Выделенные полосы на улице Республики уже доказали свою эффективность.
Сколько времени у вас уходит на то, чтобы доехать до работы? 15-20 минут? Это если вы встанете в 6.20 и сядете в машину или пойдете на автобусную остановку в 7 часов утра. Если соберетесь позже, поездка из спальных микрорайонов за Транссибом может растянуться на 40-50 минут, а то и на целый час, когда где-то происходит авария. И с каждым годом в часы пик пробки на дорогах становятся все длиннее вслед за расширяющимися микрорайонами и растущими доходами тюменцев. Пройдет еще немного времени, и, чтобы не опоздать на работу, нам придется просыпаться еще раньше.
Как быть? Строить новые дороги, мосты, двухуровневые развязки? Они есть в плане, что-то уже строится, как путепровод в створе улицы Монтажников. Прямой ход на объекте обещают запустить нынешней осенью. Многие уже ждут не дождутся, когда его откроют. Но если посмотреть правде в глаза, новый мост радикально ситуацию не изменит, как не изменила ее эстакада на пересечении Мельникайте и Широтной — раньше была пробка на кольце, сейчас она над ним. Улица Мельникайте в сторону города по утрам стоит от заезда на эстакаду до улицы Республики. Стоит в пробке и путепровод по улице Мориса Тореза, запущенный в 2007 году. Новый путепровод на Монтажников возьмет на себя часть транспорта, но если вам нужно в сторону центра города, вы также упретесь в стоящие улицы Республики, 50 лет Октября.
Нужно понимать, что строительство дорог и развязок за темпами автомобилизации никогда не успевает. Весь мир идет по пути развития общественного транспорта. В крупных городах строятся трамвайные линии, монорельсовые дороги, прокладывается метро. Можно, конечно, сесть и немного помечтать о том, что когда-нибудь это все или хоть что-то из столичного набора будет и нас. Можно запустить скоростной трамвай вдоль улицы Широтной или объездной дороги, соединить монорельсом центр города с заречными микрорайонами, но жить-то хочется не в светлом будущем без пробок, а сейчас. А что мы можем сделать, не прибегая к колоссальным затратам? Решение напрашивается само собой. У нас уже есть опыт по организации выделенных полос для движения рейсовых автобусов на улице Республики от Максима Горького до моста Влюбленных в одну строну и от Мориса Тореза до Максима Горького в обратную сторону. Доводы скептиков о том, что водители автобусов будут ездить по всем трем полосам, перестраиваясь из ряда в ряд и мешая автомобилистам, себя не оправдали. Практически нет нарушений и со стороны водителей. Проезд же автобусов от Максима Горького до краеведческого музея занимает считанные минуты.
О необходимости продолжения работы по созданию выделенных полос для общественного транспорта заявил на недавней онлайн-конференции «Вслух.ру» губернатор [Владимир Якушев](/thesaurus/256998), говоря о приоритетах в развитии экономики региона. Создание выделенных полос для общественного транспорта — это один из прогрессивных шагов, которые предпринимаются во всех крупных городах мира, в том числе и в Москве.
Общественный транспорт должен быть приоритетным хотя бы потому, что перевозит гораздо больше пассажиров. В каждом легковом автомобиле, который стоит утром в пробке, мы видим одного-двух человек, не считая водителя. В то время как в автобусе едет 30-40 тюменцев. Стоит учесть, что автобус на проезжей части занимает столько же места, сколько два-три легковых автомобиля в зависимости от их габаритов. При этом общественный транспорт на дороге имеет только одно преимущество перед легковыми автомобилями — при выезде из остановочного кармана. Организация выделенных полос на улице Широтной и Пермякова позволит избежать постоянных перестроений рейсовых автобусов, которые так раздражают автомобилистов. По наблюдениям горожан, такие маневры в значительной мере снижают интенсивность движения и не способствуют безопасности на дороге. К тому же плотность автобусов на магистральных улицах такова, что если их составить в одну линию, они выстроятся в длинный железнодорожный состав. Так пусть этот «поезд», ни кому не мешая, движется по своему первому ряду.
Насколько изменится время проезда легковых автомобилей по улицам Широтная и Пермякова, покажут расчеты. Их выполнят специалисты института транспорта Тюменского нефтегазового университета. Такое решение уже было принято на заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения.
Ускорив проезд общественного транспорта по выделенным полосам на улице Широтной, Пермякова, а также на улице Республики от Пермякова до Максима Горького, мы решим еще одну важную проблему — проезд по загруженным магистралям автомобилей экстренных служб. По улице Широтной «скорая» еще может проехать по встречной полосе, а на улице Пермякова от Широтной до путепровода, если больного нужно срочно доставить в больницу, проезд отнимает массу времени. Проще будет подъехать к месту столкновения и экипажу ГИБДД, быстро провести замеры и освободить проезжую часть.
Даже если время проезда легковых автомобилей по заторам на магистралях по расчетам специалистов увеличится на 5-10 минут, мы все-таки должны сделать выбор в пользу общественного транспорта. Понимая, что до работы на общественном транспорте можно будет доехать в два раза быстрее, немалая часть автомобилистов, которые каждый день едут по маршруту «дом — работа — дом», пересядет в автобусы, тем более что наряду с дорожными пробками все острее чувствуется и нехватка парковочных мест. Тюменцам уже давно пора отказаться от заблуждения: «Если ты купил машину, значит должен на ней ездить». Однако реальность такова, что в будние дни в часы пик в собственном автомобиле чаще приходится стоять в пробках, чем ехать, а потом еще долго искать место для дневной парковки.
Тем, кто пользовался общественным транспортом в девяностые годы и в первое десятилетие XXI века, наверное, будет сложно отказаться от автомобиля, но с тех пор в Тюмени многое изменилось.
«Все помнят эти старые отработавшие свой срок за рубежом автобусы, которые вообще не соответствовали никакому классу экологичности, водители которых высаживали пассажиров где попало, постоянно нарушали правила дорожного движения. — напомнил читателям „Вслух.ру“ директор МКУ „Тюменьгортранс“ Алексей Санник. — Еще несколько лет назад у таких автобусов не было ни графика, ни расписания движения. Сейчас это кажется дико. За последние два года средний возраст пассажирских автобусов в Тюмени сократился с 12 до 6 лет. Я не знаю, в каком городе страны есть такой же современный парк автобусов».
И сами автобусы стали другими, в них меньше сидячих мест и больше свободного места, больше пространства между рядами. Это повышает вместимость автобусов, предусмотренных для поездок по городу, повышает комфорт. И сейчас можно говорить о том, что мы поднялись на новый уровень обслуживания пассажиров. Экологический класс общественного транспорта соответствует «Евро-4», сейчас перевозчики выставляют на конкурс автобусы еще более высокого класса «Евро-5». Еще более комфортной стала обстановка в салонах, особенно после того, как большинство кондукторов и водителей ПАТП-1 и ПАТП-2 одели форму. Как по взмаху волшебной палочки, изменилось и содержание. По отзывам пассажиров, многие работники пассажирских предприятий стали вежливыми и учтивыми.
К удобству пассажиров и довольно большая маршрутная сеть, которая постоянно развивается. Город связывают 111 регулярных маршрутов. С 20 июня их будет 113. Дополнительно вводятся два новых маршрута, которые через два моста свяжут заречную часть города с районом Дома Обороны. Многие маршруты не требуют пересадки. На линию ежедневно выходит более тысячи пассажирских автобусов. Они выходят на линию в 6 часов утра, последние рейсы заканчиваются ближе к полуночи. На магистральных улицах в утренние и вечерние часы пик автобусы идут с интервалом полторы минуты. Это №№ 30, 25, 11, 14, 13, 1, 54, 51. В обычное время интервал между автобусами в среднем составляет от 3 до 5 минут. На самых загруженных маршрутах №№ 25 и 30 на линию выходят по 50 автобусов. Поэтому сравнение с поездами вполне уместно. Им нужно лишь сократить время в пути.
Цифры
_В 2012 году в Тюмени на линию выходили 1 тыс. 114 автобусов, в 2013 году — 1 тыс. 230. За 2013 год перевезено 128_
_млн пассажиров; на горячую линию Тюменьгортранса поступило 170 тыс. звонков._