Тюменка обнаружила в тобольском монастыре старинный промысел : Культура : Вслух.ру : Новости Тюмень

Тюменка обнаружила в тобольском монастыре старинный промысел

Традиции золотного шитья сохраняют в Иоанно-Введенском женском монастыре с XIX века.
Новости > Культура

Впервые тюменцам показали потрясающие работы тобольских мастериц из Иоанно-Введенского женского монастыря. Вот уже на протяжении двух веков они хранят традиции церковного золотного шитья. Выставка открылась в галерее народных промыслов по ул. Володарского, 47 при поддержке Агентства туризма и продвижения Тюменской области.

На открытии выставки все желающие могли не только посмотреть на готовые работы, но и увидеть, как их создают. Сестра Саломия показала несколько техник шитья. Все гостьи смотрели за работой монахини не отрывая глаз.

Для вышивки используется позолоченная нить. По одной из техник тонкие металлические нити сплетаются в шнур и скрепляются тончайшей шелковой нитью. Сестра старается не трогать шнур руками, так как от соприкосновения с кожей золото тускнеет. На вышивку уходит от нескольких дней до нескольких месяцев.

center

По словам настоятельницы Иоанно-Введенского женского монастыря игуменьи Анны, золотошвейная мастерская у них работает уже два века.

"Наша мастерская закрыта от всех, сестры отдают свои силы, чтобы украсить Божий дом, сохраняют древнее искусство, - пояснила игуменья Анна. - Монастырь исторически имел много мастерских, в том числе золотошвейную. В архивах есть упоминания о том, что сестры нашего монастыря преподнесли в дар Николаю Александровичу, будущему царю Николаю Второму, туфли и записную книжку, расшитые золотом".

Часть старинных работ сохранилась до наших дней, они также были представлены на выставке. Игуменья Анна пояснила, что творчество присуще человеческой природе.

"В каждом человеке есть большие творческие силы, конечно, их нужно в себе раскрыть и применить", - отметила настоятельница монастыря.

В золотном шитье на ткани золотной (позолоченной) и серебряной нитью монахини создают потрясающие узоры, изображающие гроздья винограда, лилии, павлинов. В церковном искусстве это символы. Например, павлин символизирует человеческую душу.

Как рассказала корреспонденту "Вслух.ру" соорганизатор выставки, руководитель проекта "Золотное шитье Сибири", преподаватель кафедры ЮНЕСКО Тюменского государственного института культуры Елена Сулейманова, это событие уникально не только для Тюмени, но и для всей страны. По ее словам, еще несколько лет назад никто не предполагал, что у нас в Тобольске сохранилось золотное шитье.

"Как правило, монастыри не вывозят свои золотые фонды, не участвуют в выставках, их задача - сохранить, сберечь традиции, - пояснила Елена Гертрудовна. - В нашем институте открылось представительство кафедры ЮНЕСКО, и мы начали работу по возрождению промысла золотного шитья. Этой темой я стала заниматься три года назад, когда о таком термине, как золотное шитье, мало кто знал. Только в монастырях используют золотые нити. Такие нити изготавливают на Денисовском заводе. Иконы из нитей, покрытых золотом, практически вечные. В Государственном Русском музее и в Оружейной палате до наших дней дошли образцы золотного шитья X-XII веков. Они прекрасно сохранились!"

От том, что у нас живы традиции золотного шитья, Елена Сулейманова узнала два года назад, потому что мастерицы никак себя не афишировали. Когда собеседница решила реализовать свой проект, она еще не знала о существовании золотного шитья в Иоанно-Введенском женском монастыре. По ее словам, даже музейные работники не догадывались о тобольских мастерицах, пока она не отправила запрос в Тобольскую епархию. Написала на всякий случай, а сама уже настраивалась на поездку в Москву и поиски по всей стране.

Проект нацелен на возрождение золотного шитья в России, обучение молодежи старинным техникам. А то, что многим это направление очень интересно, мы убедились на мастер-классе.

Более известна в Иоанно-Введенском женском монастыре другая мастерская - по производству изделий из фарфора. На них есть клеймо тобольского монастыря.

Шедевры из белой глины создает сестра Елизавета. Свои работы она также представила в галерее народных промыслов. По словам Елизаветы, процесс очень трудоемкий и длительный, так как в печь загружается не одно, а сразу несколько изделий. А их еще нужно подготовить.

center Сестра Елизавета

"Работаю на производстве я, а наши сестры-иконописцы - на росписи, - рассказала сестра Елизавета. - Получается такая красота, которая, я надеюсь, нравится людям. Фарфор делается из элитной белой глины. Для заливки используем гипсовые формы. Гипс применяется в производстве керамики, потому что он впитывает влагу. В печь загружаем изделия по несколько раз - сначала нужно просушить глину, чтобы расписать и заглазуровать, еще один обжиг нужен для нанесения золота либо создания декора".

Новая серия работ из фарфора посвящена сказке "Конек-Горбунок". Фарфоровые сервизы из тобольского монастыря выглядят не менее изящно, чем изделия из Европы. А по качеству, говорят, наш даже лучше.

Игуменья Анна планирует открыть еще одну мастерскую - по иконописи.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description