**Кто, кто — Джеймс Уатт, шотландский механик. Жил этот уважаемый и признанный любитель все изобретать, подсчитывать и систематизировать, в XVIII веке — в период зарождения и бурного развития паровых машин.
**До этого периода все тяжелые работы (кроме мытья посуды) выполняли лошади (животные такие), но эффективность их труда точному расчету не поддавалась вследствие двух причин: лошади все время попадались разные, и, к тому же, не нашелся до Уатта тот чудак, которого этот вопрос заинтересовал бы с научной точки зрения. Джеймса же, как изобретателя и конструктора собственной паровой машины, вопрос эффективности его творения интересовал очень даже сильно: зная — скольких лошадей заменит его паровой котел, можно вычислить — сколько за него можно будет запросить!
Это, разумеется, шутка — Уатта, как истинного ученого, выгода интересовала в последнюю очередь — ему важно было подтверждение превосходства силы разума человека над силой животного. Озаботившись вопросом — скольких лошадей высвободит его паровая машина при откачке воды из шахты — он поставил опыт и тот показал, что одно среднестатистическое животное, привязанное к вороту подъемной машины, совершает работу, поднимая 75 кг на высоту 1 м в 1 секунду. Эталон мощности найден! Джеймс на радостях назвал его «лошадиной силой», нимало не смущаясь тем фактом, что «сила» и «мощность» — суть понятия разные! Сегодня это каждый двоечник знает, но и Уатта его отсталый 18-й век не оправдывает: он-то не двоечник, а великий механик! Знать должен был, раз машины изобретал, да еще такие, что оставил имя свое в истории и учебниках! Знал бы он, как живуча окажется его «лошадиная сила»!..
…Почему эта единица, ставшая привычной, вытеснена сегодня другой — киловаттом? Во-первых, из-за указанного выше несоответствия понятий: измеряем мощность, а говорим, почему-то, — «сила»: привет от Уатта! После двоечников поняли это и ученые, приняв в 1960 году международную систему измерений — СИ, в которой каждой величине соответствует только одна общепризнанная единица измерения. Вторая причина — архаичность самого понятия «лошадиной силы»: 21-й век на дворе, в космос чуть не пешком ходим, со СПИДом не понаслышке знакомы — какие, нафиг, лошади?..
Но автомобилисты — народ упрямый: мы до сих пор, говоря о моторах, по привычке оперируем старой доброй «лошадиной силой», а не безликим «киловаттом». Лошади все еще близки нам…
…Для любителей же все подсчитывать: 1 кВт равен 1,36 л.с., и наоборот — 1 л.с. равна 0,736 кВт. А в «лошадях"-то мотор гора-а-аздо мощнее…