Dipol FM | 105,6 fm
89.07
95.15

Мыть или не мыть?..

**В водительских разговорах есть темы, иронично называемые «вечными». К таковым смело можно отнести тему — «промывать-таки двигатель при замене масла, али нет?»

**

На первый взгляд, конечно, мыть надо все, что только можно: чистота еще никому не мешала. Но, с другой стороны — моторное масло среди прочих присадок содержит и моющие, которые и должны справляться с возложенными на них обязанностями. Вроде бы… Но промывки во всевозможных вариантах тем не менее выпускаются и продаются. Значит, не так все просто?

Так мыть или не мыть?..

Мы не стали принимать за аксиому ни ту, ни другую позицию в этом вопросе, а решили дать возможность высказаться по этому поводу знающим людям. Общее между ними то, что все они, так или иначе, имеют, что сказать на эту тему.

Вот их мнения:

**Владислав Гирштаутас, генеральный директор ООО «ИнтерОйл-Тюмень»:

**— Говоря конкретно о марке Castrol, которую мы представляем, скажу однозначно: мыть не надо. Масло уже содержит в необходимых пропорциях нужные присадки, и количество их сбалансировано. Тот же ответ вы получите, если спросите о смешении масел: если после минерального Castrol’a вы зальете синтетический (или наоборот), то мыть все равно не надо. То же самое, думаю, можно сказать и о других марках масел. Для особо неверующих приведу факт из истории: родина промывочных жидкостей — США. Изначально «промывки» применялись там исключительно перед ремонтом мотора — для его чистки перед разборкой. О совместимости промывок с моторными маслами никто и не думал. Когда изобретение дошло до нас, ему «присвоили» совсем иное назначение, поэтому — делайте выводы сами

**Ответ на вопрос, заданный тюменскому представителю Shell — ООО «Премиум Ойл», и переадресованный им в «центр», пришел аж из Москвы:

**"Большого смысла в использовании промывок нет. Ни одна промывка не сможет отмыть двигатель так, как этого требуется. Видов промывок на российском рынке много, но роднит их одно: максимум, на что они способны — это отмыть смолистые отложения и шлам. «Несколько-минутные» промывки отметаются сразу: эффективность — нулевая, а блокирование масляных каналов кусками отмытых отложений можно получить легко! Единственное, что можно рекомендовать для сильно загрязненного двигателя — это полнообъемная промывка, позволяющая вывести механические примеси и легкие отложения. Но это «аварийный» вариант… Чтобы двигатель действительно стал чище, необходимы присадки с высоким уровнем моющих свойств на всех рабочих режимах работы двигателя. Причем такой продукт должен содержать не только моющие, но и диспергирующие присадки, обеспечивающие «размельчение» и поддержание частиц загрязнений в системе смазки во взвешенном состоянии, а также полный комплекс антиокислительных и противоизносных присадок — для безопасной работы двигателя. Если присмотреться внимательно к перечню указанных необходимых составляющих, то вы легко узнаете… готовое моторное масло! Это и есть лучшее промывочное средство. Дорого, но эффективно! И уж дешевле, чем переборка двигателя… Если четко выдерживаются интервалы смены масла, используется качественный смазочный материал, то использование каких-либо промывочных средств бессмысленно, и даже вредно! Не мешайте работать маслу. Если же «история болезни» двигателя неизвестна или сильно запущена, то в качестве промывки лучше использовать моторное масло, но с сокращенным интервалом его смены. Это самый эффективный и безопасный для двигателя вариант". С уважением, технический консультант по автомобильным смазочным материалам Shell East Europe Co Ltd, Болталина Мария.

**А вот мнение производителя промывочных жидкостей — на наш вопрос ответили специалисты научно-производственного объединения «Поликом» (г. Челябинск), разработчики автохимии LAVR («Лавр»):
**
«НПО „Поликом“ не понаслышке знакомо с проблемой загрязнения масляной системы двигателя. Проводимые нами исследования и многолетний опыт работы в этой области подтверждают: на образование загрязнений в масляной системе влияет не только масло, но и топливо — особенно некачественное. Окисляясь (сгорая) в цилиндрах, и масло, и топливо не исчезают полностью, часть их негорюча. Загрязнения откладываются на стенках цилиндров и соскребаются поршневыми кольцами. Далее они попадают в масляную систему двигателя. При использовании качественного масла этих загрязнений образуется меньше, но они все равно есть… Масло старается поддерживать их во взвешенном состоянии и не дать им осесть, но к концу срока эксплуатации оно утрачивает эту способность, и часть загрязнений неизбежно оседают на деталях масляной системы. Свежее масло с новыми силами отдирает загрязнения от поверхности и опять старается не дать им осесть, но отложений становится уже больше и к следующей замене масла они опять оседают. Чтобы проверить это, достаточно провести пальцем внутри сливного отверстия после слива отработанного масла. На основании этих данных сам собой напрашивается вывод: промывать масляную систему при смене масла — более чем необходимо! Но чем, и как? Вариантов два: промывочные масла и химические препараты (так называемые „пятиминутки“). Думаю, многие знают о существовании несливаемого остатка масла — в современных двигателях он составляет 8−12% от объема масляной системы. Заливаемое свежее моторное масло, таким образом, смешивается с остатками промывочного (обычная „веретенка“) — состав масла, тщательно подобранный и сбалансированный производителем, нарушен… К тому же, промывочное масло не защищает двигатель при нагрузках („веретенка“ ведь!). Мы поэтому рекомендуем использовать автохимические препараты — промывки типа LAVR next. Они весьма эффективно вымывают углеродистые отложения и продукты износа и значительно (почти в 2 раза) снижают несливаемый остаток отработанного масла. Кроме того, основное преимущество „пятиминуток“ в том, что в масле после промывки не остается чужеродных веществ — составы промывок полностью разлагаются и выводятся через систему вентиляции картерных газов в течение первых километров пробега». С уважением, технический консультант ЗАО НПО «Поликом» Заузолков Юрий

**Владимир Пульников, директор ТД «Лель»:

**- Судить о необходимости промывки следует, исходя из пробега автомобиля и вида масла. Если пробег больше сорока тысяч км, и владелец «прыгал» с одного масла на другое, то промывка — обязательна! Но только «правильная» — специальным маслом, и строго по инструкции. Если авто эксплуатировалось без промывки очень долго, то необходимо использовать так называемые «эффективные» жидкости — они не отрывают отложения хлопьями, а превращают их в волокна или гелевые соединения, что позволяет удалять последние из системы даже через мелкие каналы. Категорически не рекомендую использовать в таких случаях агрессивные моющие жидкости — они отрывают отложения хлопьями, забивающими каналы. Эффект использования таких промывок сводится к нулю… И еще: после любой промывки на деталях двигателя остаются «зародыши» отложений, на которых эти отложения появляются в ускоренном темпе. Избавиться от них можно, для этого существуют специальные присадки, но это уже немного другая тема…
Николай Тарбеев, директор Тюменского филиала «Rossko»:

— Мыть надо! В процессе эксплуатации двигателя внутри него образуются загрязнения, которые необходимо удалять. Товарное моторное масло хоть и обладает моющими свойствами, но это не поможет ему полностью очистить двигатель. И если при использовании одной марки и типа масла можно обойтись «промывкой-десятиминуткой», то при смене брэнда или типа масла мыть нужно с использованием более серьезных промывочных масел. Скажу прямо — я пока не знаю ни одного человека, которому бы навредила промывка двигателя перед сменой масла!..
Александр Шершнев, директор ЗАО «Формула-1»:

— Все в этом вопросе зависит от типа и марки масла: если в моторе сызмальства плещется «синтетика» известного импортного бренда, то мыть не нужно! Эти масла сами обладают достаточными моющими свойствами. Аргумент в пользу бесполезности промывания приведу в виде вопроса: вы видели когда-нибудь промывочные масла или присадки, которые бы носили знаменитое имя типа «Shell», «Castrol» или «Mobil»?.. Я не видел. Да их просто-напросто нет в природе! А это, знаете ли, о многом говорит…
Михаил Ромодан, исполнительный директор ООО «Токио-Авто»:

— Мыть нужно, но нужно знать, чем мыть! Любое промывочное масло содержит щелочь, которая, собственно, и очищает нутро двигателя от грязи. Есть разные промывки — «пятиминутки», десяти, двадцати… Чем больше «срок работы» такого масла — тем меньше в нем содержится щелочи. Почему я на этом акцентирую? Щелочь оказывает вредное воздействие — как на детали двигателя, так и на свежезалитое масло. Промывка-то полностью не сливается, какая-то ее часть останется в блоке, и потому большинство производителей масел, зная об этом, не рекомендуют промывать двигатели при использовании их продуктов. Промывка, между тем, существует для того, чтобы предотвратить образование шлаков: если двигатель перед заменой масла промыть, то новое масло, и без того уже содержащее моющие присадки, изначально будет работать в более «чистых» условиях! А это очень важно — ведь с течением времени меняются и технологии, в современных моторах применяются очень требовательные узлы — те же гидронатяжители, чья работа напрямую зависит от качества смазки двигателя. Кстати, вот случай из жизни: в середине 90-х к нам приехал некий дедушка с жалобой на низкое давление масла. Авто — «Жигули», 1976 года выпуска… Пробег — больше 300 000 км! Когда разобрали «движок», весьма удивились — он был в очень хорошем состоянии! Спросили дедушку — «наверное, „капиталили“ мотор недавно?» «Нет — ответил он, — за двадцать лет ни одного ремонта». Секрет долголетия оказался прост — дед менял масло сразу же, как только замечал, что оно потемнело. А вы бы так не делали, если бы ваша жена работала на складе ГСМ?.. Так что мой совет таков: если мыть — то лучше «тридцатиминуткой», а если не хотите мыть, то следуйте примеру этого дедушки.
**Елена Погарченко, коммерческий директор ООО «МК-Трейд»:

**- Все зависит от состояния двигателя. Название продукта — «промывка» — оправдывает свое назначение. Если двигатель грязный — мыть нужно! При смене брэнда — тем более, так как основы у разных масел разные — у одного в основе может быть сернистая нефть, а у другого — более чистая каспийская. Смешение подобных масел окажет довольно негативное воздействие на детали мотора. Далее — если автомобиль новый, то мыть не обязательно, хотя и желательно. А вот если вы купили авто с рук, то обязательно промойте двигатель при первой же замене масла! Что бы ни говорил предыдущий владелец (если он не ваш хороший знакомый, конечно), лучше все-таки подстраховаться. И совсем необязательно мыть, если вы ездите на новом авто, в двигателе которого плещется дорогое импортное масло, и меняете вы его чаще, чем предписано инструкцией! Однако, если и в этом случае вы чувствуете вину перед своей «ласточкой», то воспользуйтесь «мягкими» очистителями — поверьте, этого будет достаточно.

**Для справки:

**Все отложения в двигателе с некоторым упрощением можно разделить на три группы: высокотемпературные (нагары), среднетемпературные (лаки) и низкотемпературные (шламы). Первые появляются на деталях, непосредственно взаимодействующих с газами в цилиндре. Удаление нагара обычно сводится к работе мотора под нагрузкой, при больших оборотах коленчатого вала. Отчасти помогает. Лаки образуются на деталях цилиндропоршневой группы, прочно удерживаются на поверхностях и почти не смываются. Побороть лакообразование простыми приемами не получится, здесь важно стараться предотвращать образование лаков, используя масла высокой группы качества по API.

А вот шламы (мазеобразные загрязнения) накапливаются как раз в системе смазки двигателя, в частности — в картере и масляных магистралях. Всевозможные промывки двигателя предназначены для разрыхления, отслоения и последующего удаления в первую очередь именно этой группы отложений. С ними же (со шламами) призваны бороться моющие и диспергирующие присадки моторных масел. Так что задачи и у промывок, и у моторных масел одни и те же. За исключением того, что задача промывок на этом и заканчивается (больше промывку ничего не «интересует»!), а для моторного масла поддержание чистоты двигателя — лишь одна из многочисленных его функций!..
Все. Никаких выводов делать не будем. Наша задача — дать информацию. К размышлению. Умный человек всегда сумеет сделать свой, единственно правильный для него вывод. А читают нас, как мы заметили, в-основном, умные люди.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Опытный садовод рассказала, как избавиться от сорняков на грядках
Опытный садовод рассказала, как избавиться от сорняков на грядках
Существует немало способов, которые помогут распрощаться с сорной травой.
#дача
#советы
#огород
#тк
17 июня в Тюменской области синоптики обещают грозы и порывы ветра до 15-120 м/с
17 июня в Тюменской области синоптики обещают грозы и порывы ветра до 15-120 м/с
Обещают также кратковременные дожди.
#прогноз
#ветер
#МЧС
#тк
В День молодежи пройдут показательные выступления тюменских дрифтеров
В День молодежи пройдут показательные выступления тюменских дрифтеров
Мероприятие, организованное Госавтоинспекцией, пройдет на площади перед стадионом "Геолог"
#ГАИ
#праздник
#дрифт
#шоу
#дети
#тк
#безопасность
В Тюменской области завершилась экологическая неделя, посвященная 80-летию региона
В Тюменской области завершилась экологическая неделя, посвященная 80-летию региона
150 человек очистили прибрежную территорию реки Туры от мусора.
#экология
#субботник
#мусор
#Тура
#река
#тк
Александр Моор поздравил мусульман Тюменской области с праздником Курбан-байрам
Александр Моор поздравил мусульман Тюменской области с праздником Курбан-байрам
В основе этого праздника доброта, справедливость, человеколюбие и поддержка.
#Курбан-байрам
#праздник
#поздравление
#губернатор
#Александр Моор
#тк