С собой в полет можно взять не более одного килограмма, поэтому, собирая вещи, думаешь о весе того или иного предмета. Фотография 10х15 см весит два грамма.
Увидеть «живого космонавта» своими глазами, да еще и задать ему вопрос — об этом мечтают многие школьники. Для тюменских учащихся с приездом в наш город Александра Скворцова такая возможность перестала казаться фантастической. 18 марта летчик и космонавт-испытатель, Герой России пообщался с юными горожанами. Рассказать ему есть о чем — он дважды побывал на МКС, в 2010 и 2014 годах. Встреча была приурочена к 50-ой годовщине первого в истории выхода человека в открытый космос.
— Александр Александрович, как вы стали космонавтом?
— Любовь к небу у меня с детства. Отец был летчиком, входил в отряде космонавтов, но так и не слетал, не прошел по здоровью, а я осуществил его мечту. Не скажу, что я всеми силами стремился в космос, мне даже казалось, что это недосягаемо, но так сложился мой жизненный путь, что профессия летчика-истребителя переросла в профессию космонавта.
— Что нужно, чтобы взяли в космонавты?
— Хорошее техническое образование и отличное здоровье. Сейчас необходимо знание языков, так как все чаще в космос летают международные команды.
— Какая температура за иллюминатором, и ощущается ли она?
— От 150 со знаком плюс до 150 со знаком минус. Нагрузки достаточно большие, но на станции установлены хорошие системы терморегулирования. Единственное, когда за полугодовой полет выходишь на солнечную орбиту, солнце вообще не заходит, идет по краю горизонта. В это время тепловые нагрузки на конструкции довольно серьезные, тогда системы терморегулирования и кондиционирования работают на полную мощность. Внутри становится жарко даже в шортах.
— Не страшно ли находится так далеко от Земли?
— Быть на высоте и сверху смотреть не Землю совершенно не страшно, высота манит. Куда опаснее приземляться. Бывали случаи, когда космонавты погибали при посадке. Нашей команде повезло, приземление было очень мягким, реабилитация после полета прошла успешно.
— Что едят космонавты?
— Для космонавта процесс еды — это не просто потребление калорий, а целый ритуал. Хочу сказать огромное спасибо тем людям, которые работают в этой отрасли и готовят для нас продукты питания. Сравниваю второй полет с первым — еда стала разнообразнее, вкуснее. У астронавтов вкусы разные. Я всегда предпочитал рыбу, в космосе особенно, у коллеги любимым блюдом были макароны по-флотски. У американцев есть несколько очень вкусных блюд, мы друг друга всегда угощаем. У нас великолепный творог, у них — индейка в соусе, мы менялись. Есть на борту и деликатесы, скажу по секрету, что нам даже черную икру присылали, но она у нас в несколько другом виде — высушенная.
— Это правда, что еда в космосе в тюбиках?
— Продуктов в тюбиках почти не осталось, еда сейчас идет в сублимированном виде и консервах. А вот салат, даже самый простой, в космосе сделать невозможно.
— Когда возвращаетесь домой, первым делом какие блюда готовите?
— Мне в космосе очень не хватало острого, скучал по хорошей аджике, поэтому в холодильнике дома она всегда есть. Сразу после полета хочется самых простых блюд — картошечки жареной, курицы. Я готовлю неплохо мясо, считаю, что мясные блюда лучше удаются мужчинам. Еще всегда хочется вареных раков. Это с детства — рядом с домом была речка, где раков водилось множество.
— Что можно брать в космос из дома?
— С собой можно взять не более одного килограмма, поэтому, собирая вещи в полет, прежде всего думаешь о весе того или иного предмета. Фотография 10×15 см весит два грамма, икона — 125 гр. Беру с собой памятные вещицы от семьи, естественно, самые легкие. Есть возможность получать посылки, которые приходят с грузовым кораблем. И вот там могут быть разные вкусности — конфеты, горчица, хрен. Приход грузовика - это праздник, открываешь посылку и чувствуешь, как я это называю, контрабандистский запах Земли, пахнет яблоками, апельсинами, лимонами.
— Есть ли у космонавтов свободное время? Если да, то как вы его проводите?
— Рабочее время у нас начинается в шесть часов утра, а заканчивается в 19.30. После этого мы свободны. Кто-то в Интернет выходит, есть такая возможность, правда, он не очень быстрый; кто-то созванивается с домашними; кто-то фильмы смотрит. Читаем книги, у нас есть небольшая библиотека — порядка 42 книг сейчас, я вот только полгода назад инвентаризацию там проводил, подсчитывал их количество. В космосе популярны Ильф и Петров — «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», есть там и фантастика. Поскольку разрешенный вес — один килограмм, редко кто берет книги с собой, в основном на грузовиках доставляют. Я с собой привозил одну, маленькую, — стихи моего друга, потом вернул ее на Землю.
— А бывает, что вам в полете очень-очень хочется домой?
— Это состояние у нас называется «завыть». Бывает такое, особенно, когда пролетаешь летом над Черным морем и думаешь, как же там сейчас хорошо. Над миром пролетаешь за полтора часа, видишь разные климатические зоны. Домой хочется, потому что начинаешь скучать по солнцу, хорошей погоде, друзьям и семье.