Пробивка Запольной показала, что это возможно.
_День, когда был открыт прямой выход с улицы Запольная в район Дома Обороны, войдет в историю города. 20 сентября открылась не просто двухуровневая развязка, которыми тюменцев уже сложно удивить, но реализован сложный инженерный проект, к которому раньше боялись подступиться._
Еще несколько лет назад идея пустить дорогу по руслу речки Тюменки казалась фантастической. За два последних года строителям удалось расширить границы своих возможностей и открыть новые перспективы. В решении транспортных проблем тюменские дорожники уже достаточно хорошо освоили второй ярус, научившись быстро строить двухуровневые развязки.
Пришло время постепенно уводить автомобильные потоки ниже уровня земли. Пробивка Запольной показала, что это возможно.
О том, как реализовывался проект и с какими трудностями пришлось столкнуться при строительстве необычной для Тюмени развязки, корреспонденту «Вслух о главном» рассказал заместитель главного инженера по автомобильным дорогам «Мостострой 11» Дмитрий Лучинский.
По его словам, ранее в качестве одного из предложений рассматривалось соединение Запольной улицы с Товарным шоссе, которое хотели пробивать через территорию между ДК «Железнодорожник» и стадионом «Локомотив». Этот проект был связан со значительным сносом, поэтому в конечном итоге приняли более смелое и более рациональное решение — проложить дорогу от Запольной по логу и вывести ее на улицу Чернышевского.
«Смелость решения как раз и заключалась в том, чтобы провести дорогу по руслу речки, — пояснил Дмитрий Лучинский. — Мы могли бы построить эстакаду над улицей Первомайская, но в этом случае она получилась бы очень длинной, а реализация этого проекта потребовала бы больших финансовых затрат. Идея использования естественного лога для строительства дороги не нова и нередко напрашивается сама собой, особенно если в нем нет водотока. Но в нашем случае геологические и гидрологические условия требовали решить вопрос с водоотводом, а также с руслом реки и его наносными грунтами. Их несущая способность не позволяет вести строительство, поэтому слабые грунты необходимо вынимать и делать проход русла реки таким, чтобы обеспечить надежность всего конструктива».
Помимо строительства канала, в который закрыли Тюменку, нужно было еще отводить грунтовые воды. Для этой цели вдоль дороги создавалась система дренажей. Грунтовые воды также уходят в ливневую канализацию. Перед сбросом в Туру вода проходит через локальные очистные сооружения, которых раньше не было. То есть попутно решались проблемы экологии.
Для строительства канала и обеспечения безопасности использовалось шпунтовое ограждение, так как на дно лога, где проходило русло реки, трудно было загнать тяжелую технику. Пока шли строительные работы, речка протекала за шпунтовым ограждением. Общая протяженность канала составила 700 метров. Дмитрий Лучинский уточнил, что канал проходит не под дорогой, а рядом с ней и дважды меняет направление, пересекая дорогу в двух местах.
Канал проложили в стороне от дороги для большей надежности всей конструкции. Стоит добавить, что канал представляет собой тоннель прямоугольной формы шириной более двух метров. Толщина его бетонных стен более 40 см. «Мостострою 11» уже приходилось строить в Тюмени подземные каналы большого сечения. Один из них длиной 600 метров проложен в районе эстакады на пересечении Мельникайте и Широтной с той лишь разницей, что в тот канал была заключена не речка, а трубы теплотрассы. Там же стоят насосы для откачки воды в ливневку, которые работают в автоматическом режиме. На Запольной же вода сама стекает по каналу в реку.
Благодаря усилиям мостостроевцев и специалистов «Тюменьгражданпроекта», которые оперативно принимали участие в реализации масштабного проекта, объект был построен на год раньше срока. «Мостострою 11» выгодно строить быстрее, чем работать по графику, чтобы с опережением переходить на другие объекты, — добавил заместитель главного инженера компании. — Для ускорения процесса строительства на объекте были задействованы несколько подразделений «Мостостроя 11″, приходилось также работать по ночам, хотя на нас были жалобы от жителей, когда стучали сваебои. Были проблемы со сносом построек и переносом многочисленных коммуникаций, однако благодаря содействию городской администрации все эти вопросы удавалось быстро решать. Также быстро решались вопросы по организации путей объезда, так как от горожан поступало много жалоб. Да, были временные неудобства, водители возмущались, но сейчас об этом уже все забыли, и я больше чем уверен, что через полгода автомобилисты вообще забудут, что здесь когда-то был лог».
Известно, что на следующий год планируется расширение дороги по улице Чернышевского до Ямской, ее хотят расширить с двух до четырех полос, чтобы ликвидировать бутылочное горло на пробитой магистрали перед перекрестком с Камышинской. Также есть планы по расширению дороги с четырех до шести полос на коротком отрезке между развязками по улицам Первомайская и Мориса Тореза.
Таким образом, мы получаем полноценную магистраль с минимумом светофоров, которая соединяет восточную и западную часть города. Новая транспортная развязка, по словам Дмитрия Лучинского, — это результат системной работы Главного управления строительства, правительства области и губернатора Владимира Якушева по созданию в Тюмени автомобильных дорог с непрерывным движением, которые позволят избавить город от заторов.
Многое уже сделано. В качестве примера наш собеседник привел новый мост через Туру в районе Лесобазы, который значительно разгрузил улицу Мельникайте в районе Совмещенного моста. Дал вздохнуть свободнее и строящийся путепровод по улице Монтажников. Строится развязка на «Диновском» кольце, начато строительство двухуровневой развязки на пересечении улиц Монтажников и Федюнинского.
В настоящее время проектируется развязка в двух уровнях на перекрестке улиц Республики и Мельникайте. И это в самом центре города с плотной застройкой!
Кстати, полученный при пробивке улицы Запольная опыт здесь как раз может пригодиться. Дело в том, что проезд под эстакадой на перекрестке Республики и Мельникайте планируется сделать в углублении, чтобы эстакада в стесненных условиях получилась более компактной и менее затратной.