Удобно ли использовать электромобиль в суровых сибирских условиях?
_Электромобили, использующие электричество в качестве топлива вместо привычного бензина или дизеля, становятся все более популярными во всем мире. Это происходит из-за постоянно растущих цен на бензин и в связи с борьбой с загрязнением окружающей среды. Не обходит тенденция стороной и Россию — если на 1 января 2016 года, по данным аналитического агентства «Автостат», в нашей стране было зарегистрировано 647 электромобилей, то на 1 января 2017 года — уже 920. При этом в докладе министра энергетики РФ Александра Новака для форума ENES 2016 говорилось, что к 2020 году численность электромобилей в России может достигнуть 200 000._
_Однако, несмотря на столь оптимистичные прогнозы, для Тюмени электромобили остаются чем-то диковинным. В первую очередь, из-за отсутствия инфраструктуры для зарядки и скепсиса водителей по поводу возможностей автомобиля на электричестве в условиях суровой сибирской зимы. Корреспондент «Вслух.ру» встретился с тюменцем Денисом Дедюхиным и расспросил его об опыте эксплуатации «машины с розеткой»._
20 рублей на день
На начало 2016 года, по данным все того же «Автостата», в Тюмени было зарегистрировано лишь три электромобиля. Сейчас, по словам Дениса Дедюхина, их уже пять. Сам Денис, три года назад купивший Mitsubishi i-MiEV, стал первым тюменским «электромобилистом».
_Первый электромобиль Тюмени_
Первую розетку для зарядки автомобиля возле подъезда Денис сделал из «аптечки» — небольшого ящика, купленного в магазине металлической мебели. Наклеил на ящик наклейки с эмблемой Mitsubishi, а внутри поставил блок из розеток с таймером. Купив второй электромобиль, более мощный Nissan Leaf (Leaf — самый популярный электромобиль в России: из 920 таких машин в нашей стране 340 — именно «Лифы»), Денис оборудовал и вторую розетку. Теперь, после продажи i-MiEV, у него две зарядки на один автомобиль.
Мощность электродвигателя Nissan Leaf — 109 л.с. На 100% автомобиль заряжается за 8 часов — это, конечно, существенно дольше, чем авто с традиционным двигателем внутреннего сгорания, однако позволяет зарядить машину за ночь. При этом запас хода «Ниссан Лиф» в теплое время года составляет около 150 километров. В морозы запас хода, безусловно, сокращается, однако даже при температуре -30 и с постоянным использованием печки можно проехать около 70 километров. Этого, по мнению Дениса, вполне достаточно для большинства городских жителей.
«Обычный, среднестатистический ежегодный пробег у нас в России — 15 тысяч километров. Это максимум 40-45 километров в день», — говорит Дедюхин.
Получается, что у большинства жителей города запаса хода электромобиля с лихвой хватит хотя бы на один день, а потом его можно зарядить снова. Многим может показаться очень неудобным «заправлять» машину каждый день, однако на это у электрического двигателя есть самый существенный аргумент — финансовая экономия.
«По ночному тарифу киловатт стоит 92 копейки. 24 киловатта для полной зарядки. На день 20 рублей — что это такое вообще? Это ничего. А если учитывать, что здесь никаких расходников нет, кроме салонного фильтра, так тем более. Раз в 40-50 тысяч километров литр масла в редукторе поменять, и все», — заявляет Денис Дедюхин.
По ночному тарифу для тюменских домов с электрическими плитами 1 кВт/ч стоит 92 копейки. Чтобы зарядить Nissan Leaf, нужно 24 кВт/ч — стоимость полной зарядки автомобиля составит 22 рубля 8 копеек. По словам Дедюхина, в зимние морозы автомобиль может проехать около 70 километров. Таким образом, стоимость 1 километра, пройденного электромобилем, составит 31 копейку.
Допустим, что автомобиль с бензиновым двигателем со сходными характеристиками (108 лошадиных сил) расходует в городском цикле 8 литров топлива на 100 километров. По данным Агентства нефтегазовой информации, стоимость 1 литра АИ-92 на АЗС «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на 27 марта 2017 года составляла 36 рублей 70 копеек. Получается, что один километр, пройденный таким автомобилем, обойдется его владельцу в 2 рубля 93 копейки.
В летний период, когда запас хода электромобиля возрастает примерно в 2 раза, экономия средств становится еще более существенной.
Одна из главных причин невысокой популярности электромобилей в Тюмени — недоверие к тому, как машина будет справляться с морозами. Однако, как говорит Дедюхин, сокращающийся ресурс пробега от одной зарядки — единственный недостаток. Заводится электродвигатель не хуже бензинового, даже если авто всю ночь простояло на улице, кроме того, в отличие от машины с привычным ДВС, электромобиль не нужно прогревать от двигателя.
«У Leaf предусмотрен прогрев от розетки. То есть, задается время по таймеру, в которое ты выезжаешь. Машина учитывает температуру окружающей среды и определяет, в какое время нужно включить отопитель. Она самостоятельно прогревает салон, сидения и руль. Садишься в прогретую и полностью заряженную машину», — заявляет Денис Дедюхин.
Сам двигатель при этом работает совершенно бесшумно, между тем, в машине установлено специальное устройство для имитации привычного гула мотора.
На электромобиле по УрФО
Второе препятствие для развитие электромобильного движения в России — отсутствие оборудования для зарядок. Фактически, всем владельцам электромобилей приходится оборудовать розетки для своих машин самостоятельно. При этом «быстрых» зарядок, которые позволяют зарядить тот же «Лиф» на 80% за полчаса, в нашей стране всего три — две в Москве и одна в Татарстане. Такие зарядки оказывают негативное влияние на батарею автомобиля, однако позволяют свободно перемещаться между городами. В Японии, например, их число сравнимо с количеством бензиновых заправок.
_Карта зарядных станций для электромобилей в Японии, по данным сервиса PlugShare_
Законопроект, обязывающий АЗС иметь оборудование для зарядок электрокаров, был принят еще осенью 2016, а в силу вступит осенью нынешнего года. Однако, по мнению Дениса Дедюхина, это ничего не изменит.
«Закон принят, но никаких технических требований — какие должны быть зарядки, каких стандартов, ничего этого. Просто это должно входить в перечень услуг, и все. А что это будет из себя представлять, не написано», — пояснил Дедюхин.
При этом в своем блоге Денис пишет, что установка зарядных устройств мощностью около 22 кВт, которые позволяют заряжать тот же Nissan Leaf на 80% за 1 час, не представляет сложности даже в провинции. Нужна лишь трехфазная розетка на 380 В.
«Это позволит уже сегодня, при наличии хотя бы шести станций на территории УРФО, свободно передвигаться на бюджетных электрокарах за максимально короткие сроки», — пишет Денис.
По его мнению, если установить две зарядные станции между Екатеринбургом и Тюменью (в Талице и Богдановиче), одну — между Екатеринбургом и Челябинском (в Тюбуке) и три — между Екатеринбургом и Пермью (в Дружинино, Ачите и Кунгуре), то на электромобилях можно будет свободно перемещаться не только в пределах одного города, но и по всему Уральскому федеральному округу.