Авторская колонка об особенностях работы общественного транспорта в областном центре.
С начала наступившего года тюменцы платят за проезд в общественном транспорте на один рубль больше. Заблаговременно объявленное повышение не стало новостью для жителей города, ведь это уже традиция: в новый год — с новой ценой. Однако культура обслуживания не растёт вслед за ценой. Что не так? Журналист Штефан Шолпан рассуждает на эту тему в своей авторской колонке.
У меня есть три основных претензии к работе тюменских автобусов и маршруток.
Во-первых, это цена.
Вдумайтесь: за каждую поездку вы отдаёте ровно по одной булке хлеба. Не жирно ли разбрасываться хлебом налево и направо? Особенно, если у вас разъездной характер работы, и предприятие не компенсирует этих расходов.
Ещё лет пятнадцать назад можно было хоть как-то экономить при помощи месячных проездных билетов. Учитывая то, что действие таких билетов распространялось только на муниципальный транспорт, на многих городских маршрутах их польза была весьма сомнительной. Однако для пассажиров 25-го или 30-го маршрута, где муниципального транспорта традиционно более чем достаточно, это было оптимальным решением.
Теперь же никакой возможности экономить нет. Абсолютно. Потому что у нас не Санкт-Петербург, где можно приобрести единый месячный проездной «всего» за 3 255 рублей. Единый — это потому что его действие распространяется не только на автобусы, но и на трамваи, троллейбусы и даже метро. Если пассажир решит пользоваться исключительно автобусами, то проездной для него будет стоить 1 755 рублей в месяц. Количество поездок не ограничено.
Хотите пользоваться всеми видами общественного транспорта, кроме метро? Нет проблем: 2 195 рублей — и вперёд. Что в Тюмени? Совершенно издевательская скидка в один рубль для тех, кто оплачивает проезд банковскими картами. Всё.
Во-вторых, это техническое состояние подвижного состава.
На целом ряде маршрутов оно безобразное. Ровно год назад я отморозил себе руки во время поездки в маршрутке 7 «м». Подушечки пальцев обрели нормальную чувствительность только ближе к маю: всё это время я их почти не чувствовал, и было страшно. В этом году маршрут 7 «м» перенумеровали в 41-й, и на этом преобразования остановились: в салонах печки как не работали, так и не работают.
В начале этого месяца мне понадобилось посетить ритуальный зал в Патрушево, потому что у дорогих мне людей случилось горе. На свою беду я выбрал для этого 84-й маршрут. Вспомните, какая температура воздуха была 9-11 января. Минус 30. Я вышел из этой маршрутки в Медицинском городе с инеем на ресницах и с соплями до пола. Ноги были в прямом смысле слова задубевшими.
Точно такие же жалобы поступают от пассажиров 77-го маршрута и 51-го — это только то, что мне удалось вспомнить сходу. После этих поездок в морозильниках я принял для себя решение: маршрутками пользоваться исключительно в крайних случаях.
А что из себя представляют автобусы-«коротыши» марки «МАЗ-206»? Недавно ехал в таком на 70-м маршруте. От двигателя исходит такая вибрация, что я оттуда вышел раньше нужной остановки с дёргающимся глазом. Уважаю белорусов, но из крупногабаритной техники им пока удаются только трактора. Это за такое «обслуживание» мы должны выкладывать каждый раз по 28 рублей?
В-третьих, меня до глубины души возмущают графики движения автобусов.
В октябре прошлого года мне приходилось обращаться в областную клиническую больницу №2, которая расположена на улице Мельникайте. Из приёмного отделения я вышел в 22 часа 04 минуты. Подойдя к остановке, первым делом изучил расписание. Ближайший автобус первого маршрута — в 22 часа 34 минуты! Как вы думаете, стал я его ждать? Нет, конечно! До нужной мне точки города я дошёл пешком и абсолютно бесплатно. Это было осенью, при плюсовой температуре. Зимой интервалов в графиках никто не сокращал.
Вы представьте, что сейчас, когда температура воздуха на улице зачастую переваливает за экстремальные цифры, вам придётся стоять на остановке целых полчаса! Да проще и эффективнее идти пешком, потому что во время движения не так сильно мёрзнешь и меньше шансов заболеть.
Другой пример: в прошлом июле в вечернее время возникла необходимость уехать из Восточного микрорайона на Мыс. Теоретически это позволяет сделать 53-й маршрут. Звоню в диспетчерскую «Тюменьгортранса», чтобы выяснить, с какой остановки можно сесть в этот автобус, а мне отвечают, что в это время (20 часов 40 минут) ни с какой, потому что маршрут уже закончил свою работу. В летний период, когда нет и девяти часов вечера, маршрут уже не работает!
Хорошо, тогда попробую добраться хотя бы до Лесобазы, подумал я, а там пешочком прогуляюсь, через понтонную переправу. Отсюда до Лесобазы меня должна доставить маршрутка 7 «м», но диспетчер говорит, что и этот маршрут уже не работает. Вы только вдумайтесь! Проблема была частично решена пешей прогулкой до завода «Электрон» и посадкой в автобус 55-го маршрута, следующий по Лесобазе как раз рядом с переправой.
И еще один немаловажный момент. Скорость передвижения, а точнее — перекур на остановках. Представьте, вы торопитесь на работу, а автобус зависает по 3-4 минуты на каждой остановке. Не все маршруты, но через одного. Например, 88-й. Для него постоять-помучить пассажиров — в радость.
Когда после очередного стояния я не выдержал и потребовал у водителя объяснений, он развел руками — не виноват, мол, такой график движения. На следующей остановке я должен быть ровно во столько-то, и если не стоять — нарушу расписание. Ну и кто его так грамотно составляет? Похоже, вместо того чтобы реально прокатиться по маршруту на автобусе, чиновники от транспорта просто рисуют графики на глазок.
И ведь сколько раз мы уже проходили стадию нытья транспортников, что им некого возить, а расходы на содержание подвижного состава растут в геометрической прогрессии. Именно так каждый раз они объясняют «необходимость» очередного повышения цен. Так, может быть, надо просто обеспечить нормальную работу общественного транспорта?
Есть ли альтернатива?
До прошлого года я усиленно пытался убедить окружающих в том, что обилие личного транспорта — это плохо: «убитая» экология, вечные пробки, масса дорожно-транспортных происшествий… Пытался убедить, что необходимо пользоваться именно общественным транспортом. А теперь и сам стал склоняться к тому, что неплохо бы заработать на личный автомобиль.
Да, автомобилисты говорят, что этот путь — гораздо более дорогой, чем услуги общественного транспорта, ведь мало купить машину — надо ещё и обслуживать её. Но я не соглашусь с ними: уж лучше тогда переплачивать, но не зависеть от автобусов и маршруток, работа которых спланирована непонятно как.
С этой зимы я взял за правило пользоваться общественным транспортом только в том случае, если спешу или если расстояние от точки, А до точки Б действительно внушительное. Посчитал сэкономленные за пару месяцев деньги — сумма вышла приличная, что немаловажно для семейного бюджета.
Каждый раз, когда читаю гневные посты в соцсетях о том, что где-то в автобусах холодно или водитель (кондуктор) грубиян, о перебоях в рейсах и прочем, так и хочется прокомментировать: ходите, по возможности, пешком. По всей видимости, ситуацию можно переломить исключительно голосованием рублём. Точнее, не голосованием.
Фото автора