Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Премьера «Я убил Царя» - обнаженные голоса прошлого и настоящего

Зрители - точнее, слушатели -получают от ведущих плееры с наушниками, карту и одну из царевен в проводники.

То, что произошло в печально известном доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге больше ста лет назад, Максим Иванов, 26-летний энергичный режиссер из Москвы, предлагает тюменцам пережить как близкий, личный, почти бытовой опыт. Он и уральский драматург Олег Богаев, в этом году написавший пьесу «Я убил царя». Премьера нового спектакля с одноименным названием (18+) в редком для Тюмени формате саунд-тревел прошла в Доме Печати.

Место для погружения, по словам режиссера, искали долго. Нашли тюменский «Концепт хаб» — почти маргинальное пространство, аккумулирующее для горожан неординарные идеи со всей страны. Темное, лишенное обычных примет человеческого жилья или официального публичного пространства, помещение был превращено в лабиринт. Каждый тематический уголок, в которые предстояло заглянуть зрителю, по числу участников постановки, звучащих в ваших наушниках, имел свои атрибуты. В уголке Ипатьева — пустой альбом со следами сорванных фотографий, старый сундук, диванчик, столик. В галерее журналиста газетные вырезки. У гимназистки — бумага и перья, ручки, карандаши. У пуделя — свечка, подушка и иконка. У официантки — кормили лапшой. У маляра разрешали красить и скоблить краску. У комиссара — рассматривать себя во множестве зеркал.

Премьера «Я убил Царя» - обнаженные голоса прошлого и настоящего

В спектакле, кроме актеров, могут принять участие одновременно около 50 человек, которые разделены на три группы — царская семья, гвардейцы и горожане. Они получают от ведущих плееры с наушниками, карту и одну из царевен в проводники. Та поможет включить нужный трек, укажет путь в лабиринте, для представителей разных групп стартовавший с разных точек. А дальше начинается… страшный опыт причастности к убийству.

Горожане, например, сразу попадают к тому самому Ипатьеву, чей дом реквизировали для размещения царской семьи весной 1918 года. «Это, конечно, лестно, что на твоем диване спит император, пусть бывший, но… — говорит в наушниках малознакомый, умерший много лет назад человек. — Жалко мне их? Мне жалко, что их убили в моем доме!»


Маленькие персонажи — мойщица, мучившаяся, замывая пропитанные кровью не крашеные доски пола в подвале после убийства; маляр, замазывавший в комнатах Романовых окна известкой, чтобы те не глядели на улицу; пудель, видевший чудовище с крысиной мордой, посаженный в мешок и после дворца поселенный в уличной будке; экзальтированная гимназистка, с вызовом оговорившая себя в убийстве; стрелочник на разъезде, бывший мясник, умело разрубавший привезенные ему тела, почти не задавая вопросов, — столкнулись с несправедливостью настолько большой, что не смогли ее рассмотреть, видели в происходящем что-то свое, маленькое, странное, частное. Обычное течение жизни, личные нужды, усталость, равнодушие, жажда славы, безнаказанность словно сделали героев постановки слепыми. Рефреном звучащий вопрос «Жалко вам Романовых?» каждый раз обнаруживает степень этой слепоты и равнодушия.

Прямая ассоциация — жители немецких деревень вокруг лагерей смерти, подрабатывавшие там, жившие своей обычной частной жизнью. Та же равнодушная, успокоенная жизнь.

Актеры «Ангажемента» проделали блестящую работу. Их голоса, почему-то практически не узнаваемые в записи, создают настолько реалистичные образы, что в какой-то момент слушателя затягивают в воронку времени. Ловушка срабатывает, и вы оказываетесь внутри истории. Частный, бытовой опыт подкрепляется обычными действиями, которые можно совершать на всем протяжении маршрута — писать на листках у гимназистки, закрашивать окна известкой или соскребать закрашенное лежащими тут же шпателями у маляра, есть суп (кстати, вкусный) у официантки, пить чай у стрелочника, перебирать фотографии у коменданта.

Премьера «Я убил Царя» - обнаженные голоса прошлого и настоящего

По словам режиссера, тюменская публика вела себя очень сдержанно, по сравнению с более опытной и раскованной московской. Участники постановки едва притрагивались к разложенным и расставленным интерактивам, красили слегка, скребли по чуть-чуть, почти не ели. А кроме того, никто, по крайней мере, в наш заход, не говорил с действующими лицами трагедии, которые печально бродили в лабиринте. По словам Максима Иванова, тоже бродившего среди погруженных в себя посетителей, с ними можно и нужно было разговаривать, они были готовы и ждали этого. Ну хорошо, в следующий раз.

Сам Максим Иванов, быстрым шагом переходивший из локации в локацию и словно поверявший работу механизма всего спектакля, кажется, остался доволен результатом. Следующий шаг — более привычная для актеров сценическая постановка по этой пьесе. Она идет на малой сцене «Ангажемента». Однако показы спектакли в формате саунд-тревел тоже продолжатся, но уже в январе, следите за расписанием.

«Этот материал дает важную тему — важную для меня. И, мне кажется, для всех нас, — комментирует режиссер. — Это некая слепота, которая присутствует, духовная слепота. Как говорят: не ведают, что творят. Вот это „не ведают“ в последнее время вижу очень часто в том, что происходит в стране, с людьми, и так далее».


Он отмечает, что вовсе не стремился кого-то оправдать, встать на чью-то сторону. «Моей задачей было явить именно вот эту слепоту, невЕдение, невИдение того, что происходит, что люди делают. Отсюда и такая форма спектакля, чтобы люди чувствовали свою причастность к истории», — рассказал он.

На узких столиках у входа всех новоприбывших и уходящих встречают и провожают головы манекенов. Когда ты входишь, это просто головы, когда покидаешь историю, — угадайте чьи. Простое демократичное пространство хаба и условный реквизит постановки сыграли на руку авторам — дали большое пространство воображению. Это, а еще огромная, в этот раз практически слепая вера «Ангажемента» в молодого режиссера («Спокойно! Все будет хорошо! Вы все увидите»), профессионализм артистов, беспощадная, обнажающая человека пьеса Олега Богаева — залог успеха постановки.

_Теперь ее можно посмотреть в более привычном для артистов и зрителей месте — на сцене. Например, сегодня. На момент публикации еще оставалось несколько незанятых мест._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Новости по теме
Последние новости
В кафе или ресторан? Тюменский общепит поставил абсолютный рекорд
В кафе или ресторан? Тюменский общепит поставил абсолютный рекорд
Тюменская область на втором месте в УрФО по динамике оборота.
#Росстат
#статистика
#официально
#общепит
#кафе
#ресторан
#динамика
#УрФО
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
Прогноз погоды в Тюмени: возможна первая актировка
Прогноз погоды в Тюмени: возможна первая актировка
После заморозков пойдут снегопады.
#прогноз
#погода
#зима
#актировка
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Два жителя Сургутского района погибли в ДТП на трассе Тюмень - Ханты-Мансийск
Два жителя Сургутского района погибли в ДТП на трассе Тюмень - Ханты-Мансийск
Жители Ханты-Мансийска получили ранения.
#Госавтоинспекция
#ГАИ
#ДТП
#Тобольский округ
#Тюменская область
#ХМАО
#Югра
#Ханты-Мансийск
#Сургут
#смертельное ДТП
#смерть
#тк
Тюменский врач рассказал о ВИЧ-инфекции у детей
Тюменский врач рассказал о ВИЧ-инфекции у детей
Важны своевременная диагностика и информированность.
#СПИД
#ВИЧ
#врач
#здоровье
#здравоохранение
#медицина
#дети
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Ялуторовске представят уникальную коллекцию макетов храмов из спичек, вход бесплатный
В Ялуторовске представят уникальную коллекцию макетов храмов из спичек, вход бесплатный
Жители и гости города познакомятся со «спичечной архитектурой».
#культура
#музей
#выставка
#архитектура
#Ялуторовск
#Тюменская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять