Колонка главреда «Вслуха» о недавнем опыте регистрации авто.
И вроде все официально: покупка через салон, договор купли-продажи, номера от старого хозяина, все дела… А при переоформлении техпаспорта в ГИБДД милая девушка в окошке приема спокойно огорошивает: а ваша машина в розыске… Приплыли.
Не вы первый…
Именно в такой ситуации я оказался на днях, когда стал счастливым обладателем трехлетнего паркетника из автосалона на Алебашевской в Тюмени. Первые секунды просто хлопал ртом, как окунь в лодке рыбака. Потом стали разбираться, и оказалось, все не так страшно. И объясняется на раз-два.
Вход в МРЭО
Дело в том, что по нынешним правилам, после продажи машины прежний владелец имеет право снять её с учёта спустя 10 дней после сделки — в одностороннем порядке. И если за это время новый хозяин ещё не успел поставить авто на учёт, ГИБДД просто объявляет в розыск… не машину, но госномера и техпаспорт (свидетельство о регистрации). Что практически одно и то же, поскольку остановив авто на дороге, инспектора запросто могут эвакуировать его на штрафстоянку.
Новый хозяин, как правило, ничего не подозревая, заполняет заявление на Госуслугах на переоформление документов, оплачивает здесь же госпошлину (со скидкой 30% обошлось в 595 рублей) и в назначенное время приходит в ГИБДД. В полной уверенности, что уедет оттуда через час с теми же номерами и новым техпаспортом.
Ага, щас. «Машина уже снята с учёта и числится в розыске. Вам надо делать новые номера», — бесстрастно сообщила девушка в погонах. Увидев мое смятение, добавила: «Ничего страшного, не вы первый». Почему-то в госинспекции говорят о розыске автомобиля, а не документов, видимо, так проще…
Что делать?
Дальше все поставлено на поток: старые номера забирают, через час оформляют свидетельство о регистрации — до свидания. Вопрос один: где, простите, мои новые номера? А здесь уже два варианта. Первый: писать на Госуслугах новое заявление на получение госномеров (никакой бюрократии плюс 30-процентная скидка). Второй: практически «не отходя от кассы» напечатать номера в одном из «ларьков» рядом с регистрационным отделением (МРЭО). Первый вариант, по сути, нереален, ведь тогда придется ехать домой без номеров, а потом еще несколько дней ждать новую электронную очередь. В итоге все выбирают второй путь. Я исключением не стал.
Выяснилось, что таких частных мини-лавочек по штамповке номеров вблизи ГИБДД на 50 лет Октября сразу несколько. Отдаешь документы, платишь 2000 рублей, и вуаля — через пять минут получаешь еще тепленькие металлические таблички. Как рассказала работница точки, в основном их услугами пользуются приезжие из других районов, то бишь не тюменцы. Либо счастливцы вроде меня, уже по ходу оформления попавшие «в непонятное», как писал Губерман. Получается, ребята дублируют функции ГИБДД и при этом неплохо зарабатывают. И чем ближе к МРЭО твой «ларек», тем больше клиентов.
«Ларьки», где штампуют номера
Кто виноват?
Однако я отклонился от темы. Что в итоге имеем? Минус час, минус две штуки, минус потраченные нервы. Не так уж и мало, знаете ли. А самое интересное — никто не виноват. Бывший владелец в рамках закона пошел и снял с учета — еще не хватало платить штрафы и налоги или отвечать за ДТП нового хозяина. Салон, продавший машину? Они даже не в курсе. Хотя могли бы и предупредить о возможном варианте развития событий — наверняка знают, как это бывает на практике. «Ларечники»? Они вообще ни при чем, просто делают бизнес, ничего личного. ГИБДД? Действуют в рамках закона…
Другое дело, что подобная ситуация не должна возникать в принципе, ведь мой случай далеко не единичный. Казалось бы, чего проще: договоры купли-продажи между старым владельцем авто, салоном и новым хозяином заключаются официально. Стало быть, данные легко передавать в ГИБДД, где их нетрудно внести в базу. Тогда при снятии машины с учета, номера и документы не объявляли бы в розыск, а фиксировали: так, авто пока в салоне. Прошла вторая сделка — пометили: новый владелец с такого-то числа.
Во время регистрации инспектор видит всю цепочку: ага, машина продана салону 30 мая, 10 июня ее сняли с учета, а 5 июля — купил другой человек. Стало быть, оформляем документы, номера продлеваем — и всего делов!
Ан нет, похоже, нынешняя система элементарно многим выгодна. Салоны не заморачиваются с передачей данных, ГИБДД не запаривается с дополнительным объемом работы, государство получает лишние деньги с пошлин, «ларьки» — поток клиентов, жаждущих получить новые номера. Короче, все довольны. Кроме незадачливых автовладельцев, которые не учли некоторые особенности национального авторынка…
Фото автора