условия, в которых мы должны работать. Например, известный Бэнкси может делать злые работы про английских полицейских, но сами стражи порядка будут относиться к нему хорошо. В стране критика считается нормальным явлением. И политика у них — это развлечение и игра, а в России ее тихо все ненавидят. Но вот то, что художник не называет свое имя вслух, — это пиар. Точно такой же, как некогда певец Сергей Шнуров изображал из себя пьяницу. Сценический имидж есть и у меня — я ношу черные очки и шляпу. Я, как Боярский, но без коня.

— Вы не раз говорили в интервью, что согласовываете свои работы с заказчиками, с муниципальными учреждениями. Не мешает ли это работе художника стрит-арта?

— Художнику это не мешает. Я не противопоставляю себя ни власти, ни администрации города, ни коммунальным службам. Наоборот, хочу со всеми ними сотрудничать. Другое дело, что они как бы меня не замечают. Я достаточно долго трудился книжным иллюстратором в советском учреждении. Мои работы снимали с печати, выбрасывали, перерисовывали. Я давно знаком с цензурой. Сегодня мне невозможно предъявить претензию, что я не то изобразил. Рамки хорошо знаю, им я соответствую. Но я очень люблю работать в ограничениях. Когда художнику говорят «делай что хочешь», очень легко творить. А вот вписаться во что-то ограниченное — это искусство.

— У вас существуют правила размещения стрит-арта?

— Нельзя рисовать там, где картинка портит фасад, ложится на свежую краску. Все должно быть аккуратно. А не так, что художник пришел и изрисовал стену нового красивого дома своей мазней.

Мои любимые объекты — полуразрушенные заборы между многоквартирным домом и муниципальным учреждением. Чугунный модуль, покосившейся столб — это хозяйство никому не принадлежит, лишь медленно приходит в негодность. А я превращаю эту негодность в интересный объект.

— Работая с уличными объектами, заборами, электрошкафами, вы знаете, что произведения могут просуществовать совсем недолго. Нет ли сожаления по рисункам?

— Я отношусь к этому как к стихийному бедствию. Построил дом — его снесло цунами. Построил второй — его унес ураган. Можно ругаться, грозить небу кулаком, но ничего не изменить. Остается лишь вновь строить дом. Например, вместе с художником Александром Жуневым в Перми мы расписывали дом подрядчика Крылова — единственное уцелевшее в страшном пожаре деревянное строение. Мы пытались аккуратно вписаться в архитектуру, сохранить узнаваемость форм, не рисовать на наличниках и окнах, сохранили основной цвет. Но через некоторые время картина была закрашена. Человек, который закрасил мой рисунок, налепил на него объявление — он победил. Потому что испортить картинку — секундное дело, а на восстановление мне потребуется день. Я ничего не восстанавливаю, только поддерживаю красивыми культовые работы, например «Братьев пилотов» и «Сигалофон».

— Отличается ли пространство Тюмени от вашего родного города?

— В Тюмени я впервые. Гулял по городу, пытаясь проникнуться и вдохновиться им. Заметил, что у вас также много объявлений о работе грузчиков и землекопов. Или все пермские компании приехали в Тюмень за мной. Но есть и отличия. Пытался найти в Тюмени электрошкаф на фоне стены, но столкнулся с национальной особенностью — первый этаж обычно облицован плиткой, камнем, листовым материалом. Причем многократно. Поэтому электрошкафы напоминают скорее дверь. Кроме того, ваши коммунальщики красят шкафы краской в несколько слоев, даже не снимая объявлений. У нас же на улицу с валиками выходят раз в год — в канун 9 Мая.

Еще искал разрушенные заборы и тоже не нашел. Все заборы в городе ухожены, оштукатурены и покрашены многократно. И даже приодеты в металлические колпаки от дождя. Для меня это волшебство, другой мир. В целом в городе места для стрит-арта намного меньше, чем в Перми, но хорошо это или нет, решать не мне.

— Среди ваших произведений много посвящений и переложений известных героев на городское пространство.

— Я беру на себя ответственность продолжать работы покойных людей, в том числе Татарского и Саакянца. У меня простое правило: если бы они увидели мои работы — улыбнулись бы? Думаю, да. Я стараюсь бережно обращаться с их творчеством. И со мной солидарны их студии.

А мои «Тысяча котиков» — вечный проект. И он тоже посвящен, только животным. У меня дома живут две кошки и один кот. Острым глазом наблюдаю за ними, а после прихожу в гости, и когда просят что-либо нарисовать, изображаю кошку. Котиков все любят. И я не отношу это к искусству, это больше эстетика, настроение.

— Как сегодня в России развивается стрит-арт?

— У нас большое количество людей, которые занялись стрит-артом, чтобы сделать себе имя. И у них нет никакого основания, кроме бешеного желания. А поскольку в России нет четкой границы, где художник, а где — нет, они в этой массе занимают ведущие позиции. На мой взгляд, это плохо. Стрит-арт должны делать серьезные профессиональные художники. И если ты не умеешь рисовать, не нужно выходить со своим детскими почеркушками и превращать стрит-арт в конкурс городского творчества. Стрит-арт — это битва мастеров кисти и баллона. Тех, кто любит это дело и вкладывает в него душу.

При этом есть люди, которые не умеют рисовать, но делают великие вещи. Например, Тимофей Радя, который может парой слов придать зданию новый смысл. Есть Никита Номерз — художник с точки зрения мастерства не очень, но он видит в архитектуре лица людей и исхитряется их рисовать. Есть никому не известный Василий Зизюкин — художник на всю голову: серьезный, вдумчивый, лезет в дебри и выдает гениальные работы типа «Лисьего хоровода».

Стрит-арт делают люди, которые пришли в возрасте, пришли со своими убеждениями, идеями. В Перми есть Оля Тиунова — очень интересная у нее работа «Океанская стена». За границей существует понятие минимального уровня в творчестве. Чтобы дойти до профессиональный работы, должно пройти время. Там детский рисунок на стене никогда не назовут стрит-артом. Для нас же искусство — уже то, что нарисовано мелком на асфальте. Если это будут классики — назовут конструктивизмом.

В России пытаются создать массовость, призывают всех выйти на улицу и рисовать, ведь каждый у нас художник, у каждого говорящий внутренний мир. Но никто не думает, что только картины художника через пару веков будут стоить миллионы.

— Но трансформаторную будку ведь не продать?

— Я выбрал этот объект для рисования в отместку современному искусству. Когда меня не хотели принимать в Пермское книжное издательство в качестве художника, тогда я начал рисовать очень сложные иллюстрации, которые нельзя было издать типографским способом. Это был мой протест. С объектом на улице то же самое: можно походить вокруг, восхититься, огорчиться, но домой его не утащишь. В квартиру не поставишь. Пока у нас нет коллекционеров, которые бы спиливали трансформаторные будки и электрошкафы.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменский стилист объяснила, что надеть зимой, чтобы выглядеть стройнее
Тюменский стилист объяснила, что надеть зимой, чтобы выглядеть стройнее
Девушкам с формами стоит придерживаться принципа соразмерности и отказаться от мелких деталей в рисунке на одежде.
#мода
#стилист
#зимний гардероб
#стиль
#новости Тюмени
#тк
Тюменские автоинспекторы подвели итоги сезона электросамокатов
Тюменские автоинспекторы подвели итоги сезона электросамокатов
В регионе произошло 190 ДТП с участием электросамокатчиков, один человек погиб, 200 ранены.

#электросамокат
#ГАИ
#статистика
#ДТП
#Андрей Миллер
#новости Тюмени
#тк
В тюменских «Отрядах мэра» в 2025 году смогут поработать 5000 подростков
В тюменских «Отрядах мэра» в 2025 году смогут поработать 5000 подростков
Финансирование проекта заложено в бюджете города.
#отряды мэра
#бюджет
#работа
#подростки
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Тюменкам рассказали, как избежать послеродовой депрессии
Тюменкам рассказали, как избежать послеродовой депрессии
Специалисты используют несколько методов, чтобы вытащить молодую маму из угрожающего состояния.
#мама
#депрессия
#роды
#психолог
#новости Тюмени
#тк
Депутаты Тюменской гордумы направили более 700 тыс. рублей на нужды СВО
Депутаты Тюменской гордумы направили более 700 тыс. рублей на нужды СВО
Свыше 100 тыс. рублей депутаты перечислили на благотворительный счет «Победа».
#СВО
#депутаты
#благотворительность
#волонтеры
#новости Тюмени
#тк