Dipol FM | 105,6 fm

Интеграция даст толчок бизнес-туризму

Ежегодно Тюмень посещают около полумиллиона человек, причем половина из них - с деловыми целями. Известно, что бизнес-турист, как правило, самый обеспеченный, он оставляет в экономике региона больше всего денег. Однако развитию делового туризма в регионе препятствует ряд факторов.

Ежегодно Тюмень посещают около полумиллиона человек, причем половина из них — с деловыми целями. Известно, что бизнес-турист, как правило, самый обеспеченный, он оставляет в экономике региона больше всего денег. Однако развитию делового туризма в регионе препятствует ряд факторов. Проблемы в развитии делового туризма и пути их решения обсудили в пятницу на круглом столе в тюменском технопарке. В обсуждении участвовали представители областного департамента стратегического развития, департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области, Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, руководители ресторанов, турфирм, отелей, консалтинговых и обучающих компаний, авиакомпаний. Для формирования устойчивого потока бизнес-туристов у Тюмени есть все предпосылки. Тюмень — крупный транспортный узел: через город проходит Транссибирская магистраль, федеральные автодороги, соединяющие основные транспортные коридоры: Запад-Восток, Север-Юг. В городе находится международный аэропорт Рощино, обслуживающий порядка 450 рейсов в месяц, планируется построить новый терминал аэропорта, недавно реконструирован железнодорожный вокзал. В городе — более 20 служб такси, в том числе компании, оказывающие услуги на новых автомобилях представительского класса. Сеть баров, кафе и ресторанов города насчитывает почти 800 предприятий на 47 тыс. посадочных мест. В область уже приезжает большое количество туристов с деловыми целями. По данным Тюменьстата, в 2008 году юг Тюменской области посетили около 440 тыс. человек, при этом с каждым годом количество туристов постепенно возрастает. Как рассказал заместитель директора департамента стратегического развития Тюменской области Станислав Дейнеко, основными заказчиками и инициаторами деловых мероприятий являются органы власти, «Тюменская ярмарка», тюменский технопарк, областная Торгово-промышленная палата, учебные заведения, представительства и филиалы международных компаний — ТНК-BP, Schlumberger, Halliburton, Тюменский кардиоцентр и другие организации. «Тюмень — это центр Западной Сибири, центр нефтегазовой отрасли России, что дает возможность говорить о том, что деловой туризм есть и будет развиваться», — считает Станислав Дейнеко. Разумный баланс По данным областного департамента стратегического развития, в Тюмени работают 34 гостиницы с общим номерным фондом 1745 номеров. Всего на юге области номерной фонд составляет около 4,5 тыс. номеров, это сравнимо с Югрой (4,6 тыс. номеров), но во много раз меньше городов-миллионников — Екатеринбурга (17,4 тыс. номеров) или Челябинска (15 тыс. номеров). Однако коэффициент использования номерного фонда (0,5) выше, чем в других областях (Свердловск — 0,4, Челябинск — 0,3), что свидетельствует о востребованности данных услуг. Как отметил Станислав Владимирович, основная проблема в гостиничной сфере — это несоответствие цены и качества представленных на рынке услуг. Средняя стоимость одноместного стандартного номера в гостиницах города составляет около 2,5 тыс. рублей. Номер повышенной комфортности или люксовый номер обходится еще дороже. Тогда как в соседнем Екатеринбурге за эти же деньги можно получить номер в отеле международного класса Hyatt Regency. Часть проблем должны решить введенные в 2009 году две гостиницы категории 4* с общим номерным фондом 200 номеров (отель «Евразия», «Ремезов отель»). Еще около десяти инвестпроектов по строительству гостиниц находятся на различных стадиях реализации, однако некоторые из них приостановлены. Инфраструктура для проведения конференций, презентаций (MICE-индустрия) в Тюмени также слабо развита. В городе около 25 участников рынка, которые могут предоставить такие услуги, тогда как в Екатеринбурге их 130. При этом стоимость аренды конференц-зала в Тюмени составляет около 8 тыс. рублей в час, в Екатеринбурге — около 2,5 тыс. рублей, в Ханты-Мансийске — 5 тыс. рублей. Такие высокие цены вызваны, скорее всего, малым количеством игроков и, как следствие, отсутствием конкуренции на этом рынке. Ниша незанята Еще одной проблемой, которую обозначил Станислав Дейнеко, является отсутствие небольших сервисных компаний, который бы занимались организацией въездного туризма, делали бы все «под ключ». Их на рынке практически нет. «Когда мы организовывали форум „Инфотех“, мы делали все сами, — рассказывает Станислав Владимирович. — Мероприятие проходило в тюменском технопарке, питались участники форума через дорогу, жили в гостинице „Восток“. Были определенные сложности». Директор Н П «Меркурий-Клуб» Татьяна Ярославцева согласилась, что при организации пребывания иностранных делегаций в Тюмени все приходится делать практически в ручном режиме: искать хороший автобус («большая проблема в Тюмени найти хороший автобус, чтобы было не стыдно посадить иностранных туристов»), экскурсоводов, площадку для проведения мероприятий, бизнес-форумов. «Хочется, чтобы все проходило в одном месте, само мероприятие, проживание, питание, — говорит она. — Мы эти проблемы решаем сами, находим контакты». По ее мнению, новые отели помогут решить ряд проблем. Если иностранцы приезжают не в составе делегации, с организацией их досуга также возникают проблемы. Гендиректор ООО УК «Евразия» Ирина Косогорова привела такой пример: «У нас часто бывают ситуации, когда у гостя или двух гостей есть 3−5 свободных часов и их надо чем-то занять. Когда мы начинаем связываться с турагентствами, чтобы что-то организовать, они называют нереальные цены. Им нужно как минимум пять человек… Эта ниша не заполнена». С ней согласился присутствовавший на встрече немец: «Я часто вижу, как много американских и немецких туристов слоняются в отеле и не знают, чем заняться. Они говорят: «Что мы будем сегодня делать? Что увидим сегодня? Опять ресторан?..» Директор турфирмы «Глобус» Павел Шаманенко считает, что нет рынка, поэтому и нет предложения. С ним не согласен директор областного департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Вадим Шумков: «В 2008 году в Тюмени побывали около 40 международных делегаций. И это без учета визитов в компании «Шлюмберже», «Халлибертон» и прочие. С ними никто не работает». Те варианты, которые предлагают турфирмы, получаются по цене выше разумного, потому что они единичные, эксклюзивные. На рынке действительно нет небольших игроков. Нужен единый календарьК тому же часто бывает так, что много мероприятий проходит в одно и то же время. Участники круглого стола согласились, что должен быть составлен скоординированный на уровне области план мероприятий, который будет учитывать проходящие в регионе выставки, конференции крупных компаний, общественных деловых организаций, чтобы они друг с другом не пересекались. Вадим Шумков считает, что компаниям, которые занимаются событийным туризмом, необходимо собраться, выработать устойчивые планы, потом их объединить и обозначить совместную деятельность («Чтобы была определенная синергия»). Директор областного Фонда развития и поддержки предпринимательства Ольга Езикеева добавила, что представители деловых организаций уже приняли решение составить такой скоординированный план. В свою очередь в областном департаменте стратегического развития также сосредотачивается информация по предстоящим деловым событиям в регионе. В ближайшее время на сайте турресурсов (www.w-siberia.ru) появится раздел делового туризма, где все эти мероприятия будут объединены. Станислав Дейнеко предложил возложить функции по созданию делового календаря на некоммерческие партнерства: НП «Меркурий-Клуб» и НП «Информационно-туристический центр».Тюмень станет friendly?Станислав Дейнеко уверен, что необходимо формировать представление о Тюменской области как о территории, благоприятной для делового туризма: «Мы считаем важным содействовать развитию в целом индустрии гостеприимства в Тюмени, чтобы наш город для всех был приятным для пребывания, был «friendly» (в переводе с англ. — дружественный. — Ред.). А это возможно, если гости города получат высокое качество услуг по оптимальной цене. В свою очередь, для предоставления оптимальной цены необходима интеграция. «Для того, чтобы провести хорошее мероприятие, нужен хороший тариф от авиакомпании, хорошая стоимость гостиницы, и если это все будет удобно и недорого, то люди будут приезжать… Давайте друг другу дадим хорошую цену», — предложил Станислав Владимирович. В ответ представитель авиакомпании «ЮТэйр» в Тюмени Денис Шкабара сказал, что при проведении некоторых мероприятий авиакомпания может сделать определенные скидки. Дейнеко также предложил провести на базе технопарка серию конференций совместно с Фондом поддержки предпринимательства и ТПП по проблемам малого бизнеса с привлечением участников с Ямала и из Югры, организовать российский ежегодный инновационный форум в нефтегазовой сфере и ряд других мероприятий, создать единый городской информационно-туристский «call-центр». По мнению Станислава Дейнеко, некоторые функции может взять на себя НП «Информационно-туристический центр». Он должен стать неким представителем сообщества, который бы рассказывал о том, что возможно в части бизнес-туризма. Одно из направлений развития делового туризма в Тюмени — это обучение бизнесу жителей ближайших регионов: Югры, Ямала, Кургана. Как поделился директор группы компании «Маркетинг-Консультант» Сергей Разуваев, в основном на мероприятия приезжают жители Тюмени и Тюменского района, доля северян составляет не более 10−15%. «Тем не менее, тенденция такая, что северяне начинают проявлять интерес к некоторым мероприятиям, и мы стараемся для них из стоимости участия вычесть стоимость проезда», — говорит Разуваев. Исполнительный директор консалтинговой группы «Лекс» Николай Пуртов отметил, что в последнее время у жителей Ямала и Югры появляется определенный интерес, связанный с новыми темами. «Интересует то, что на сегодняшний день не дает Москва. Это такие темы, как энергоэффективность, энергосбержение, — говорит Пуртов. — Как раз такие инновационные темы привлекают потенциальных бизнес-туристов».Свое мнение на туризм в Тюменской области высказал и присутствовавший на круглом столе немец. Он рассказал, что в Европе никто не знает, где находится Тюмень. «Знают только Москву, Санкт-Петербург, возможно, еще Новосибирск», — говорит он. Немецкий бизнесмен посоветовал активнее использовать возможности региона: организовать для иностранцев поездки в места, где добывают нефть и газ: «Я никогда не видел, как это делается, а с удовольствием бы посмотрел и другим бы рассказал, показал фотографии». Иностранец перечислил негативные мелочи («Вся информация в отеле на русском», «Иногда пугает менталитет — снять с туриста последнее»), из которых складывается представление о регионе. Сама поездка из-за границы занимает много времени, опять же нужно больше международных рейсов. Иностранцы должны понимать, ради чего едут сюда. «Вы должны лучше использовать то, что у вас есть: природные богатства, история, нефть и газ», — отметил немец. Экспоцентр как панацея?Одним из мощных толчков к развитию бизнес-туризма в регионе может стать строительство выставочного центра международного уровня. Вадим Шумков считает, что выставочный зал Тюменской ярмарки (три тысячи квадратных метров общей площади и 2,3 тысячи выставочных) подходит только для проведения локальных мероприятий. «А вот комплексного профессионального выставочного экспоцентра в Тюмени нет, и хотелось бы, чтобы он появился», — заметил Шумков. При этом, по его мнению, выставочный комплекс должен быть полностью ориентирован на нефтегазовую тематику. «Основной бренд Тюменской области — это нефть и газ. На словосочетании «тюменская нефть» необходимо зарабатывать, — считает Вадим Михайлович. — Любая зарубежная делегация просит встречу с нефтяниками, это говорит о том, что приезжающие сюда компании хотят продать оборудование, технологии нефтяникам, газовикам, нефтегазохимикам, потому что это наиболее платежеспособные покупатели. Сегодня западные компании ищут выходы на российские компании, кто как может: либо приезжают сюда с послами, либо напрямую выходят на эти компании, используют самые разные варианты. А здесь они получат круглогодичную площадку, где будет выставлено их оборудование, технологии». Для региона же это дополнительные доходы, рабочие места. Например, в Ганновере выставочная деятельность обеспечивает до 40% прямых и косвенных доходов муниципалитета. «Мы собираемся ввести еще 10 гостиниц. Их же надо загружать, как и кафе, рестораны…», — считает Вадим Шумков. По его мнению, выстроить такой центр и эффективно управлять им может только международный выставочный оператор наподобие «Мюнхен-Мессе», «Ганновер-Мессе». «Чтобы раскрутить такую выставку с самого начала, необходимо, чтобы сразу была подключена сеть клиентов: поставщики оборудования, технологий», — говорит он. Для реализации этой идеи, по мнению Шумкова, необходимо сделать несколько шагов: выбрать место, построить выставочный комплекс (желательно модульный, чтобы была возможность расширения). И третий, самый главный шаг, — подбор надлежащего выставочного оператора в качестве партнера, который, придя на эту площадку, сможет обеспечить максимальный поток как экспонентов, так и посетителей выставок. В итоге участники круглого стола пришли к мнению, что туризм сам по себе развиваться не сможет, необходимы усилия всех игроков рынка. Турфирмы, отели и авиакомпании должны договариваться между собой, чтобы предлагать конкурентоспособную цену. Необходимо формировать единый турпродукт, активнее продвигать бренд Тюменской области, используя региональные преимущества. И тогда въездной туризм начнет приносить реальные доходы и благоприятно отразится на благосостоянии каждого жителя области.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Абатском районе сквозь дамбу просочилась вода
В Абатском районе сквозь дамбу просочилась вода
Работы по устранению протечки будут длиться всю ночь.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Абатский район
#дамба
#губернатор
#Александр Моор
В Тюмени пройдут межрегиональные соревнования по спортивной аэробике
В Тюмени пройдут межрегиональные соревнования по спортивной аэробике
Участниками станут более 400 спортсменов.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#соревнования
#чемпионат
#спорт
#гимнастика
#аэробика
Владимир Якушев: В беде никого не бросим
Владимир Якушев: В беде никого не бросим
Полпред вместе с губернатором Тюменской области и главой Минстроя России встретился с жителями Ишима.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Викуловский район
#дамба
#вода
#полпред
#Владимир Якушев
#губернатор
#Александр Моор
#Ишим
#Ишимский район
В Абатском районе сотрудники полиции работают в усиленном режиме
В Абатском районе сотрудники полиции работают в усиленном режиме
На месте развернули передвижной оперативный штаб.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Абатский район
На форуме «Мой бизнес как семья» выступили сильнейшие женщины-предприниматели Тюмени
На форуме «Мой бизнес как семья» выступили сильнейшие женщины-предприниматели Тюмени
Форум прошел сегодня в музее им. И.Я.Словцова и стал мощным кейсом развития женского бизнес-сообщества.
#женщины
#предпринимательство
#бизнес. форум
#экономика
#Союз женщин России
#Наталья Шевчик
#Лариса Невидайло
#Анна Харченко
#музейный комплекс им. Словцова
#новости Тюмени