Мы пообщались с хозяевами электрокаров, которые рассказали о плюсах и минусах своих "ласточек".
_"Будущее за электромобилями!", — уверены многие горожане и активно голосуют рублем. Количество машин, работающих на аккумуляторных батареях, в Тюмени растет в геометрической прогрессии. На открытии первой электрозаправки три года назад их было всего восемь, сейчас — уже 140. Каждую неделю в чате электромобилистов добавляется новый владелец. Обо всех плюсах и минусах новых и подержанных электрокаров корреспонденту «Вслух.ру» рассказали лидер тюменских электромобилистов Денис Дедюхин и владелец Nissan Leaf Ярослав Скорик_.
Денис первым в столице Сибири пересел на машину без выхлопа, а Ярослав хорошо разбирается в технической части электромобилей. От собеседников корреспондент «Вслух.ру» узнал много полезной информации, которая поможет водителям не только сориентироваться в выборе автомобиля, но и уберечься от обмана при покупке подержанного электрокара._
Сколько «зеленых» АЗС в городе
На данный момент в Тюмени шесть общественных зарядных станций — четыре быстрых (DC) и две медленных (AC). На быстрой мультизарядной станции ABB «Terra53» можно зарядить 2 электромобиля от 15 минут до нескольких часов (в зависимости от емкости батареи и выбранного порта зарядки), на медленных зарядных станциях (ЗС) переменного тока — за несколько часов.
Есть также две корпоративных ЗС, размещенных в автосалонах города. Кроме того, действуют 3 ЗС Efacec QC150 для единственного в Тюмени электробуса: на автовокзале, в аэропорту «Рощино» и в ПАТП-1. Еще есть много мест, где можно зарядить автомобиль от сети. Такие точки подключения владельцы электротранспорта размещают в бесплатном приложении plugshare.com
На основных направлениях из города силами сообщества владельцев электромобилей, установлены более 20 точек подключения. Они позволяют использовать мощности бортовых зарядных устройств (БЗУ) до 22 кВт.
Дома, на работе и даже в многоквартирных домах большинство владельцев электротранспорта выводят розетку из квартиры в закрытом от дождя и снега боксе на улицу.
До сих пор ЗС в нашем городе бесплатные. Владельцы электромобилей также помогают друг другу в случае необходимости.
«Любой желающий может подъехать и зарядить свой электромобиль к моему дому (розетка выведена на улицу), — уверяет Денис. — Мне не жалко. Все места, где питаются машины на электротяге, нанесены на электронную карту страны (plugshare.com). Не все они бесплатные. Но везде можно договориться. Владельцы придорожного сервиса охотно идут на контакт, потому что для них это дополнительные клиенты. Причем их с каждым годом становится все больше».
Кстати, у Дениса Smart Fortwo coupeev.
Машинка хоть и маленькая, но очень заметная на дороге. У «Смарта» для города приличный запас хода — на одном заряде можно проехать до 135 км.
В каждом электромобиле имеется штатное зарядное устройство.
С его помощью можно заряжать батарею на зарядной станции либо от домашней сети.
Зарядный кабель электромобиля настраивается даже под слабую сеть. Если в сети низкое напряжение или слабая проводка, вы все равно сможете зарядить электромобиль.
В этом случае, правда, времени на зарядку потребуется больше.
Салон у Smart Fortwo довольно просторный, по крайней мере, внутри не тесно ни водителю, не пассажиру. В машине всего два места, плюс багажник. Автомобиль очень резво набирает скорость.
Это один из самых бюджетных электромобилей с левым рулем.
У подержанного Nissan Leaf руль справа, так как большинство таких автомобилей покупают подержанными, вывезенными из Японии. Новый «Лиф» с левым рулем стоит неоправданно дорого. Впрочем, удовольствие ездить на электрическом «Смарте» тоже не из дешевых — подержанное авто с батареей в таком же хорошем состоянии стоит около 800 тысяч рублей.
Дни автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, по мнению собеседников, уже сочтены. Шумиха в интернете и СМИ по поводу возможного дефицита электроэнергии, когда электромобили начнут вытеснять бензиновые и дизельные машины, обычная страшилка.
«Все опасения по поводу нехватки электроэнергии абсолютно беспочвенны, — поясняет Денис. — Большинство электромобилей, находящихся в личном пользовании заряжаются ночью, когда электроэнергии у нас в избытке. В ночные часы падает потребление, и мощности генерирующих электростанций попросту не используются. Кроме того, электромобили являются накопителями электроэнергии и могут быть интегрированы в сеть.
И самое главное, многие скептики почему-то забывают, что на производство топлива тратится колоссальное количество энергии, в том числе электрической.
Миф первый: батарея быстро «умирает»
Говорят, у подержанного автомобиля быстро уменьшается емкость батареи, и через несколько лет новый владелец останется, как говорится, у разбитого корыта.
«Для электромобиля год выпуска и пробег не так важны, как состояние батареи, — поясняет Ярослав. — Батарея — это самое дорогое, что есть в электромобиле. У того же Nissan Leaf вся ходовая часть от Nissan Juke, все запчасти в наличии, кузов можно починить, поэтому на состояние батареи все обращают пристальное внимание. Действительно, у всех без исключения марок электромобилей, в том числе на дорогих, таких как „Тесла“, бывают проблемы с батареями, но в основном после того, как туда кто-то лазил и чинил либо после ДТП».
По словам Ярослава, самая большая проблема популярных во всем мире и в России электромобилей Nissan Leaf в том, что нечистые на руку продавцы научились обманывать индикацию состояния батареи.
«Leaf является самый распространенным автомобилем во всем мире по основному критерию — „цена — качество“, — поясняет Ярослав. — Его можно взять недорого и в достаточно хорошем состоянии. У праворульных машин даже 2010 и 2011 годов выпуска состояние очень хорошее — они ездят и не доставляют никаких хлопот своим хозяевам. Мой первый Leaf проехал 158 тысяч км, у него родная батарея, родная ходовка и даже родные тормозные колодки. Когда сбрасываешь педаль, торможение происходит с процессом рекуперации, который пополняет заряд батареи. Поэтому тормозные колодки, как на обычных машин с ДВС, практически не изнашиваются. На моем автомобиле состояние колодок отличное».
Батарея Nissan Leaf в идеальном состоянии показывает максимальные 12 делений. По выведенной формуле каждое деление соответствует 50−70 тысячам км пробега.
«Этим и пользуются мошенники, — отмечает Ярослав. Уже было много случаев, когда автомобилист покупает Leaf, который показывает заряд батареи до 11−12 делений, и платит за такую машину, соответственно, дороже — на 150−200 тыс. рублей. А когда начинает эксплуатировать, машина проезжает всего 80 км. Мошенники обманывают датчик температуры. По программе, через мобильное приложение, выявить обман можно, но только если знаешь, где смотреть».
Даже если у потенциального покупателя есть программа LeafSpy
на смартфоне для проверки состояния батареи, его могут обмануть. По словам Ярослава, дельцы ставят кнопку, с помощью которой на время проверки отключают «обманку».
Самый надежный способ проверить батарею один — проехать с продавцом 50−60 км. Тогда сразу увидите, насколько быстро будет уменьшаться запас батареи.
«Если покупаете машину дистанционно, попросите продавца снимать видео в течение всей поездки, — советует Ярослав. — Честный продавец никогда не откажется, тем более что такая проверка для электромобиля абсолютно не затратная. Именно так я покупал свой 30-киловаттный „Лиф“. Продавец включил круиз-контроль и проехал по трассе на одном заряде батареи 180 км».
По мнению Ярослава, при желании можно купить подержанный «Лиф» и за 400 тысяч рублей, с ним тоже не будет особых проблем. Единственное отличие — запас хода снизится до 50−60 км. Поэтому перед покупкой посчитайте, сколько километров вы наматываете за день. Если поездки только по городу, то покупка будет выгодной. Если раз в неделю, а то и чаще приходится ездить далеко за город, покупка дешевого электрокара, конечно же, невыгодна. К слову, запас хода электромобилей постоянно увеличивается. Например, «Лиф» 2018 года проезжает на одном заряде до 300 км. Но и цена у него по меркам обычных иномарок для многих будет неподъемной.
В среднем у тюменских «Лифов» остаток «жизни» батареи составляет 9−10 делений. Этого вполне достаточно для поездок по городу и на дачу. У первого «Лифа» Ярослава 7 делений. Хватает на 80−90 км да еще с работающим кондиционером. То есть, емкость снижается, но не так пугающе. Для сравнения, у 30-киловаттного «Лифа» Ярослава с 11 делениями запас хода составляет 170−180 км. В экономичном стиле можно растянуть до 200 км.
Еще один пример. В Тюмени есть «Лиф» 2010 года выпуска. Это одна из первых машин. Так вот, у нее емкость батареи — около 75 процентов.
«Каждый день автовладелец ездит по делам, сэкономил на бензине очень много денег, кроме того, ему не нужно постоянно менять масло, фильтры, работает в центре, заряжается на бесплатной зарядной станции, машиной доволен, батарею менять не надо, потому что она проездит еще столько же», — уверен Ярослав.
Как вариант, можно приобрести «Лиф» с «умершей» батареей по самой низкой цене и поставить 40-киловатную — от «Лифа» 2018 года выпуска. Такие примеры уже есть. Стоимость высоковольтной батареи (ВВБ) зависит от ее состояния. Цены — от 100 до 230 тысяч рублей. Заводской брак, конечно, встречается, но очень редко — на тысячу автомобилей с пробегом, по отзывам российских автовладельцев, попадается от двух до четырех дефектных батарей. Зачастую при дефектах, связанных с падением емкости, проблема решается довольно просто и недорого.
Миф второй: высоковольтные батареи электрокаров не выносят сибирских зим
«Все думают, что зима убивает батарею в электромобиле, но как показывает практика, в холодном регионе электромобили чувствуют себя очень даже хорошо, — отмечает Ярослав. — Оказывается, наш суровый климат сильно продлевает жизнь электрокарам. Нужно понимать, что электромобили не любят жару. В Краснодарском крае, в Сочи, в Калифорнии, южных районах Японии очень жарко, поэтому там батареи живут меньше, они страдают от перегрева во время зарядки. У нас падение емкости батареи составляет всего 2−3 процента. То есть, если вы купили машину с емкостью аккумулятора 100 процентов, через 5 лет емкость уменьшится только на 10 процентов. В Россию, как правило, попадают «Лифы» с емкостью 80 процентов. Это более чем достаточно, тем более для Сибири. Мы уже обратили внимание, что у «Лифов», пришедших из Токио или Иокогама, емкость батареи ниже, чем из северных районов Японии, где не так жарко.
Миф третий: электромобиль не для зимы, весь заряд батареи уходит на отопление салона
Да, печка в салоне работает от ВВБ. Это дополнительный расход энергии. Но его можно свести на нет, если поставить автономный подогреватель типа «Вебасто», как на машинах с ДВС. Расход бензина — 200 граммов в час. На тюменских электромобилях есть такие подогреватели, но многие отапливают печь за счет аккумуляторной батареи, потому что им хватает заряда батареи.
«Никто не мерзнет в электрокарах, как многие думают, — с юмором заверяет Денис. — Самый главный плюс электромобиля, особенно он очевиден зимой, не надо греть мотор. Вы можете дистанционно включить обогреватель, он быстро нагреет салон до начала поездки.»
Миф четвертый: электромобиль не заводится в морозы
Заводится и в минус 30, и в минус 40 градусов. Уже проверяли. Сразу в салон идет теплый воздух и можно ехать. Меж тем у машин с ДВС в морозы садится аккумулятор, заливает свечи, рвутся ремни, выходит из строя топливная аппаратура дизелей и так далее.
«Все этих „прелестей“ мы себя лишили, — отмечает Ярослав. — Ни у меня, ни у моего соседа ни у большей части моих друзей таких проблем уже нет».
Единственный минус электромобиля зимой — заряжать от быстрой зарядки (на улице) приходится в два раза дольше — вместо 30 минут целый час.
Миф пятый: в случае ДТП батарея от удара может взорваться или загореться, а это опасно для водителя и пассажиров
Ярослав пояснил на примере «Лифа». Он спроектирован так, чтобы батарея была максимально защищена со всех сторон. У лонжеронов (силового каркаса машины) металл более прочный, чем у машин с ДВС. Кроме того, батарея находится на значительном удалении от края переднего и заднего бамперов. Плюс еще батарея помещена в капсулу с вакуумом, а в салоне автомобиля много подушек безопасности.
Помимо «Лифа» есть и другие электромобили, достойные внимания. Среди них Mitsubishi i-MiEV. На вторичном рынке с доставкой до Тюмени такой стоит в пределах 400 тысяч рублей. У i-MiEV два типа батарей — обычные литий-ионные, как на «Лифе» и литий-титанатные. Литий-титанатные аккумуляторы вообще не боятся холодов, на их зарядку уходит, что летом, что зимой, не более 15−25 мин. Запас хода — до 70−80 км. Ну и самое главное — литий-титанатные батареи имеют 30 000 жизненных циклов заряда/разряда. У автомобиля 2012 года выпуска остаточная емкость батареи может быть более 90%.
«Раньше водители посмеивались при виде электрокаров, — отмечает Ярослав. — Но за последние два-три года ситуация резко изменилась. Сейчас водители „Лексусов“ и джипов при виде i-MiEV сжимают кулак и поднимают большой палец вверх».
Из электромобилей премиум-класса по тюменским дорогам ездит один электрический Jaguar I‑Pace. Стоит такой около 7 млн рублей. Еще один, по словам Ярослава, заказан в автосалоне и скоро их в городе будет два. Ярослав общался с владельцем. Тот мог себе позволить купить легендарную «Теслу», но испугался сложностей с ее обслуживанием, поэтому предпочел «Ягуар». Запас хода составляет более 300 км.
Для владельцев электрических автомобилей будущее уже наступило.