На проезжей части допускается колея не более 20 мм.
На дороги Тюменской области выехала мобильная лаборатория. Ее специалисты проверяют качество выполненных строительных и ремонтных работ. Контролеры обращают внимание на трещины, колеи, проверяют уклоны. Реньше использовали трехметровую линейку, сейчас — лазер и компьютер. Лазерная линейка установлена в кормовой части мобильной лаборатории.
Водитель разгоняет машину до 40 км в час, а специалист фиксирует все отклонения. Одновременно ведется видеозапись состояния дороги. За день лаборатория на колесах проезжает с включенной лазерной линейкой до 20 км. В этом году специалисты проверят 558 км дорог регионального и межмуниципального значения, отремонтированных с 2018 по 2021 годы. Дороги местного значения проверяют специалисты муниципальных органов власти.
«На верхний слой дорожного покрытия подрядчик дает гарантию четыре года, — поясняет „Вслух.ру“ начальник отдела ремонта и содержания автомобильных дорог ГКУ ТО „Управление автомобильных дорог“ Алексей Живодеров. — В течение этого срока он устраняет все недостатки за свой счет. Контроль ведется постоянно. Подрядчики об этом знают, поэтому брак практически не встречается».
По словам Алексея Викторовича, в прошлом году подрядчику пришлось перекладывать верхний слой асфальта, так как он сразу начал крошиться. Очевидно, из-за некачественного битума. Но такое бывает крайне редко, так как все материалы перед их применением тоже проходят лабораторный контроль. Чаще всего проверяющие сталкиваются с дефектами на обочинах, которые размывает дождем.
Что интересно, уклоны от оси проезжей части дорожники измеряют в промилле. Уклон на дороге должен быть 20 промилле, обочины — 40.
Бывает еще на дорогах после замены верхнего слоя в течение гарантийного срока появляются отраженные трещины — от трещин на нижних слоях дороги. В таких случаях подрядчики заливают трещины за свой счет битумом, чтобы асфальт не разрушался от попадания влаги.
За работой лаборатории мы наблюдали на Старотобольском тракте — за Мальково в сторону Криводаново. Она была отремонтирована в прошлом году. Движение здесь не такое интенсивное, как на других трактах, тем не менее, дорога испытывает нагрузку — по ней постоянно возят песок из карьеров в город на тяжелых грузовиках. Замеры показали, что глубина колеи составляет не более 3 мм.
«Наиболее загружена региональная дорога Тюмень — Боровский — Богандинский, — отмечает Алексей Викторович. — За четыре-пять лет на ней уже появились колеи. Верхний слой будет меняться в этом году. Главным образом износ идет от шипованных колес легковых автомобилей. Это видно и по характеру износа верхнего слоя дороги, и по ширине колеи. От грузовых машин колея была бы шире. Выход только один — периодическая замена верхнего слоя.
Как пояснил «Вслух.ру» главный специалист отдела лаборатории «Управления автомобильных дорог» Андрей Ксенжук, помимо продольной колеи они могут зафиксировать и поперечную. По итогам проверки Старотобольский тракт не вызывал никаких нареканий.
В этом году запланирован ремонт на 140 дорожных объектах общей протяженностью почти 150 км. В эти работы входит строительство развязок на Московском и Червишевском трактах.
Фото: автора