Камнем преткновения стал вопрос о регулировании агентской деятельности. Авторы закона настаивают на том, чтобы все турагентства продавали туры конечному потребителю «от имени и по поручению» туроператора.
Горячая дискуссия разгорелась вокруг внесения изменений в «Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Предлагаемые законотворцами из Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ меры по ужесточению ответственности перед туристами, в частности, увеличение обязательных финансовых гарантий, вносимых туроператором на случай банкротства, в целом вызывают одобрение. Камнем преткновения стал вопрос о регулировании агентской деятельности. Авторы закона настаивают на том, чтобы все турагентства продавали туры конечному потребителю «от имени и по поручению» туроператора.
Пока туроператор (непосредственный создатель тура) реализует свой продукт через сеть турагентств (продавцов, которые получают за продажу комиссионное вознаграждение). Если поправка к закону будет принята в том виде, в котором она предлагается, турагентство действуя «от имени и по поручению» практически освобождается от ответственности перед клиентом. Вся ответственность и контроль за работой турагентств ложатся на туроператора.
Очевидно, что для контроля «чужой работы» туроператору придется либо открывать сеть собственных агентств по всей стране (что доступно лишь самым крупным представителям турбизнеса), либо ввести систему денежных депозитов — по принципу «хочешь продавать наши туры — сначала заплати».
О возможных последствиях прямо говорится в совместном заявлении Российского союза туриндустрии и Ассоциации туроператоров России: «Предоставить депозиты всем своим партнерам-туроператорам, число которых может доходить до 20−25, не под силу никакому агентству. Таким образом, туроператоры лишатся своих продавцов. Получается, что поправки приведут к сокращению числа и турагентств, и туроператоров».
Директор тюменского «Агентства семейных путешествий» Ксения Колосова также говорит, что закон может повлечь закрытие некоторых агентств. «Туристический бизнес интересен, в том числе и тем, что не требует огромных вложений. При введении обязательных депозитов, сумма, достаточная для начала работы составит 1−1,5 млн рублей. Такие вложения под силу лишь немногим», — отмечает Ксения Колосова.
Сокращение числа турфирм несомненно приведет к монополизации рынка, и как следствие к повышению цен на отдых и свертыванию бонусных программ. Отсутствие здоровой конкуренции негативно отразится и на уровне обслуживания — «зачем стараться, клиентов на всех хватит». Передача полной ответственности за отдых туроператору практически лишит клиента правовой защищенности от непрофессиональных действий турагента, непосредственного продавца путевки.
Сегодня поправки к закону обсуждаются в Госдуме во втором чтении. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин уже направил письма председателю Государственной думы Борису Грызлову и министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко, в которых подробно описал возможные негативные последствия принятия поправок в такой редакции.