Dipol FM | 105,6 fm
92.01
98.72

Законопроект об утилизации старых автомобилей является продолжением начатой в прошлом году кампании по "спасению" отечественного автопрома.

С недавних пор правительству России стали близки проблемы автолюбителей. В прошлом году большой резонанс вызвала программа льготного автокредитования. Итоги той программы еще не озвучены, а россиян уже приглашают поучаствовать в новой акции — продать государству старый автомобиль за 50 тысяч рублей. Законопроект об утилизации старых автомобилей является продолжением начатой в прошлом году кампании по «спасению» отечественного автопрома. О том, что подобную программу можно запустить в России, впервые стало известно на совещании премьер-министра Владимира Путина с ведущими представителями автомобильной отрасли, состоявшемся летом 2009 года в Тольятти (что само по себе знаменательно). Идея, посетившая Владимира Путина, на самом деле далеко не нова. Во всем цивилизованном мире проблема утилизации автомобильного старья успешно решалась еще до наступления финансового кризиса — в первую очередь, исходя из соображений экологии. После обвала продаж новых автомобилей процедура обрела дополнительный смысл: сохранение отрасли и рабочих мест. Механизм «сдаешь старую машину — получаешь скидку на новую» неплохо отработан в ведущих европейских странах: так, в Германии в 2009 году за сданную в утиль старую машину давали 2500 евро, в Италии — целых 5000! Результат не заставил себя ждать: продажи автомобилей в этих странах не только не упали, но даже смогли вырасти по сравнению с 2008 годом. В России, как известно, авторынок «просел» до уровня трехлетней давности. Чтобы стабилизировать ситуацию, чиновники и обратились к опыту Запада. Правда, «русский вариант» этой «сказки автолюбителя» оказался далек от немецкого и, тем более, итальянского. Вот утвержденные правительством цифры: размер субсидии за сданную в переработку машину — 50 тысяч рублей, сумма, выделенная на эти цели, — 10 млрд рублей. Нехитрые подсчеты позволяют вывести количество единиц старья, которое пойдет под пресс — 200 тысяч машин. Названы и сроки действия программы — с 8 марта (праздничного, выходного дня, между прочим) по 1 ноября 2010 года. Всего 1%…Итак, по замыслу чиновников, к концу года удастся утилизировать 200 тысяч авто в возрасте от десяти лет. А сколько подобной техники в стране вообще? По словам заместителя директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, в настоящее время в России подлежит утилизации 56,9% (!) парка легковых машин, что в численном выражении равняется 19,6 млн штук. Из них 9,1 млн приходится только на автомобили Волжского автозавода — это 60% от общего количества машин этой марки. Отправить под пресс можно и 1,26 млн «Волг», и 600 тысяч ульяновских внедорожников — 70 и 72% от числа всех зарегистрированных автомобилей ГАЗ и УАЗ соответственно. Каким-то чудом в стране продолжают числиться 1,6 млн «Москвичей», 951 тысяча «Запорожцев» и без малого 100 тысяч ЛуАЗов. Кто, где, когда видел эти машины? Дела с отдельными иностранными марками обстоят схожим образом. Пальму первенства здесь держит «Ауди»: фантастическая живучесть славных немецких машин выражается в том, что 79% автомобилей с четырьмя кольцами на решетке преодолели возрастную планку в десять лет (на деле же — большинство из них выпущены еще в 80-х годах прошлого века). Чуть получше ситуация с прочими «немцами» — Volkswagen, BMW, Mercedes, Opel. Самую распространенную иномарку в России — Toyota — представляет 56% «великовозрастных» машин. И это при ежегодном (до 2009) росте продаж новых «японок» и запрете на ввоз в страну автомобилей старше 7 лет! Вывод неутешительный: большая часть россиян вынуждена пользоваться откровенным старьем. Ознакомившись со структурой автомобильного парка России, нетрудно произвести такой расчет: пресловутые 200 тысяч машин составят… чуть больше одного процента от гигантского числа в 19,6 млн. Стоило ли городить огород? Autotop убежден: стоило. Во-первых, при благоприятных условиях программа может получить продолжение в будущем (и наверняка получит: с уже имеющейся инфраструктурой будет легче «выбить» новые средства). Во-вторых, двести тысяч машин — это еще и двести тысяч их владельцев, которым удастся сменить свои автомобили на новые и безопасные. В-третьих, пусть не намного, но улучшится экологическая обстановка в городах: карбюраторные рыдваны, не выполнявшие даже нормы Евро-1, уступят место современным авто. Ну и в-четвертых (а по логике правительства, конечно, «во-первых»), сложившаяся ситуация немного облегчит участь автомобильных дилеров. По прогнозам, в 2010 году в России будет продано 1,4 млн новых автомобилей. Двести тысяч «программных» машин, или 14%, станут сладким резервом, своеобразной «заначкой» автопроизводителей и продавцов.Будет ли успех?Этот вопрос закономерен, если вспомнить судьбу предыдущей акции: принятая с ажиотажем программа льготного автокредитования обрела успех только после того, как Федеральная антимонопольная служба «надавила» на Минпромторг, заставив расширить список моделей, большая часть которого приходилась на продукцию ВАЗа. Одновременно пришлось снизить ставку первоначального взноса (с 30% до 15%), а сумму кредитования, напротив, поднять (с 350 до 600 тыс. рублей). Еще какое-то время определялись с перечнем банков, получивших доступ к государственным деньгам, и лишь после этого программа наконец начала работать. Новая акция правительства собрала не меньше сломанных копий, и перенос сроков — не главное (первоначально сообщалось о том, что законопроект вступит в силу 1 января). Производственные мощности по утилизации, скорее всего, не достроены и до сих пор — однако время, что называется, поджимает: дилерам надо торговать, да и деньги уже выделены! Яростные споры вызвал список регионов, в которых будут принимать машины для утилизации. Поначалу разговор шел о… пяти регионах — по количеству уже имеющихся площадок для утилизации. Акцию немедленно окрестили «пустышкой». Дальше было интересней: информация о 19 субъектах Российской Федерации, где будет проходить эксперимент, до недавнего времени считалась окончательной и была объявлена в СМИ. Это уже звучало издевательством для жителей других регионов, нацелившихся избавиться от старья. Зато сам список явно был составлен не наобум: выбранные регионы роднил один признак — наличие предприятия по сборке автомобилей (Москва и Московская область — «Автофрамос» (Renault); СПб и Ленобласть — заводы Ford, Toyota, GM, Nissan; Самарская область — ВАЗ, Нижегородская — ГАЗ, Ульяновская — УАЗ; Калининградская — «Автотор», Ростовская — ТагАЗ, Калужская — VW и группа PSA; Татарстан — Sollers (Fiat, SsangYong); Удмуртия — «Иж-Авто» (KIA); Приморский край — первый на Дальнем Востоке автозавод компании Sollers). Оставшиеся шесть регионов — Краснодарский и Красноярский края, Свердловская, Челябинская, Новосибирская области и Республика Башкортостан — также являются приоритетными для ведения автомобильного бизнеса (читай — показывают хороший процент продаж). Характерно, что вслух была высказана другая причина отбора регионов: количество зарегистрированных транспортных средств не менее 2% от автопарка страны. Еще более занятным оказалось то, что в ожидании старта программы были оперативно распределены квоты на выдачу субсидий. Так, Москве и Московской области запланировали отдать почти треть «пирога» — приемку 60 тысяч старых автомобилей. Однако все это уже цифры из прошлого: «дорогой столице» придется потесниться после того, как глава Минпромторга Виктор Христенко заявил, что в программе будут участвовать все субъекты РФ.Теория и практика утилизацииЛюбопытно, что недочеты новой программы на этом не кончаются. Так, в российском законодательстве пока отсутствует закон «Об утилизации транспортных средств» (его в спешном порядке разрабатывают в настоящее время). Велика вероятность того, что первое время принятые на утилизацию машины будут просто складировать в определенных местах. В пользу этого довода говорит и тот факт, что для постройки утилизационных комплексов также потребуется время. Теперь посмотрим на сам механизм обмена автомобильного неликвида на заветный ваучер номиналом в 50 тысяч рублей. Участник программы — автолюбитель, имеющий в наличии автомобиль до 1999 года выпуска с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т — приезжает к заранее выбранному им дилеру (в лучшем случае — самостоятельно, в худшем — драгоценный груз доставит эвакуатор). Помимо собственно машины владелец передает дилеру сумму в размере 3000 рублей — это плата за утилизацию — и доверенность на право проведения данной процедуры. В обмен на это дилер дает справку о том, что «такого-то числа… им был принят а/м… гос. номер … и т. д.». После всего этого уже бывший автовладелец, лишившись старого, но верного «друга» и вдобавок трех тысяч рублей, идет… нет, не в шоу-рум автосалона, а на автобусную остановку. Для того, чтобы стать владельцем новой машины, он должен дождаться утилизации старой — о том, когда это произойдет, ему сообщит дилер. Невесело, не правда ли? Если программа будет работать по этой схеме без изменений, это станет решающим моментом для того, чтобы от нее отказаться: перспектива ждать месяц или два наверняка отпугнет многих. «Ложкой дегтя» выглядит и утилизационный побор. Наконец, услуги эвакуатора также облегчат ваш карман на тысячу-две рублей. Характерно, что другая сторона закона проработана куда более тщательно: любителям легкой наживы не оставлено вариантов для обогащения. Несложно представить, что бы началось, начни государство выдавать субсидии «живыми» деньгами: предприимчивые граждане скупали бы дохлые «копейки» за 5−10 тысяч и продавали их пачками за 50. Нажитые таким образом средства доставались бы в конечном итоге совсем не тем дилерам, которых стремится поддержать государство: что может быть слаще покупки Cayenne практически на халяву?! Интересно, что разработчики законопроекта нашли и умело прикрыли еще одну «дырку»: предназначенное к сдаче т/с должно быть зарегистрировано за последним владельцем не менее года. Поэтому ажиотажа вокруг старых машин не будет: никаких дополнительных выгод из программы не извлечь. Только прямую — что и требовалось доказать. Что сдавать…Очевидно, что для того, чтобы участие в программе имело смысл, рыночная стоимость автомобиля, предназначенного для утилизации, должна быть меньше 50 тысяч рублей. Среди отечественных моделей в указанный диапазон укладываются заднеприводные ВАЗы («Самары», «десятки» и «Нивы», за редким исключением, оцениваются дороже), любые «Москвичи», «Волги» в неудовлетворительном техническом состоянии. УАЗы, пусть и двадцатилетние, лучше приберечь: а ну, завтра — война? А вот беспокоиться о настоящих раритетах не стоит: на волне подъема интереса к ретроавтомобилям ценники на них давно обрели совершенно иной порядок цифр. Владельцы «Побед» и «двадцать первых» «волжанок» просят за свои сокровища двести-триста тысяч рублей, надеясь, впрочем, дожить до лучших времен, чтобы содрать все пятьсот. Разумеется, всего лучше — сдать в металлолом полностью непригодную для эксплуатации машину, из средства передвижения превратившуюся в дворовое «украшение», «квартиру» для бродячих псов. Однако такой вариант невозможен, так как комплектность авто в законопроекте оговорена четко (наличие стекол, осветительных приборов, кресел, шин и дисков и даже технических жидкостей). Основное же требование — автомобиль, пусть даже и не способный к самостоятельному передвижению, должен иметь номерные знаки и юридически чистые документы. Также авто не должно быть под обременением в виде незавершенных разбирательств по ДТП и не должно находиться в розыске. Итак, львиную долю автомобильных «покойников» составит вазовская «классика», выпущенная во времена Союза. Другая, меньшая, часть может прийтись на иномарки в наиболее «лохматом» состоянии. Как правило, дешевле 50 тысяч рублей стоят иностранные автомобили старше 20 лет. В некоторых регионах концентрация таких авто достаточно высока: в Калининградской области, имевшей одно время статус особой экономической зоны, накопилось немало европейского секонд-хэнда, в Приморье — японского. Неслучайно в правительстве обсуждался вопрос об увеличении (до 80−90 тыс. руб.) размера субсидий в дальневосточном регионе. Здесь в прошлом году открыла завод компания Sollers. Ради того, чтобы жители Приморья пересаживались из старых Nissan Laurel в новые SsangYong'и, государству не жаль и надбавки в лишнюю тысячу долларов за авто. Жизнь, как известно, глубже суждений о ней. Для отдельных автолюбителей программа по утилизации — единственный выход из тупика, в котором они случайно очутились. Тема данного материала не дает покоя одному моему знакомому. Он — владелец редкого и довольно нелепого автомобиля Daihatsu Charade Kissa, малолитражки, чуть превосходящей по размеру Daewoo Matiz. Редкого, потому что на подобный запрос даже всезнающий Яндекс выдает две страницы. Нелепого — потому что восемнадцатилетняя Kissa имеет турбовый (!) мотор 1,3, коробку-автомат и множество других периодически ломающихся «приблуд». Моего приятеля «Кисса» откровенно достала. При рыночной стоимости (определенной наугад, потому как подобных машин в стране, наверное, единицы) в те самые 50 тысяч оригинальный радиатор на «Дайхацу» стоит… 40 тысяч. Шесть тысяч спрашивают за фару. Услышав о программе утилизации, приятель загорелся сплавить таким образом «Киссу» — продать ее в обычном порядке он уже отчаялся. Знакомый уже решил, что купит себе новую «Ниву». «Кисса» тем временем в отместку загубила себе турбину. …и что — братьНастало время поговорить о самом трепетном моменте: какие автомобили будут доступны к приобретению со скидкой? Прошлогодняя ошибка была учтена: нынешний список не в пример богаче «льготно-кредитного» и сразу же насчитывает 66 моделей легковых автомобилей, производящихся в РФ. Помимо набивших оскомину ВАЗов (17 моделей) и прочих исконно русских моделей, в нем есть и современные, замечательные машины, волею судьбы получившие российскую прописку. «Фольксваген-Тигуан» и «Шкода-Октавия», «Тойота-Кэмри» и «Ниссан-Теана», «Опели» — Антара" и «Астра», «Шевроле» — «Каптива» и «Круз», «Форды» — «Мондео» и «Фокус», «Рено-Логан», «Фиат-Альбеа» — названия звучат как музыка! Это еще не все: не забудем о четырех моделях SsangYong, трех — KIA, шести — Hyundai. Полный перечень можно отыскать на сайте Минпромторга. Но давайте вглядимся в список внимательней. Если на время забыть о машинах с шильдиком Lada, более-менее доступными предстанут только Renault Logan, Fiat Albea, Hyundai Accent, да, пожалуй, Ford Focus в недорогих комплектациях. Приобрести эти модели можно, имея на руках 300−450 тысяч рублей. Все прочие с легкостью преодолевают планку в полмиллиона, а некоторые (VW Tiguan, Nissan Teana, Toyota Camry) — и вовсе подобрались к миллиону! Нам же, как мы помним, предлагают «полтинник» (а если быть въедливым, то всего — 47 000). За «Тигуанами» в очередь — становись?.. Если разобраться, проблема здесь лежит в иной плоскости — не экономической, а моральной. Составив такой список, его разработчики, образно говоря, предлагают купить торт тому, кто может взять только булочку. Кто ездит на «копейках» и «четырестадвенадцатых» «москвичах»? Пенсионеры, студенты (настоящие, кто живет на стипендию), бюджетники. Их не спасет и кредит на оставшуюся сумму: они его не выплатят, хотя бы потому, что не пройдут по размеру ежемесячной зарплаты (пенсии). Да и не выдадут им никакого кредита. (Справедливости ради надо сказать, что в Минэкономразвития объявили о возможности соединить «утильную» программу со «льготным кредитованием»).Но неужели все настолько плохо? Нет, отчего же. Доступные автомобили выпускает АвтоВАЗ — от 170 до 350 тысяч рублей, и гамма у него что надо — от «классики» до «Приоры», и привыкать не надо — прежняя-то такая же была… Вы уже слышите это dejavu, вы видите очередь в автовазовский салон? Парадокс в том, что это действительно единственный выгодный вариант: скидка в 50 тысяч на автомобиль стоимостью в 170 (ВАЗ-21 074) — это неплохо. Уточним: только для потребителя и завода, потому как для развития экономики страны в целом программа утилизации — тупиковый путь. Все логично: расставшись с VW Golf II, немецкий бюргер уезжает на свежем Golf VI. Наш человек, избавившись от «копейки», купит «семерку» — ну скажите, чем не Германия?..

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Абатском районе сквозь дамбу просочилась вода
В Абатском районе сквозь дамбу просочилась вода
Работы по устранению протечки будут длиться всю ночь.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Абатский район
#дамба
#губернатор
#Александр Моор
В Тюмени пройдут межрегиональные соревнования по спортивной аэробике
В Тюмени пройдут межрегиональные соревнования по спортивной аэробике
Участниками станут более 400 спортсменов.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#соревнования
#чемпионат
#спорт
#гимнастика
#аэробика
Владимир Якушев: В беде никого не бросим
Владимир Якушев: В беде никого не бросим
Полпред вместе с губернатором Тюменской области и главой Минстроя России встретился с жителями Ишима.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Викуловский район
#дамба
#вода
#полпред
#Владимир Якушев
#губернатор
#Александр Моор
#Ишим
#Ишимский район
В Абатском районе сотрудники полиции работают в усиленном режиме
В Абатском районе сотрудники полиции работают в усиленном режиме
На месте развернули передвижной оперативный штаб.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Абатский район
На форуме «Мой бизнес как семья» выступили сильнейшие женщины-предприниматели Тюмени
На форуме «Мой бизнес как семья» выступили сильнейшие женщины-предприниматели Тюмени
Форум прошел сегодня в музее им. И.Я.Словцова и стал мощным кейсом развития женского бизнес-сообщества.
#женщины
#предпринимательство
#бизнес. форум
#экономика
#Союз женщин России
#Наталья Шевчик
#Лариса Невидайло
#Анна Харченко
#музейный комплекс им. Словцова
#новости Тюмени