Что сейчас происходит в одном из главных музеев Тюмени.
_С начала февраля Тюменский областной музей изобразительных искусств закрыт на ремонт. Реконструкция продлится недолго — уже в декабре музей должен вновь заработать. Переезд классических коллекций и предметов из фондохранилища в соседнее здание музейного комплекса им.
От переезда экспонатов до реконструкции
Привычных рекламных растяжек с выставками на музее ИЗО уже нет. Вместо них вновь открылся барельеф с Лениным и Марксом, отсылающий к тем временам, когда здание по улице Орджоникидзе, 47 занимал дом Политпросвета. Сотрудники помнят, как когда-то вручную сюда переносили хрупкие экспонаты. Сначала музей занимал одно крыло здания, а после разместился на всех четырех этажах с целостным собранием произведений изобразительного искусства. В него вошли коллекция русской портретной живописи, картины западноевропейских художников, работы советских и современных скульпторов. Декоративно-прикладное искусство было представлено фарфором Императорского завода, коллекцией тобольской резной кости, глиняной игрушкой и дельфтским фаянсом.
Общественный совет при департаменте культуры Тюменской области накануне посетил с проверкой музей изобразительных искусств и новое здание фондохранилища Музейного комплекса им.
С 30 января в здании уже нет посетителей, а с 3 февраля — идет совсем другая работа: все сотрудники учреждения и 16 приглашенных специалистов из Тобольска упаковывают картины, скульптуры и фарфор для перемещения в соседнее здание Музейного комплекса.
Именно переезд спровоцировал широкое обсуждение в соцсетях и на различных площадках. Сотрудники музея с середины января стали публично утверждать, что это необдуманное решение, которое может привести к потере коллекций.
«Кошмар. Город останется без музея, — повторила и накануне Ирина Яблокова, заведующая отделением классического искусства, продолжая упаковывать картины из красного зала. — Без самостоятельного здания, которое у нас забирают, музей не сможет существовать. Здесь будет интерактивная выставка, под которую отдадут все площади. Мы же будет в новом здании, которое изначально предназначалось для краеведческого музея».
Ирина Владимировна согласна, что нынешнему зданию музея нужна реконструкция, ради которой на время можно выехать. Вопрос о ней поднимался в 2009 году. Тогда архитектор Виктор Станкевский разработал план реконструкции, но реализован он не был.
На сегодня известно, что проект капитального ремонта здания должен быть подготовлен к 31 марта. Такая информация появилась на сайте госзакупок. Как следует из конкурсной документации, подрядчик должен обследовать всю площадь музея (6,1 тыс. кв. м), заменить систему отопления и электропроводку, произвести ремонт дверей, окон и полов, а также предоставить новый план здания и его дизайн. На это из областного бюджета выделено 10 млн 378 тыс. рублей. Заказчиком проекта капремонта здания выступило ГАУК ТО «Музейный комплекс им. Словцова». Заявки на участие в конкурсе принимаются до 13 февраля.
Один из главных вопросов в переезде — имеющиеся площади. Сегодня коллекции музея располагаются в фондохранилище на 1280 квадратных метрах. Елена Усольцева рассказывает, что в новом здании под хранение выделены помещения общей площадью всего на десять квадратов меньше.
«Зато в них высокие потолки и новая система конструкций для размещения экспонатов. Раньше картины хранились на полу, теперь — в специальных мобильных системах, которые съезжаются и разъезжаются при необходимости, предотвращая попадание пыли на экспонаты», — говорит специалист.
Ирина Яблокова утверждает, что, помимо площади, большое значение имеет высота потолков. «Помещения в музейном комплексе проектировались для краеведческого музея, для их крупных экспонатов. Для классической экспозиции они останутся невостребованными. У нас нет таких огромных, монументальных полотен, как в Эрмитаже. А как это все будет выглядеть в сочетании с краеведческим материалом? Целостность коллекции музея ИЗО находится под угрозой», — считает хранитель классического искусства.
Неделя на сборы
Сотрудников музея поражает и столь скорый переезд. Чтобы успеть упаковать все экспонаты, в помощь тюменским специалистам были приглашены сотрудники тобольского музея-заповедника. В больших залах стоит непривычный шум: сначала картины подписывают, потом упаковывают в бумагу, воздушную пленку и короба. Сложенные экспонаты отправляются в машину и в сопровождении охраны доставляются в новое здание.
«Сроки нереальные. Мы ничего не успеваем. Нельзя так подходить к упаковке произведений искусства. В этой спешке можно потерять сохранность экспонатов. Сначала картина должна пройти профессиональный реставрационный осмотр. Если вещь в плохом состоянии, то ее лучше перевозить в горизонтальном положении, чтобы не было осыпи. Но мы уже не имеем времени сделать реставрационные работы и просто упаковываем все подряд», — рассказывает Ирина Яблокова.
«Сроки, действительно, сжатые, но при правильной организации — совершенное реальные: сотрудники музея упаковывают, а специально приглашенные грузчики переносят экспонаты, — говорит директор тюменского музейного комплекса Светлана Сидорова. — При этом на всех этапах стоит охрана».
Она добавляет, что все необходимые экспертизы предварительно были проведены.
«Здание нуждается в срочной реконструкции. Это и есть ответ на вопрос, почему так спешим с переездом. Да, сотрудники опасаются, но это страх перед новым и неизведанным. Многие работники музея никогда не перемещали экспонаты», — говорит директор и показывает помещения, где раньше хранились предметы музея: разводы от плесени, пол частично разрушен, батареи текут.
«Музей находится в таком состоянии, что несет угрозу не только экспонатам, но и людям, которые тут работают, — замечает председатель общественного совета при региональном департаменте культуры Наталья Войтова. — Переехать нужно, чтобы в конце этого года снова сюда вернуться. Музею будет передано новое здание с подобающим ему оборудованием, хорошим температурно-влажностным режимом».
Долгострой под ключ
Весь фонд тюменского музея изобразительного искусства перевозят в сданное в декабре прошлого года фондохранилище музейного комплекса им.
В новом фондохранилище довольно прохладно — около 19 градусов по Цельсию. Директор департамента культуры Виктор Новакаускас утверждает, что такая температура и должна быть по стандарту.
«А также влажность около 55%. Тогда экспонаты будут чувствовать себя хорошо. Кроме того, на полу плитка. Интересно, что многие (участники обсуждения в соцсетях. — _Прим. ред._) возмущались ее наличию. Хочется узнать, раз она не подходит для картин, то почему ее использую в операционных», — говорит директор.
Елена Усольцева отмечает, что консультировалась по вопросу наличия плитки в фондохранилище с сотрудниками Русского музея и никаких нареканий в этом отношении не услышала.
Сейчас в новое здание перевезено около 60% экспонатов. Почти полностью готов зал для хранения скульптуры. Пока экспонаты стоят в полиэтилене, но сотрудники замечают, что в ближайшее время начнут распечатывать предметы.
«Все подготовлено: установлены несколько рубежей охраны, круглосуточное видеонаблюдение, тревожные кнопки, электронная система доступа в помещения. Системы климата и температуры были запланированы при строительстве. Уже смонтировано оборудование для археологических образцов, нумизматики и орденов. Собираются рабочие столы для сотрудников. В ближайшее время будет доставлено и все остальное», — перемещаясь между помещениями, говорит Светлана Сидорова.
Так как изначально здание планировалось для размещения фондов Краеведческого музея, сотрудникам пришлось немного потесниться, но Елена Усольцева утверждает, что перестановки не критичны: всё войдет и все будут работать.
Без кадровых перестановок
В департаменте утверждают, что с переездом музея никто из сотрудников не будет уволен и сокращен: хранителей задействуют в работе с фондом музея, смотрителей перебросят на работу в другие учреждения музейного комплекса.
«Мы увеличим количество рабочего времени всех объектов музейного комплекса. В усадьбу Колокольникова, музеи Машарова и „Городская дума“ можно будет попасть до девяти-десяти вечера. Таким образом мы привлечем к работе на этих выставках сотрудников музея ИЗО и увеличим время возможного посещения для тюменцев», — рассказывает Светлана Сидорова.
Также предметы из фонда будут использоваться в экспозициях на территории других учреждений культуры Тюменской области.
«Над проектами работает группа, которая будет размещать экспозиции на других площадках области. Это и музейные, и концертно-театральные площади. Там мы увидим запланированные ранее экспозиции», — говорит Виктор Новакаускас.
Картины и другие предметы из фонда музея могут быть представлены в рамках экспозиционных выставок также в других городах региона.
Возвращение в музей
Сотрудники опасаются, что после реконструкции здания по ул. Орджоникидце, 47 экспозиция классического искусства не вернется в эти стены, а все площади займет мультимедийная выставка «Россия — моя история».
В департаменте культуры Тюменской области утверждают обратное. «Это здание остается в управлении нашего Музейного комплекса им. Словцова. В дальнейшем на его базе будет функционировать единое музейно-просветительское объединение. В здании по ул. Орджоникидце, 47 действительно расположится мультимедийный проект, но не во всех помещениях. Часть из них будет оставлена под экспозиционные выставки», — заметил Виктор Новакаускас.
Директор музейного комплекса Светлана Сидорова сообщает, что вопрос о возвращении предметов в бывшие помещения зависит от концепции выставок. «Многие предметы хранились в музее ИЗО десятилетиями и никогда не демонстрировались. Известно, что этот комплекс был наименее посещаемым среди всего объединения. Сегодня у нас есть возможность пересмотреть концептуальное представление тех предметов, которые здесь хранились», — говорит руководитель.
Почему предметы искусства столько лет хранились в условиях, не пригодных для этого? На этот вопрос в департаменте отвечают, что причины в долгом вводе в работу нового комплекса музея, который теперь почти запущен.