Dipol FM | 105,6 fm
97.96
104.25

Александр Албычев: Главное – обеспечить доступ к Интернету 70% жителей области

Доступ к высокоскоростному Интернету для большинства жителей области – вопрос пяти лет.

Развитие информационных технологий влияет на качество жизни населения. Информация, распространяемая в Интернете, становится все доступнее; услуги, предлагаемые в электронном виде, все понятнее. О том, какие горизонты можно и нужно расширить в применении информационных технологий для удобства жителей региона, в интервью ИГ «Вслух.ру» рассказал директор департамента информатизации Тюменской области [Александр Албычев](/thesaurus/256 984).

— Александр Сергеевич, какая динамика наблюдается в Тюменской области в сфере предоставления электронных госуслуг?

— Каждый год мы говорим о результах своей работы на выставке «Инфотех». В 2012 году у нас было 60 тыс. пользователей, зарегистрированных на портале gosuslugi.ru. Год спустя — 147 тыс. пользователей. На конец 2013 года наблюдался существенный рост: по рейтингу Минкомсвязи России мы заняли первое место в стране — это 14% населения области или 197 тыс. человек.

Такие услуги, как получение загранпаспорта и водительского удостоверения, очень востребованы. Главным образом, за счет них и растет статистика. Кроме того, мы не стали реализовывать запись на прием к врачу через gosuslugi.ru, потому что наш вариант автоматизации предлагает жителям более простую регистрацию и большее удобство работы с расписаниями врачей. Это способствует быстрому росту популярности данной электронной услуги.

— Над чем, кроме внедрения электронных госуслуг, сейчас работает департамент информатизации?

— В работе около 40 различных проектов. По ним доступна ежедневная статистическая информация.

Если взять, допустим, здравоохранение, то через информационную систему аналитики можно отслеживать доступность медицинских услуг, движение медицинских карт пациентов, вести электронные карты.

Система аналитики отображает процент записи пациентов через Интернет. За январь 2013 года таким способом к врачам записалось 11 тыс. человек, в январе текущего года наблюдается рост данного показателя более чем в два раза. Только за один день через Интернет записывается около тысячи жителей области. Люди пользуются и инфокиосками, установленными в поликлиниках, — это 8−10 тыс. записей в месяц.

В начале года благодаря альтернативным каналам записи на прием мы сняли около 3% нагрузки с регистратур. Сейчас этот показатель составляет 8%, и он постепенно растет. С каждым годом все больше жителей пользуются такими технологиями в повседневной жизни.

— Кто имеет доступ к информационной системе аналитики, и чем она может помочь?

— Концепция создания системы бизнес-аналитики пришла к нам из крупных корпораций. Каждый новый проект теперь интегрируется в нее.

В части здравоохранения информационная система аналитики доступна каждому главному врачу медучреждения. Главврач может следить за всеми показателями и, соответственно, контролировать и координировать деятельность учреждения.

Возьмем, к примеру, проблему доступности хирургов, акушеров-гинекологов и неврологов. Сейчас к ним невозможно записаться на 10 дней вперед, как это предусмотрено нормативом. Если система аналитики отображает стопроцентную загруженность специалистов, то следует вывод — нужно либо брать на работу новых сотрудников, либо предпринимать еще какие-то управленческие решения. Проблема с персоналом, конечно, никуда не денется: информационные технологии позволяют ее увидеть, но не позволяют исправить. Это лишь инструмент, которым можно пользоваться.

Ещё одно преимущество системы аналитики — благодаря тому, что вся информация из учреждений собирается ежедневно в автоматическом режиме, больше нет необходимости собирать периодические отчеты — они уже готовы.

— Что еще видно администрации, помимо того, насколько загружены врачи?

— Мы можем наблюдать работу системы межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ), которая позволяет различным ведомствам обмениваться в электронном виде документами в рамках предоставления госуслуг гражданам, избавляя их от необходимости личного посещения множества учреждений. Например, в прошлом месяце 23 тыс. справок выдано через данную систему, по числу запросов лидирует Росреестр.

В системе МЭВ работает более четырех тысяч пользователей, среди которых муниципальные и государственные служащие. У каждого сотрудника есть электронная карта, обеспечивающая доступ в систему.

Вот раздел обеспечения транспортных средств системой ГЛОНАСС, _- [Александр Албычев](/thesaurus/256 984) демонстрирует на экране множество вкладок и диаграмм, отражающих статистическую информацию. -_ В прошлом году мы начали подключать к ней все пассажирские и школьные автобусы, машины скорой помощи, машины, перевозящие опасные грузы, и транспорт служб ЖКХ. На данный момент оборудование ГЛОНАСС установлено на 1,2 тыс. автомобилей, каждый из которых передает информацию об уровне топлива и о том, где он находится.

Еще один раздел — безопасность. В нем отображается информация о вирусных атаках, совершенных на сети правительства.

— И часто на сети нападают?

— Очень часто. В день по тысяче атак. Наша система безопасности выстроена уже давно. Без нее никак нельзя, ведь на серверах находятся огромные объемы информации.

— А отображается ли здесь статистика региональной сети бесплатного Wi-Fi TyumenFree? Есть ли у нее перспективы развития?

— На данный момент в сети зарегистрированы 122 тыс. пользователей. Но сейчас зима, морозы, поэтому трафик падает. В топе самых популярных точек — Цветной бульвар, Управление Росреестра, ж/д вокзал, Текутьевский бульвар и сквер Юрия Куталова. Самая слабая точка, пользующаяся наименьшим спросом, — площадь Победы в Ялуторовске. Там всего три человека подключено, согласно информации из системы аналитики.

Сеть готова, ее нужно поддерживать. Тем более, мы платим не за сеть, а за услугу, которую может предоставлять любой оператор. Мы покупаем только трафик. Сейчас сеть обслуживает один оператор, но с ним уже готовы конкурировать еще несколько. Чем больше будет конкуренция, тем больше будет возможностей уронить цену и сделать Интернет дешевле.

Мы постоянно обсуждаем новые точки, но основные уже подключены. Есть и такие заявки, когда человек хочет поставить точку во дворе своего дома, но их мы, естественно, не рассматриваем.

Есть заявки от студентов, которые хотят Wi-Fi в вузах. Но у вузов свой проект, поэтому мы не можем ставить там точки доступа. Наша задача — общественные места. Если будет обоснованное предложение поставить точку доступа где-либо — не вопрос. Заявку мы делаем раз в год, осенью, можем изменить список и добавить одну точку.

— Как происходит электронный документооборот, он тоже отображается в информационной системе аналитики?

— Уже несколько лет органы власти Тюменской области работают в системе электронного документооборота: на сегодняшний день обмен 93% документов происходит в электронном виде. Остальные документы в электронном виде передавать нельзя, они обладают различными уровнями ограничения доступа.

Система аналитики показывает процент электронного документооборота в каждом органе власти. Чуть снижается процент, мы сразу интересуемся, с чем это связано. Тяжело было поначалу, когда проект только внедрялся. Однако информационные системы — единственный способ грамотного управления таким количеством информации.

— Какие точки роста есть у нашей области в сфере ИТ? Каким направлениям будет оказываться наиболее пристальное внимание в 2014 году?

— У нас есть несколько сотен госуслуг, но при этом всего 23 услуги формируют 97% всех запросов (5 млн. запросов в год) — здесь работает закон Парето (20% усилий дают 80% результата. — Прим. авт.). Свыше 70% - запись на прием к врачу, за ней следуют запись в детский сад, в ЗАГС.

Мы отобрали наиболее популярные услуги и концентрируемся на них. Необходимо сделать их максимально удобными, быстрыми, чтобы граждане пользовались ими еще более активно. Так произошло с загранпаспортами. Процесс их получения через портал gosuslugi.ru сделали более удобным и в результате до 60% заявлений на получение загранпаспорта подаётся в электронном виде. Это благодаря тому, что сам паспорт можно получить без очереди.

Есть менее востребованные услуги, которые оказываются 2−3 раза в неделю. По ним созданы электронные формы заявления, которые, может быть, и не такие адаптированные и удобные, но рабочие. Однако, если на услуги столь низкий спрос, зачем вкладываться? Пусть они работают в этом режиме.

— Популярность электронных госуслуг растет, количество пользователей тоже увеличивается. А серверные мощности готовы к этому?

— Да, мы строили инфраструктуру параллельно с внедрением электронных госуслуг. Осенью в здании департамента открылся главный Центр обработки данных. Еще один ЦОД работает в технопарке. Теперь с мощностями все нормально. В главном ЦОДе предусмотрена дизельная система электроснабжения, если начнутся проблемы с подачей питания.

Такие системы, как электронный документооборот, нельзя останавливать, остановка означает серьезный сбой в деятельности органа власти. А если это медицинское учреждение, то врачи просто не смогут вести записи о ведении приема. Конечно, есть резервный вариант: написать все на бумаге, а потом перенести в электронный вид. Избежать этого позволит стабильная работа системы.

— И два этих ЦОДа обрабатывают всю Тюменскую область?

— Да. Мы больше не строим серверные в других населенных пунктах, мы ушли от этого. Все муниципалитеты получают доступ к информационным системам через Интернет. Им нужен только компьютер, розетка, IP-телефон, подключение к сети и картридер.

Через Интернет органы местного самоуправления получают доступ к электронному документообороту, нормативно-правовым базам, другим специализированным информационным системам. Бухгалтерские системы пока ведутся локально, но их централизация также есть в наших планах. Это трудоемкий процесс, но инфраструктура готова.

На протяжении двух лет мы строили структурированные кабельные сети в муниципалитетах. Фактически — это сеть внутри здания, к которой подключаются компьютеры. Сейчас мы закончили строительство, подвели оптические каналы, и вся инфраструктура доступна в «облаке».

— Недавно в Тюмени открылся многофункциональный центр — МФЦ. Много их будет в областной столице?

— Мы контролируем этот проект только с точки зрения создания соответствующей информационной системы. В Тюмени будет четыре МФЦ, по одному в каждом районе. В каждом районном центре тоже будет МФЦ. Это план на ближайшие два года.

— Насколько доступен сейчас Интернет для жителей Тюменской области? Есть ли глухие деревни, в которых вообще никакой связи?

— Конечно, есть, но их количество с каждым годом уменьшается. Все операторы, кроме «Ростелекома», строили свои сети по принципу выгоды — это и правильно, ведь бизнесу нужны деньги. Сначала они присоединили крупные города и поселки. Ведь очевидно, что открывать магазин в деревне нецелесообразно, если там проживает два человека.

До какого-то уровня развития сетей операторы дошли самостоятельно, а дальше нужна поддержка государства. Сейчас Минкомсвязь России вносит в Госдуму закон, который предусматривает государственно-частное партнерство в этой сфере. Министерство запросило у нас данные по всем населенным пунктам с населением до 250 человек. По задумке, в рамках большого федерального проекта любой оператор связи сможет выиграть конкурс и построить оптоволоконную сеть в каждом населенном пункте. Других вариантов нет. Программа рассчитывается на 3−4 года.

— По вашему мнению, доступ к высокоскоростному Интернету для каждого жителя области — это вопрос скольких лет?

— Для подавляющего большинства жителей области это вопрос пяти лет. Имеется в виду, что даже если в населенном пункте появляется возможность подключиться к Интернету, то это не означает, что человек готов подключиться и начать им пользоваться. А вот дальше… В каких-то населенных пунктах, расположенных далеко в лесу, с населением в несколько человек вопрос может решаться очень долго.

Всегда будут исключения из правил. Самое главное — закрыть 70%. По показателям Европы, когда 70% населения в Интернете, сервисы становятся популярнее, чем телевидение. Телевидение, в принципе, скоро уйдет в прошлое. Это тенденция, с которой кто-то, может, пока и не согласен, но это так.

— А какой процент населения Тюменской области сейчас имеет доступ к Интернету?

— Если говорить о Тюмени, то более 60%. В малонаселенных пунктах — 25−30%.

— По программе «Расширяя горизонты» обучено несколько десятков тысяч человек. Скольким еще может понадобиться программа или, может быть, пришло время углублять уровень обучения, к примеру, добавить базовые навыки аудио- и видеоредактирования?

— Обучение по программе «Расширяя горизонты» прошли 85 тыс. человек. У нас есть отдельные учебные модули для детей: каждое лето мы обучаем их основам создания сайтов. Для пенсионеров также разработаны разные уровни программы. Кроме того, существуют специальные классы, оборудованные для слепых и слабовидящих, в Тюмени и Тобольске.

Направлений, по которым можно было бы обучать население, очень много, но они представлены на коммерческом рынке. А мы не хотим конкурировать с бизнесом, это неправильно. Программа позволяет гражданам подрасти с точки зрения основ компьютерной грамотности. Если у них возникает желание учиться дальше — у нас большой рынок, учат всему.

Выпускники программы — это потенциальные потребители услуг операторов связи. Ведь получив базовые знания, они охотнее подключаются к Интернету. Для продавцов компьютерной техники это волна покупателей. В общем, всем польза.

Если говорить о том, скольким еще нужны базовые навыки владения компьютером, то необходимо отметить, что нагрузка однозначно спала. В планах на 2014 год обучить 6 тыс. человек. Еще 2 тыс. врачей нужно обучить работе в медицинской информационной системе. Естественно, те врачи, которые вообще не владеют навыками работы с компьютером, сначала пройдут через программу «Расширяя горизонты», а потом специализированный курс. Нет смысла тратить дорогостоящие часы на интерактивном тренажере, который мы создаем, если врач не знает основ.

— Как бы вы вообще оценили уровень компьютерной грамотности населения Тюменской области?

— В рамках программы «Расширяя горизонты» мы учили население равномерно. Естественно, компьютерная грамотность зависит от проникновения технологий. В городах с этим лучше, поэтому люди более подкованные. В городе быстрее появляются новые сервисы, и востребованность этих сервисов выше.

— Сколько банков сейчас сотрудничает с УЭК? Нужно ли привлекать еще?

— Это три банка: Сбербанк, Уралсиб и Запсибкомбанк. Мы разместили публичную оферту для всех, и любой банк может выполнить требования и подключиться. Но не все рассматривают УЭК как большой и выгодный коммерческий проект. И эту ситуацию мы не накаляем.

Страховые компании сами пришли к нам и сказали: «Нам выгоднее выдавать полис на карте. Люди все время спрашивают о такой возможности, им не нужна бумажка». Та же ситуация с Тюменской транспортной системой, им такое сотрудничество выгодно. Зачем выпускать свои карты, если можно просто записать транспортное приложение на существующую?

Бегать и искать кого-то специально, заставлять — неправильный подход конкретно в данном проекте.

В ближайшее время мы настроим работу УЭК в многофункциональных центрах. Функционал для считывания карт в МФЦ готов, теперь мы ведем интеграцию информационной системы МФЦ и УЭК для того, чтобы в автоматическом режиме получать доступ к личным данным владельца карты. Мы также планируем открывать в МФЦ пункты выдачи карт. Выпуск новых приложений для УЭК пока не планируется.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
О создании межвузовского кампуса в Тюмени говорили в Белорусии
О создании межвузовского кампуса в Тюмени говорили в Белорусии
Есть перспектива совместных исследований в области «Биобезопасности».
#кампус
#нацпроекты
#наука
#безопасность
#Беларусь
#Тюмень
#новости Тюмени
#инвестиционное агентство
#тк
Рэпер Konfuz выступит перед тюменскими студентами
Рэпер Konfuz выступит перед тюменскими студентами
В ноябре пройдет посвящение в первокурсники.
#студенты
#первокурсники
#посвящение
#концерт
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Роспотребнадзор снял с тюменских прилавков 184 партии рыбы
Роспотребнадзор снял с тюменских прилавков 184 партии рыбы
Общий объем товара составил более тонны.
#Роспотребнадзор
#качество
#торговля
#рыба
#продукты
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
В Тюменской области появился новый памятник археологии
В Тюменской области появился новый памятник археологии
Он расположен между Турой и Тоболом.
#новости Тюмени
#археология
#Тобол
#тк
#старинные поселения
#раскопки
#туризм
В Тюменской области подсчитали средний возраст женихов и невест
В Тюменской области подсчитали средний возраст женихов и невест
В двух районах увеличилось число бракосочетаний.
#ЗАГС
#свадьба
#жених
#невеста
#возраст
#статистика
#Бердюжский район
#Юргинский район
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк