Автопутешественники со всего мира и раньше проезжали через Тюмень, но не поворачивали в сторону исторической столицы Сибири.
Ежегодно через Тюмень проезжает до 600 караванеров. Это российские и иностранные туристы, которые путешествуют на автодомах. Чаще всего в Тюмени владельцы либо арендаторы домов на колесах останавливаются у моста Влюбленных, чтобы сделать интересные снимки, и отправлялись дальше… на Восток. Дело в том, что большинство караванеров едет по уже проложенным маршрутам, через стоянки, где можно подключиться к розетке, пополнить запасы «пресной воды», воспользоваться канализацией, чтобы опорожнить бачок из биотуалета.
Если ехать без карт, куда глаза глядят, даже поиск элементарной розетки на 220 вольт на ночь может превратиться в настоящий квест. Для многих владельцев кафе и АЗС это лишние хлопоты. Вместе с директором тюменского офиса «Яхты на колесах» Евгением Ошибковым корреспондент «Вслух.ру» проехал от Тюмени до Тобольска, чтобы понять, где уже готовы принимать караванеров. Прокладка «караванного» маршрута проводится совместно с агентством по туризму Тюменской области.
Первая остановка в термальном комплексе «Дубровное». Это в 60 км от Тюмени. Здесь есть доступ и к электричеству, и воде.
Кстати, бак нашего автодома вмещает 100 литров воды. Розетка рядом постом охраны, воду можно набрать из крана в теплом туалете. Вода заливается через гибкий шланг.
Бухта со шлангом есть в каждом автодоме. Место стоянки — рядом с источником, в котором можно искупаться. Он работает, вода горячая.
Входной билет на час стоит 350 рублей, без ограничения — 390. Недавно на источнике установили теплые раздевалки.
Плата за стоянку автодома — как на источнике в «Советском».
По пути, ради интереса, заглянули в новое придорожное кафе «Теплый стан», которое находится за селом Покровским. Как нам пояснили сотрудники общепита, розетки на улице у них нет, воду тоже не набрать. Пообщаться с владельцем кафе не получилось.
«По большому счету тем, кто путешествует на автодоме, кафе ни к чему, приготовить еду можно самим на газовой плите, поесть — за столом, — пояснил Евгений. — Поездки на автодоме выбирают те, кто любит путешествовать с комфортом».
Следующая остановка в кемпинге «Мостовой» на 102 км. Это рядом с Ярково. Раньше была вывеска для автомобилистов, но ее убрали после расширения дороги до четырех полос. Так что лучше заранее посмотреть по картам, где находится этот кемпинг. Есть розетка, вода, туалет.
За стоянку здесь берут от 50 (за легковой) до 150 рублей (за грузовой), за стоянку автодома — 80 рублей. Номер в гостинице — 1500 рублей, койка — 800 рублей. В кемпинге еще сдают рыбацкие домики от 1,5 до 2,5 тысячи рублей. Из развлечений — рыбалка на озере Матмассы.
Конечная остановка — в туркомплексе «Абалак». Сразу обратили внимание, что розеток на стоянке в избытке, выбирай любую. И есть возможность залить воду и летом, и зимой. Так же как и в «Мостовом» готовы к приему караванеров.
Въезд на автомобиле в будние дни стоит 100 рублей, в выходные — 200 рублей.
Цена за стоянку с автодома — 1500 рублей в сутки. Кстати, самый доступный гостиничный номер в «Абалаке» стоит 3500 рублей.
К слову, автодом мне понравился, но это удовольствие не для всех: аренда в среднем стоит 15 тысяч рублей в сутки. Стоимость же нового автодома сопоставима с хорошей двух-трехкомнатной квартирой в Тюмени. Как вариант, можно купить автодом с рук. Комфорт, конечно, на высоте: машина идет плавно, время в пути летит незаметно, особенно если не за рулем. Единственный минус большого автодома в сравнении с обычным автомобилем — летом с асфальтовых дорог лучше не съезжать.
«В России активно развивается автомобильный туризм, и у Ростуризма в этом направлении есть отдельная программа, — пояснил «Вслух.ру» Евгений Ошибков. — В России около 10 тысяч автодомов, включая небольшие прицепы «Капля». В эту же статистику вошли самодельные автодома. Отдельной статистики в ГИБДД пока не нет, поэтому подсчет проводился в том числе путем опроса на различных автомобильных форумах. Конечно же, для тех, кто путешествует на автодоме, нужна инфраструктура. Впрочем, российские караванеры научились обходиться и без нее.
Так, розетка на 220 вольт по большей части нужна только зимой. Впрочем, до суток зимой можно прожить и без розетки — отопитель работает от газа или от солярки. Летом же у автодома большая автономность. Вторая проблема — подключение к воде. Действующих колонок в деревнях осталось мало. Заезжаешь на мойку, просишь воды — не дают. Говорят: «Не положено». Я продолжаю: «Заплачу как за мойку автомобиля». А мне опять твердят: «Не положено». Но есть и подвижки: на АЗС «Газпромнефти» после реконструкции начали устанавливать подогреваемые шкафы, где можно залить воду. О наличии воды на заправке можно узнать через приложение. В Подмосковье залить воду можно на сети АЗС «Нефтьмагистраль». И эта услуга постепенно развивается.
По словам Евгения, одна из их главных задач проекта в том, чтобы на точках, отмеченных на карте для караванеров, гарантированно и без лишних вопросов можно было подключиться к розетке и набрать воду. Для этого на всех стоянках должны быть таблички, указывающие — тут «Вода», тут «220 вольт».
По маршруту для караванеров поедут и туристы, которым планируют продавать туры вместе с арендой автодома.