С коллекционерами и реставраторами старинной техники пообщался корреспондент «Вслух.ру».
После участия в торжественном шествии в честь Дня Победы владельцы ретро-машин устроили автовыставку. Желающие смогли ознакомиться с техникой, ставшей на современных дорогах большой редкостью.
Наибольшее внимание тюменцев привлек с себе автомобиль ГАЗ-69. Возле него постоянно фотографировались по несколько человек, а дети просили родителей посадить их за руль советского джипа.
«Приобрел ГАЗ-69 полтора года, за это время полностью восстановил машину, состояние было на двойку с минусом, — рассказал „Вслух.ру“ пенсионер Николай Торопыгин. — Рама, кузов, коробка, мосты, мотор — все родное. Хозяину было уже 83 года, сам предложил купить. 36 лет он на ней ездил. Я поменял и обшил сидения, заменил передние и задние крылья, потому что они полностью сгнили — годы берут свое. Шпаклевки использовал по минимуму. Сейчас еще один ГАЗ-69 восстанавливаю. Люблю вездеходы. Есть мечта — взять ГАЗ-67, но с документами найти очень трудно и ценник заоблачный».
В представленном на выставке ретро-автомобилей ГАЗ-69 все родное, даже стартер ножной, то есть после поворота ключа нужно давить ногой, чтобы машина завелась. Машина на ходу. На параде Николай Алексеевич возил пограничников, до этого участвовал в автопробеге 4 мая по городу. Народ принимает на «ура», особенно нравится детям.
«Сейчас ремонтирую старые мотоциклы. Собрал ИЖ-49 1954 года выпуска, К-58 и еще несколько старых моделей, всего 14 мотоциклов, — пояснил Николай Алексеевич. — Об открытии музея пока не думаю, коллекция не такая большая, может лет через пять. Надо успевать, пока всю старую технику на чермет не сдали. Знаю, много автомобилей ГАЗ-67 (выглядят, как американский „Виллис“) стоят в гаражах. Документов на них нет, поставить на учет не могут».
Трудно было пройти и мимо автомобиля «Москвич-401», который называют первым действительно народным. Автомобиль 1964 года выпуска.
«Зимой за него не сажусь, от соли сразу машина ржавеет, — рассказал о своем „Москвиче“ Александр Евдокимов. — Езжу на на различные выставки, кто-то на свадьбу просит. Его берут в основном для фотосессий: если ехать в кортеже, он сразу отстанет. Думаю, что в городе таких машин осталось не больше десяти. У меня, кстати, все оригинальное. Восстанавливал машину постепенно, потому очень сложно найти все блестящие детали, списывался с владельцами таких же автомобилей».
По словам Александра, старый «Москвич» удобен в управлении, пробки его не смущают. Единственная сложность — во время праздника автомобилисты не дают проехать, все машут, сигналят, не дают проехать.
В коллекции Александра есть и красно-бежевая «Победа». Она также представлена на выставке. В 2014 году был российский автопробег «Побед» от Мурманска до Волгограда. Эта машина в нем тоже участвовала. В ремонте стоит ГАЗ-67.
«Музея у нас нет, машины стоят у всех в гаражах, — пояснил Александр. — Собираемся на таких выставках. У нас свой клуб любителей ретро автомобилей «Ретро-классика».
Пообщался «Вслух.ру» и с владельцем автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ 1957 года выпуска. По словам Александра, этот автомобиль он в буквальном смысле нашел в лесу — увидел у своего товарища на базе отдыха. Вид ее был ужасным, машина требовала больших вложений. Сейчас она полностью отреставрирована.
Серьезные проблемы у тюменских реставраторов с хромированием деталей. В Тюмени такие работы никто не делает. Обращаются в Челябинск, либо в Волгоград.
У Александра в коллекции уже 15 ретро автомобилей, причем все машины с документами, с пройденным техосмотром. Однако разрешение удалось получить только на ЗИМ. Оказывается, есть квоты, которые хорошо бы пересмотреть и заменить всю «бутафорию» на оригинальные ретро авто. Например, на параде мог шикарно смотреться ГАЗ-67 1943 года с оставшимися с войны пулевыми отверстиями или полноприводный ГАЗ-63 (редкий автомобиль), ГАЗ-13 «Чайка» или ЗИС-110 — такой же автомобиль был у Сталина. Еще у Александра есть ГАЗ М1 «Эмка», на которой он планирует проехать в следующем году. Сейчас ездит на автомобиле ЗИМ, который в любом месте сразу оказывается в центре внимания.