Законопроект об утилизации старых автомобилей является продолжением начатой в прошлом году кампании по "спасению" отечественного автопрома.
С недавних пор правительству России стали близки проблемы автолюбителей. В прошлом году большой резонанс вызвала программа льготного автокредитования. Итоги той программы еще не озвучены, а россиян уже приглашают поучаствовать в новой акции — продать государству старый автомобиль за 50 тысяч рублей. Законопроект об утилизации старых автомобилей является продолжением начатой в прошлом году кампании по «спасению» отечественного автопрома. О том, что подобную программу можно запустить в России, впервые стало известно на совещании премьер-министра Владимира Путина с ведущими представителями автомобильной отрасли, состоявшемся летом 2009 года в Тольятти (что само по себе знаменательно). Идея, посетившая Владимира Путина, на самом деле далеко не нова. Во всем цивилизованном мире проблема утилизации автомобильного старья успешно решалась еще до наступления финансового кризиса — в первую очередь, исходя из соображений экологии. После обвала продаж новых автомобилей процедура обрела дополнительный смысл: сохранение отрасли и рабочих мест. Механизм «сдаешь старую машину — получаешь скидку на новую» неплохо отработан в ведущих европейских странах: так, в Германии в 2009 году за сданную в утиль старую машину давали 2500 евро, в Италии — целых 5000! Результат не заставил себя ждать: продажи автомобилей в этих странах не только не упали, но даже смогли вырасти по сравнению с 2008 годом. В России, как известно, авторынок «просел» до уровня трехлетней давности. Чтобы стабилизировать ситуацию, чиновники и обратились к опыту Запада. Правда, «русский вариант» этой «сказки автолюбителя» оказался далек от немецкого и, тем более, итальянского. Вот утвержденные правительством цифры: размер субсидии за сданную в переработку машину — 50 тысяч рублей, сумма, выделенная на эти цели, — 10 млрд рублей. Нехитрые подсчеты позволяют вывести количество единиц старья, которое пойдет под пресс — 200 тысяч машин. Названы и сроки действия программы — с 8 марта (праздничного, выходного дня, между прочим) по 1 ноября 2010 года. Всего 1%…Итак, по замыслу чиновников, к концу года удастся утилизировать 200 тысяч авто в возрасте от десяти лет. А сколько подобной техники в стране вообще? По словам заместителя директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, в настоящее время в России подлежит утилизации 56,9% (!) парка легковых машин, что в численном выражении равняется 19,6 млн штук. Из них 9,1 млн приходится только на автомобили Волжского автозавода — это 60% от общего количества машин этой марки. Отправить под пресс можно и 1,26 млн «Волг», и 600 тысяч ульяновских внедорожников — 70 и 72% от числа всех зарегистрированных автомобилей ГАЗ и УАЗ соответственно. Каким-то чудом в стране продолжают числиться 1,6 млн «Москвичей», 951 тысяча «Запорожцев» и без малого 100 тысяч ЛуАЗов. Кто, где, когда видел эти машины? Дела с отдельными иностранными марками обстоят схожим образом. Пальму первенства здесь держит «Ауди»: фантастическая живучесть славных немецких машин выражается в том, что 79% автомобилей с четырьмя кольцами на решетке преодолели возрастную планку в десять лет (на деле же — большинство из них выпущены еще в 80-х годах прошлого века). Чуть получше ситуация с прочими «немцами» — Volkswagen, BMW, Mercedes, Opel. Самую распространенную иномарку в России — Toyota — представляет 56% «великовозрастных» машин. И это при ежегодном (до 2009) росте продаж новых «японок» и запрете на ввоз в страну автомобилей старше 7 лет! Вывод неутешительный: большая часть россиян вынуждена пользоваться откровенным старьем. Ознакомившись со структурой автомобильного парка России, нетрудно произвести такой расчет: пресловутые 200 тысяч машин составят… чуть больше одного процента от гигантского числа в 19,6 млн. Стоило ли городить огород? Autotop убежден: стоило. Во-первых, при благоприятных условиях программа может получить продолжение в будущем (и наверняка получит: с уже имеющейся инфраструктурой будет легче «выбить» новые средства). Во-вторых, двести тысяч машин — это еще и двести тысяч их владельцев, которым удастся сменить свои автомобили на новые и безопасные. В-третьих, пусть не намного, но улучшится экологическая обстановка в городах: карбюраторные рыдваны, не выполнявшие даже нормы Евро-1, уступят место современным авто. Ну и в-четвертых (а по логике правительства, конечно, «во-первых»), сложившаяся ситуация немного облегчит участь автомобильных дилеров. По прогнозам, в 2010 году в России будет продано 1,4 млн новых автомобилей. Двести тысяч «программных» машин, или 14%, станут сладким резервом, своеобразной «заначкой» автопроизводителей и продавцов.Будет ли успех?Этот вопрос закономерен, если вспомнить судьбу предыдущей акции: принятая с ажиотажем программа льготного автокредитования обрела успех только после того, как Федеральная антимонопольная служба «надавила» на Минпромторг, заставив расширить список моделей, большая часть которого приходилась на продукцию ВАЗа. Одновременно пришлось снизить ставку первоначального взноса (с 30% до 15%), а сумму кредитования, напротив, поднять (с 350 до 600 тыс. рублей). Еще какое-то время определялись с перечнем банков, получивших доступ к государственным деньгам, и лишь после этого программа наконец начала работать. Новая акция правительства собрала не меньше сломанных копий, и перенос сроков — не главное (первоначально сообщалось о том, что законопроект вступит в силу 1 января). Производственные мощности по утилизации, скорее всего, не достроены и до сих пор — однако время, что называется, поджимает: дилерам надо торговать, да и деньги уже выделены! Яростные споры вызвал список регионов, в которых будут принимать машины для утилизации. Поначалу разговор шел о… пяти регионах — по количеству уже имеющихся площадок для утилизации. Акцию немедленно окрестили «пустышкой». Дальше было интересней: информация о 19 субъектах Российской Федерации, где будет проходить эксперимент, до недавнего времени считалась окончательной и была объявлена в СМИ. Это уже звучало издевательством для жителей других регионов, нацелившихся избавиться от старья. Зато сам список явно был составлен не наобум: выбранные регионы роднил один признак — наличие предприятия по сборке автомобилей (Москва и Московская область — «Автофрамос» (Renault); СПб и Ленобласть — заводы Ford, Toyota, GM, Nissan; Самарская область — ВАЗ, Нижегородская — ГАЗ, Ульяновская — УАЗ; Калининградская — «Автотор», Ростовская — ТагАЗ, Калужская — VW и группа PSA; Татарстан — Sollers (Fiat, SsangYong); Удмуртия — «Иж-Авто» (KIA); Приморский край — первый на Дальнем Востоке автозавод компании Sollers). Оставшиеся шесть регионов — Краснодарский и Красноярский края, Свердловская, Челябинская, Новосибирская области и Республика Башкортостан — также являются приоритетными для ведения автомобильного бизнеса (читай — показывают хороший процент продаж). Характерно, что вслух была высказана другая причина отбора регионов: количество зарегистрированных транспортных средств не менее 2% от автопарка страны. Еще более занятным оказалось то, что в ожидании старта программы были оперативно распределены квоты на выдачу субсидий. Так, Москве и Московской области запланировали отдать почти треть «пирога» — приемку 60 тысяч старых автомобилей. Однако все это уже цифры из прошлого: «дорогой столице» придется потесниться после того, как глава Минпромторга Виктор Христенко заявил, что в программе будут участвовать все субъекты РФ.Теория и практика утилизацииЛюбопытно, что недочеты новой программы на этом не кончаются. Так, в российском законодательстве пока отсутствует закон «Об утилизации транспортных средств» (его в спешном порядке разрабатывают в настоящее время). Велика вероятность того, что первое время принятые на утилизацию машины будут просто складировать в определенных местах. В пользу этого довода говорит и тот факт, что для постройки утилизационных комплексов также потребуется время. Теперь посмотрим на сам механизм обмена автомобильного неликвида на заветный ваучер номиналом в 50 тысяч рублей. Участник программы — автолюбитель, имеющий в наличии автомобиль до 1999 года выпуска с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т — приезжает к заранее выбранному им дилеру (в лучшем случае — самостоятельно, в худшем — драгоценный груз доставит эвакуатор). Помимо собственно машины владелец передает дилеру сумму в размере 3000 рублей — это плата за утилизацию — и доверенность на право проведения данной процедуры. В обмен на это дилер дает справку о том, что «такого-то числа… им был принят а/м… гос. номер …