К слову, хор, как ему положено, будет петь.
Актер театра «Ангажемент» Денис Рекало в надвинутой на нос солдатской каске раз за разом скатывается с деревянного ящика в центре сцены, увидев глядящих на него пристально женщин, одетых в черное с головы до пят. Идет шлифовка одной из сцен премьерного спектакля «Самый неизвестный солдат» по рассказу тюменского писателя Сергея Козлова. Режиссер Максим Иванов добивается от артиста «потусторонней истории». Жалея Дениса, за этим из темного зрительного зала наблюдает десятка два тюменских журналистов, фотографов, видеографов, операторов, которым сегодня, 27 марта, в День театра, представился случай проникнуть в творческую театральную кухню.
Премьеру готовили к сегодняшнему вечеру. Помешал коронавирус. Театр принял решение записать спектакль, чтобы показать его либо на канале «Тюменское время», либо выложить на своем сайте, либо как-то еще, о чем театр расскажет позднее. А у нас появилась возможность заранее, грубо втиснувшись в репетицию, задать режиссеру несколько вопросов о том, что тюменцы смогут увидеть в записи вот-вот, а «живьем», в театре, не раньше конца апреля.
По словам режиссера, идея поставить спектакль по этому рассказу Сергея Сергеевича появилась у худрука театра Леонида Григорьевича Окунева. В интернете можно найти ролик, записанный при участии Козлова, где Окунев потрясающе — собственно, как он умеет — читает этот рассказ вслух, интонациями в коротких и простых репликах героев создавая объемные образы.
Этот фокус он вместе с артистами театра уже проделывал, кстати, в постановке того же Максима Иванова «Я убил царя», в формате саунд-тревел. Озвученные артистами персонажи вышли какими-то настырно живыми и реальными.
Небольшой текст «Самый неизвестный солдат» посвящен встрече рассказчика с пожилым человеком, просящим милостыню у Знаменского собора. О том, кто этот человек с одинокой медалькой на груди и что с ним могло произойти, как он попал сюда, и идет повествование. Максим, сразу заинтересовавшийся материалом, увидел в этой истории притчу, мистерию о памяти, но не обыкновенной, механической, отвечающей за цифры и факты, а памяти сердца, памяти как свойства души.
«В этом случае мы рассматриваем подвиг простого солдата не в исторической плоскости, а в духовной, — пробует объяснить режиссер. — Наш неизвестный солдат — образ собирательный, вмещающий всех воинов, которые защищали нашу родину, многие из которых погибли. Подвиг этих людей отражается в памяти души. Это то, что непостижимо уму, но понятно сердцу. Только сердце знает, на чем держится этот мир — что значит любовь, добро, свет и так далее. И только сохраняя это, припоминая и предчувствуя это в себе, каждый может сохранить себя, все человечество, нашу цивилизацию».
И, поскольку это мистерия, в этой постановке главным героем, по словам Максима, стал хор — те самые женщины, облаченные в черное. Хор взят из античной театральной традиции. И актрисы театра создают необходимую атмосферу и участвуют в процессе сохранения и возвращения памяти.
Хор, как ему положено, будет петь.
«Конечно, — подтвердил Максим Иванов. — Это музыкальный спектакль. Он наполнен украинскими народными песнями. Я выбрал именно это звучание, принципиально отошел от русских народных или военных песен. Мне было важно от них дистанцироваться. А украинский язык похож и на древнерусский, и на церковно-славянский язык. Это сразу перемещает нас в какое-то иное пространство, заставляет воспринимать эту историю как что-то небытовое».
Режиссер отметил, что хотя контакта со зрителями в ближайшее время не будет, но он изначально на репетициях, начавщихся еще до начала распространения вируса, подразумевался как контакт через темы постановки, через предмет разговора и размышления, который может быть и дистанционным, отложенным.
В анонсах к спектаклю заявлено всего несколько актеров. В том числе Леонид Окунев, который в постановке сыграет несколько ролей. Одна из них — рассказчик. Та роль, которую с этим рассказом Леонид Григорьевич уже выполнял. На этот раз артист процитирует в спектакле рассказ Чингиза Айтматова «Легенда о манкурте», который созвучен с произведением Сергея Козлова, — о насильственном лишении памяти пленного воина. Цитаты из Айтматова вплетаются в историю солдата и поддерживают ее, уверен Максим Иванов.
— Видел ли что-то автор, Сергей Козлов?
— Не видел. Будет сюрприз, — улыбается режиссер.
Возрастной ценз спектакля — 12+. Но это не означает, что спектакль детский или подростковый. Он обращается к любому человеку, у которого есть душа, который способен видеть и слышать, добавил он.
_Фото Кати Христозовой_