Аналог популярного мини-погрузчика Bobcat обошелся умельцу в 10 раз дешевле стоимости оригинала.
Глядя на то, как шустро работает необычный мини-погрузчик, трудно поверить, что это самоделка. Уникального в своем роде железного помощника собрал из автозапчастей тюменец Александр Караман. С его детищем корреспондент «Вслух.ру» познакомился на берегу озера Чемпионов, оно же Липовое-2, где полным ходом идут работы по расширению базы для тренировки и проведению соревнований по зимнему плаванию. Моржи-активисты центра «АквАйСпорт-Тюмень» помогают, кто чем может. Александр тоже привез свой мини-погрузчик, чтобы ускорить и облегчить работы по благоустройству территории. При виде такого чуда техники мало кто смог остаться равнодушным.
«Живу в частном доме и уже устал убирать снег зимой, вот и решил собрать мини-погрузчик, — пояснил „Вслух.ру“ Александр Караман. — Погрузчик типа Bobcat мне не по карману, как и большинству частников. В среднем такие стоят 1,5 млн рублей. Китайский мини-трактор стоит 650-700 тысяч рублей, плюс еще навесное оборудование. Мой погрузчик обошелся мне в 150 тысяч рублей. Думаю, что его можно сделать еще дешевле, ведь это мой первый опыт».
Как оказалась, для того чтобы начать конструировать и создавать технически сложные механизмы, не обязательно быть инженером — достаточно желания. Александр по специальности сварщик. Погрузчик он собрал за три месяца. «Золотые руки», — отзываются о нем друзья и товарищи по проруби. На базе кузницы тюменских спортсменов-моржей Александр до этого сварил турниковый комплекс, представляющий собой сложную конструкцию, на которой могут тренироваться и дети, и взрослые.
Александр рассказал, из каких запчастей он собрал фронтальный мини-погрузчик. Машина полноприводная, у нее два укороченных моста, оба были взяты от ВАЗовской «семерки». От «Жигулей» мастер позаимствовал и коробку передач.
Что интересно, рама «переламывается», благодаря чему мини-погрузчик может поворачиваться и опираться на все четыре колеса, независимо от рельефа местности. Тем самым создаются хорошая проходимость и тяговое усилие. Повороты выполняются как на большом погрузчике с помощью гидроцилиндра.
Двигатель китайский с воздушным охлаждением мощностью 13 л.с., есть стартер. Гидравлика работает от гидронасоса, давление подается на распределитель с джойстиком. Одной рукой можно поднимать и опускать ковш, а также поворачивать влево и вправо, что очень удобно.
По словам умельца, многие узлы для своего мини-погрузчика он придумал сам, некоторые были скопированы у других изобретателей, которые делятся своим опытом в Интернете. Кое-что было доработано. Так, на мини-погрузчике нет педали газа, только сцепление и тормоз. Педаль сцепления выполняет роль педали газа. Тронуться с места можно с любой передачи. Скорость составляет не более 10 км в час. На что-то большее без пружин и амортизаторов вряд ли можно рассчитывать.
Самодельный мини-погрузчик в длину 110 см, благодаря чему его можно перевозить в прицепе на легковом автомобиле. Тюменский мастер уверен, что машину можно сделать еще компактнее, укоротив на 30-40 см, что позволит ей быть более маневренной.
Следующий опытный образец обещает быть более технически совершенным. Однако удастся ли наладить в Тюмени хотя бы мелкосерийное производство мини-погрузчиков назло кризису и курсу валют? Александр настроен скептически, потому что сейчас местным предприятиям проще наладить крупноузловую сборку импортной техники, чем внедрять отечественные разработки.