Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Движение по городу: общественный транспорт или автомобиль

Опыт решения транспортной проблемы в областной столице презентовали в Тюмени.

_Транспортный вопрос — один из главных при развитии городов. В январе Минтранс утвердил стандарт транспортного обслуживания населения. Обсудили документ в Тюмени на общероссийской конференции по безопасности и качеству транспортного обслуживания._

Менее двух процентов


В России зарегистрировано около 56 млн автомобилей. При этом во многих городах передвижение на собственной машине больше не является комфортным, считает начальник отдела технической политики департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Котляренко. Данные Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) показывают, что 36% водителей готовы пересесть на автобусы и трамваи, но, по их мнению, общественный транспорт для этого должен стать удобным, безопасным, быстрым и точным, но главное — он должен постоянно обновляться.

Движение по городу: общественный транспорт или автомобиль

В общем количестве автомобилей автобусы занимают менее 2%, по российским дорогам их ездит около миллиона. Трамваев и троллейбусов еще меньше — всего 18 тысяч. Однако именно с развитием общественного транспорта связывают надежды по преобразованию инфраструктуры регионов. Некоторые российские города самостоятельно пробовали реформировать транспортную систему. Среди них Казань, Братск, Пенза, Омск. Но их стандарты не получили широкого распространения и были отменены.

Критерии доступности


Эксперты выделяют несколько критериев доступности общественного транспорта. Остановка — большинство жителей хотят видеть ее возле дома (желательно возле подъезда), но в целом они готовы пройти до остановки от 200 до 500 метров.
Цена проезда — специалисты НИИАТ отмечает, что, например, в Саранске доехать из дома до работы на авто дешевле, чем на автобусе. Примерно такие же показатели в Калининграде.

Расписание — в некоторых городах России до 30% рейсов не укладываются в строгие временные рамки. «Пассажиры не избалованы: пять минут готовы ждать все. Часть считает даже восьмиминутное опоздание приемлемым. Но в транспортном стандарте отмечено, что 10 минут — существенное опоздание, которое может значительно нарушить планы людей», — говорит заместитель генерального директора НИИАТ Екатерина Брязгина.

Комфортность — пассажиры хотят прохлады в салоне автобуса летом и тепла — зимой. Транспорт должен быть снабжен информацией об остановках. При этом в стандарте закреплены следующие параметры: допустимые минимумы и максимумы температуры в салоне летом — не выше 25 градусов, зимой — не ниже 12 градусов.

В России, признают эксперты, достаточно скромные пассажиры. «Лишь менее одного процента из них считают, что ехать все должны сидя. Хотя в ряде европейских городов это считается нормой. Россияне готовы передвигаться и в полном автобусе, главное, чтобы не сильно тесно. Хотя, многие считают, что главное, лишь бы автобус пришел, а как в нем ехать — дело другое», — пояснила Екатерина Брязгина.

У муниципалитетов есть инструменты для повышения качества обслуживания населения, в том числе за счет эффективного администрирования. Однако в большинстве случаев этого не происходит. Стандарт призван установить тот базис, на который нужно ориентироваться при оказании транспортных услуг, полагают в Минтрансе.

Движение по городу: общественный транспорт или автомобиль

Владимир Котляренко уверен, что транспортная доступность — это еще и организация дорожного движения, которая влияет в том числе и на экологию города. «С точки зрения экологической безопасности, у нас есть несколько предложений. Например, муниципальный транспорт должен быть экологичным. Регионы могут давать преференции для экологически безопасных автобусов и не пускать на дороги общего пользования неэкологочиные машины», — заметил он.

С 2011 по 2016 год в России закуплено около девяти тысяч газомоторных автобусов, 11,5 тысячи троллейбусов, почти две тысячи трамваев и десять тысяч единиц экологичной техники для ЖКХ. На эти цели из федерального бюджета было выделено 10 млрд рублей, еще столько же — из региональных бюджетов.

К экологической программе подключилась и Тюмень. В рамках обновления автопарка по городу будет ездить один электробус. Если опыт его использования окажется положительным, программу расширят. Также обновят критерии, по которым будут оценивать качество обслуживания населения в общественном транспорте.

Пространство для маневра


Зачастую городскую инфраструктуру определяют архитекторы, считает заведующая научно-исследовательским сектором комплексного развития региональных транспортных систем НИИАТ Мария Перова. По ее словам, существует две модели: город для автомобилей и город для общественного транспорта.

Движение по городу: общественный транспорт или автомобиль

Первый тип распространен в Америке, где развитая дорожная сеть, высокая автомобилизация, превалирует малоэтажная застройка. Города «расползаются» по территории, и архитекторы заранее настраивают жителей на использование автомобилей. Общественный транспорт в такой модели развит слабо, в основном он обслуживает центральную часть с социальными объектами. До мест проживания можно добраться только на личном авто.

Движение по городу: общественный транспорт или автомобиль

Другая модель связана с приоритетным использованием общественного транспорта. Этот тип нашел распространение в Западной Европе. Уличная дорожная сеть не предусматривает активного использования личных автомобилей. В городах встречается высокоэтажная застройка, на одной территории располагаются и жилые объекты, и деловые, и торговые, и производственные. Это позволяет сократить передвижение населения.

«Наши города формировались в середине прошлого века и в основном использовали модель развития общественного транспорта. Уровень автомобилизации был крайне низок. Всплеск пришелся на конец прошлого века и начало 2000-х годов», — говорит Мария Перова.

По ее мнению, характеристики строительства должен определять уровень транспортного обслуживания. В ином случае в городах появятся микрорайоны, никак не обеспеченные общественным транспортом. «Застройщикам необходимо оценивать пропускную способность существующих улиц. Зачастую без развития сети невозможно уплотнять застройку. Невозможно бесконечно гнаться за квадратными метрами и при этом не развивать транспортную инфраструктуру», — подчеркнула Мария Перова.

Опыт Москвы


В последние годы специалисты департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы отмечают кардинальные изменения в городской транспортной инфрастуктуре. У Москвы одна из самых масштабных в мире улично-дорожных сетей. Каждый день совершается более 20 млн поездок. Несколько лет назад столица лидировала в рейтинге городов с самыми большими пробками. Ситуация казалась критической: все возможности дорожной сети были исчерпаны, автомобилей становилось все больше. Городской транспорт практически не развивался. Цены на билеты в нем оставались непонятными пассажирам. Водители ездили на личных машинах даже в соседний с домом магазин, при этом припарковать авто было негде. Никто не обращал внимания на правила дорожного движения. Все это приводило к тому, что количество пассажиров в общественном транспорте снижалось на 3-5% ежегодно, а число автомобилистов увеличилось на 300 тысяч каждый год.

В 2012 году началась масштабная реорганизация транспортного пространства Москвы. Была внедрена платная парковка, большое внимание уделялось остановке и стоянке, в городе начали активно эвакуировать машины. Значительно преобразился и общественный транспорт: в автобусах появились вай-фай и кондиционеры, открылись новые станции метро, начало работу Московское центральное железнодорожное кольцо. А в прошлом году в центре столицы внедрили и новую сеть маршрутов.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Улицы Тобольска украсили арт-объектами, посвященными героям современности
Улицы Тобольска украсили арт-объектами, посвященными героям современности
Желающие могут послушать аудио-экскурсии.
#арт-объект
#инициатива
#конкурс
#молодежь
#Тобольск
#Тюменская область
#тк
Тюменцам рассказали: как правильно подкармливать птиц зимой
Тюменцам рассказали: как правильно подкармливать птиц зимой
Играют роль расположение кормушки и сам корм.
#птицы
#зима
#еда
#помощь
#забота
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Практика тюменских медиков признана одной из лучших в России
Практика тюменских медиков признана одной из лучших в России
Сотрудники ОКБ №2 представили проект о наставничестве.
#ОКБ №2
#медицина
#здравоохранение
#наставничество
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
В гости к Деду Морозу: как из Тюмени добраться до главных волшебников на Новый год
В гости к Деду Морозу: как из Тюмени добраться до главных волшебников на Новый год
Поездку лучше спланировать заранее.
#Новый год
#Дед Мороз
#путешенствия
#туризм
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Росстат: средняя зарплата в Тюменской области превышает 90 тысяч рублей
Росстат: средняя зарплата в Тюменской области превышает 90 тысяч рублей
За год она выросла на 10,9%.
#Росстат
#статистика
#зарплата
#УрФО
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять