Девять тысяч квадратных метров нового фондохранилища Музейного комплекса им. И.Я. Словцова уже вместили 393 тысячи экспонатов.
_Девять тысяч квадратных метров нового фондохранилища Музейного комплекса им.
«В фондохранилище находятся экспонаты, начиная с XVII века. Есть и относящиеся к более древним периодам. С их помощью мы можем отразить любые исторические эпохи и события, относящиеся как к нашему региону, так и ко всей стране», — говорит ведущий специалист музейного комплекса Марина Жучкова.
В отделе русского искусства десятки стеллажей. На первых двух — распакованные после переезда картины. Сюда же одну за другой рабочие заносят упакованные произведения: все они в ближайшее время должны занять свое место на стеллажах.
Хранительница отдела, старший научный сотрудник музейного комплекса Людмила Овсянникова замечает, что переезд музея в другое здание, как переезд в новую квартиру. «Для коллекции русской живописи приобретено уникальное оборудование. В прежнем помещении таких условий не было», — говорит она.
Нераспакованные картины стоят на полу вдоль стен и окон. Часть произведений искусства готовят к транспортировке в Тобольск, они некоторое время проведут в местном музее.
В длинном коридоре первого этажа множество дверей. В каждом кабинете — свое хранилище. Ковры накручены на деревянные барабаны и закрыты чехлами — все сделано по технологии. Два раза в год их разворачивают реставраторы и осматривают, при необходимости очищают и восстанавливают.
В отделе редкой книги — 24 тыс. экземпляров. Здесь расположатся рукописные и старопечатные издания. Но уже доступны для исследовательской «Молитвослов» 1493 года (существует всего в 28 экземплярах) и «Библия» 1881 года (осталось 350 экземпляров).
Некоторые предметы в отделе археологии относятся к седьмому тысячелетию до нашей эры. В общей сложности под экспонаты отведено 28 шкафов по 36 ящиков в каждом и 28 антресолей для нестандартных предметов.
Пока один из самых готовых к работе залов — отдел металлических экспонатов. На высоких стеллажах — начищенные самовары, разнообразные дымники и другие предметы.
До переезда площадь фондохранилищ в двух музеях составляла около 2 тыс. кв. м. Не у всех реставраторов и хранителей были отдельные кабинеты. Теперь эта проблема решена. «У каждого специалиста в зависимости от работы имеется возможность обращаться к разному оборудованию. Для работы с керамикой приобрели муфельные печи и сушильные системы, для живописи — большие дублирующие столы, для ткани и графики — вакуумные аппараты. Хорошо продумана вентиляция. При работе с вредными веществами отходы по специальным трубам отводятся для дальнейшей утилизации», — поделилась впечатлениями реставратор Юлия Речкалова.
Хранение коллекций соответствует стандартам. Климат-контроль и тепловлажностный режим настраиваются в зависимости от материалов экспонатов. В помещениях установлена газовая система пожаротушения: газ абсолютно безвреден для людей и экспонатов, а вот огню не позволит распространиться.
Доступ в помещения, даже в коридоры хранилища, случайным людям закрыт. Войти и выйти без специального пропуска невозможно. Сотрудники имеют разные уровни доступа. Например, в оружейный отдел может попасть только определенный хранитель. В здании ведется круглосуточное наблюдение за каждым уголком. Руководство музейного комплекса шутит, что каждый, кто попадает в здание, становится частью мультимедийной истории.
Как бы сегодня не выглядело фондохранилище, остается вопрос о целесообразности переезда всей коллекции из старых помещений в новое здание. В апреле музейный комплекс посетили представители управления Министерства культуры по Уральскому федеральному округу. Их визит был связан с прокурорской проверкой](http://proctmo.ru/press-center/news/118915989184/) условий хранения ценностей. Согласно материалам, музейные экспонаты [перевезли с нарушениями.
В министерстве обратили внимание на то, что ни департамент культуры, ни администрация музея не уведомили о перемещении коллекций музея в новое здание.
Решением проблемы должна стать концепции развития недавно созданного на базе музеев Тюмени, Тобольска и Ялуторовска Тюменского музейно-просветительского объединения. Концепция будет представлена в Министерство культуры России.
«Мы прошли через все проверки — прокурорские и министерские в том числе. И если и выявлены нарушения, то не хранения экспонатов, а их перемещения. Сейчас переезд завершен и работа продолжается в повседневном режиме», — пояснила первый заместитель генерального директора Тюменского музейно-просветительского объединения Галина Коршакевич.
О том, что из себя представляет фондохранилище, тюменцы и гости города смогли узнать в Ночь музеев. Новое здание музейного комплекса открыло для них свои двери.