Эксперты предлагают убрать велодорожки с тротуаров, развивать инфраструктуру за счет кикшеринга и активнее прививать культуру пользования СИМ.
На встрече в Экспертном клубе штаба общественной поддержки «Единой России» обсудили проблемы безопасности использования электросамокатов. По данным компании Brand Analytics, анализирующей соцсети и интернет, тема для Тюмени крайне актуальная.
Инициатор встречи, депутат городской думы Павел Девайкин отметил, что горожане каждый день публикуют не менее 50 сообщений, касающихся электросамокатов, и более трети из них — с негативным оттенком. Для снятия напряженности нужны эффективные меры, которые помогут свести риски получения травм к минимуму.
Заместитель начальника Госавтоинспекции Тюменской области Артем Сотников сообщил, что в этом сезоне произошли 89 ДТП с электросамокатами, из них 78 — по вине пользователей этих СИМ. Среди пострадавших — 29 детей. Основная масса ДТП происходит с участием прокатных электросамокатов. В этом сезоне автоинспекторы зафиксировали 600 административных правонарушений пользователями электросамокатов.
Меры против несовершеннолетних нарушителей не эффективны
Кикшеринговые компании принимают меры по запрету использования СИМ несовершеннолетними — до 18 лет. Это и блокировка аккаунта, и чат-бот, и наказания по сообщениям о нарушениях в соцсетях. Но эти меры, по словам Артема Сотникова, не эффективны. Основными нарушителями правил движения на прокатных электросамокатах являются дети и молодые люди до 25 лет.
Проблема в том, что городская инфраструктура не поспевает за потребностями горожан в средствах индивидуальной мобильности. Особенно это заметно в частной застройке, где нет тротуаров. Пользователи электросамокатов едут там же, где их сбивают автомобили. Такие ДТП чаще всего происходят ночью. При этом водители электросамокатов не используют светоотражающие элементы.
Заместитель главного врача по экстренной медицинской помощи и инновациям ОКБ №2 и депутат городской думы Антон Терехин отметил тревожную тенденцию. Растет не только количество ДТП с электросамокатами, но и тяжесть их последствий. В этом сезоне идет рост таких ДТП на 15 процентов, и вопреки расхожему мнению, если судить по медицинской статистике, чаще всего травмируются не дети, а взрослые.
Также Антон Терехин подчеркнул, что статистика ДТП с электросамокатами не совпадает с медицинской. О каждой травме из-за СИМ медики сообщают в дежурную часть полиции по телефону «02». В основном фиксируются мелкие травмы: ушибы, растяжения, ссадины. Бывают и переломы, которые лечатся амбулаторно, но порой люди получают тяжелые травмы, которые требуют длительного лечения и долгой реабилитации.
Дети-пассажиры ломают зубы о руль
Антон Терехин обратил внимание на то, что многие взрослые не задумываются о том, к каким последствиям приводит катание на электросамокате вдвоем. Еще больше рискуют родители, которые перевозят своих детей на электросамокатах. При резком торможении их дети ударяются о руль, разбивая себе губы, зубы, травмируют язык. Пострадавшим приходится обращаться в челюстно-лицевую хирургию.
«Я против запретов электросамокатов, потому что это удобно, — заявил Антон Терехин. — Сам пользуюсь прокатными электросамокатами, как транспортом. Проблема в культуре не только тех, кто едет на самокате, но и тех, кто идет пешком. Кроме того, у нас плохая разметка. Зачастую ты едешь и не понимаешь, где велосипедная дорожка, а где тротуар. Мы пять лет назад нарисовали разметку и забыли про нее. Считаю, что в прокладке велодорожек между своими парковками должны участвовать и кикшеринговые компании».
Депутат городской думы Вадим Долгих предложил ужесточить контроль за «выдачей» прокатных электросамокатов, создать паспортный контроль по аналогии с каршерингом. Также, по его мнению, имеет смысл ввести и сертификат, который дает право пользоваться прокатным электросамокатом. Сейчас его может взять любой человек, без обучения и опыта, который вполне вероятно будет нарушать ПДД.
«Преимущество сертификата в том, что пользователь будет ездить аккуратно, чтобы не лишиться этого сертификата», — резонно замечает Вадим Долгих.
Руководитель направления по взаимодействию с органами госвласти компании «МТС Юрент» Максим Дружинин и менеджер по взаимодействию с органами власти компании «Вуш» по УрФО Павел Трушников подтвердили, что готовы вкладывать средства с дохода от проката в развитие необходимой для электросамокатов инфраструктуры Тюмени. У «МТС Юрент» в ряде городов уже есть практика отчислений в такую инфраструктуру одного рубля с каждой поездки. Инвестирует в велодорожки и «Вуш», но пока не в Тюмени.
Кикшеринговые компании готовы инвестировать
Заместитель городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Денис Квитко пояснил, что они уже двигаются в этом направлении. К августу будет проработан совместный с кикшеринговыми компаниями проект, для которого будут выбраны самые популярные маршруты среди пользователей самокатов. Павел Девайкин отметил важность принятия этого решения для Тюмени.
Еще один важный момент: Антон Терехин предложил уйти от практики размещения велодорожек на тротуарах. По его мнению, велодорожки нужно размещать на дороге, отделяя их от проезжей части парковками, как в Москве. Эту идею, кстати, поддержал Денис Квитко.
По словам Антона Терехина, в Тюмени нет единой сети велодорожек, которые бы соединяли спальные районы с центром города, зонами отдыха. В пример он привел улицу Широтную, где велодорожка заканчивается у ТЦ «Южный». Куда ехать дальше на электросамокате, совершенно непонятно.
Все участники Экспертного клуба согласны, что вводить полный запрет на использование электросамокатов в центре Тюмени не стоит, вместо этого следует идти по пути ограничения скорости, введения новых тихих зон. Кикшеринговым компаниям предложили проанализировать все ДТП с прокатными электросамокатами, выявить очаги и подготовить свои варианты, как сделать эти места или участки тротуаров, велодорожек безопасными для горожан.
Стоит также провести мониторинг всех тротуаров, выделить узкие места, обозначить, где большой трафик пешеходов, запретить движение по ним на электросамокатах по умолчанию. Сейчас движение ограничивают только по жалобам пешеходов. Стоит также проработать вопрос с платной эвакуацией брошенных электросамокатов и запустить медийную программу по повышению культуры вождения СИМ. Для этого можно задействовать не только ТВ, но уличные экраны, мониторы в поликлиниках, на железнодорожном вокзале, в аэропорту и прочих людных местах.
Кстати, Тюмень находится в топ-3 городов УрФО по популярности кикшеринга. Например, у «Вуш», по данным за прошлый год, количество пользователей увеличилось до 160 тысяч человек, количество поездок в прошлый сезон — 2 млн км, а суммарный пробег составил около 5 млн км. Электросамокатами, как транспортом, пользуются 84 процента пользователей. Средний их возраст — от 18 до 45 лет.
Фото: Вслух.ру