Dipol FM | 105,6 fm
20 апреля в 10:40

Белая птица удачи

Ее окрашивали исключительно в черный траурный цвет, но не было в 60-х – 70-х годах в СССР автомобиля жизнерадостнее, чем "Чайка" ГАЗ-13.

Ей присвоили заводской индекс «тринадцать», а она счастливо прожила два десятилетия производства, захватив чуть-чуть еще от двух. Ее окрашивали исключительно в черный траурный цвет, но не было в 60-х — 70-х годах в СССР автомобиля жизнерадостнее, чем «Чайка» ГАЗ-13.Образ любого из советских автомобилей не может быть полным без оглядки на историю страны. Тяжелый, давящий взгляд ЗИС-110, его сгорбленный кузов с маленькими подслеповатыми окошками невольно заставляют вспомнить Пассажира № 1 и вместе с ним — тотально-вечный страх ночных арестов, всесокрушающую громаду Лубянки. Слегка монументальный передок «Победы» и хромированные полосы решетки — словно морщины на усталом лице солдата, вернувшегося с войны с Победой. Застывшая печаль на лицах первых «Москвичей» — тяготы жизни в коммуналках, продуктовые талоны и никакого просветления впереди. А просветление пришло. К концу 50-х «оттепель» почувствовали все и говорили о ней почти открыто. Это отразилось и на автомобилях — так, в Горьком в спешном порядке готовили замену ГАЗ-12 (ЗИМ).По уже сложившейся традиции, для начала решено было посмотреть, как обстоят дела за океаном. В НАМИ по-тихому доставили несколько свежайших Paccard — моделей Caribbean и Patrician 1955/56 модельных годов. Стайлинг обеих машин был близок, только Caribbean выпускался в кузовах купе или конвертибл, тогда как Patrician был классическим седаном. Изучив «Паккарды» в Москве, их отправили горьковским инженерам — набираться опыта и строить свое. «Свое» оказалось очень похожим на «капиталистическое». На капоте опытных образцов сохранилась даже носовая фигурка-истребитель, а на решетке радиатора — литера «V» — часть «паккардовской» эмблемы. В СССР ей придумали собственное прочтение: «Конструкторы изготовили опытный макет, на одной стороне которого выведено „Чайка“, а на другой — „Стрела“», — писал журнал «Огонек» в 1957 году. Когда первое из названий утвердили, оперативно была придумана красочная легенда: «Горьковчане — жители города, стоящего на Волге, — часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки» — гласил каталог «Автоэкспорт». Взмах птичьего крыла напоминал и молдинг на задней дверце, «галочкой» открывался багажник… «Чайка» получилась красивой. В 1958 году именно стенд ГАЗа получил Гран-при на выставке в Брюсселе. А годом позже в Москву привезли и широко демонстрировали настоящие заокеанские лайнеры — Cadillac, Oldsmobile, Buick, Chevrolet. И простые советские граждане из числа тех, кому посчастливилось попасть на выставку в Сокольники, с удивлением узнавали, что и «у них» есть свои «чайки».К слову, точной копией Paccard ГАЗ-13 все-таки не стал. В техзадании на новый правительственный автомобиль было ясно сказано сделать его семиместным, что и было исполнено. Средние креслица были откидные, неудобные — сопровождающие, что называется, перебьются, — зато задний диван не давал повода сожалеть об оставшемся в министерском кабинете кресле. Еще «Чайка» щеголяла симпатичными шторками на задних окошках — поди узнай, кого везут. В салоне — радиоприемник с динамиком возле заднего дивана, пепельницы и прикуриватели, электрические стеклоподъемники. Коробка передач была автоматической и имела кнопочное управление, а крутить баранку помогал гидроусилитель. Верхнеклапанный мотор объемом 5,5 л и мощностью 195 л.с. позволял достичь неслабых 160 км/ч. Но самое интересное таилось внизу: кузов крепился к Х-образной раме без боковых лонжеронов через шестнадцать резиновых подушек. Любопытно, что столь совершенный в техническом плане автомобиль долгое время не имел зеркала на водительской двери — «Чайки», как правило, ходили в сопровождении автомобилей спецслужб, поэтому думать за других водителям не приходилось. И лишь в 70-х, с ростом автопарка страны, ГАЗ-13 приобрел этот нехитрый атрибут внешнего декора и безопасности. Первые серийные «Чайки» проехали по брусчатке Красной Площади 16 января 1959 года — в этот же день открылся XXI съезд КПСС. Без скольких-нибудь значительных изменений ГАЗ-13 выпускали до начала 80-х — последние годы уже параллельно с преемницей ГАЗ-14. За двадцать с лишним лет из Горького «выпустили на волю» 3179 «птичек», возивших министров, послов, глав дружественных государств и всемирно известных граждан Союза — Гагарина, Шолохова, Уланову. Из заводских ворот все автомобили выходили окрашенными в черный цвет — исключением была лишь белая «Чайка» космонавта Валентины Терешковой. Тюменская белая «Чайка», ныне принадлежащая Владимиру Крамскому, до реставрации тоже была черной. Она была выпущена в 1974 году и возила первого секретаря тюменского обкома партии Богомякова. Отреставрированная машина — в оригинальном состоянии, и даже цветовая гамма материалов отделки салона воссоздана с максимальной точностью… Аэростиль в автомобильном дизайне — крылья-кили, фонари-сопла и панорамные гнутые стекла — рожденный в Америке и захвативший все тамошниие автофирмы, в советском автомобилестроении имеет отношение лишь к двум замечательным автомобилям — ЗИЛ-111 и ГАЗ-13. С тысяча девятьсот шестьдесят первого года у нас был свой «аэростиль», и стране, одним нажатием кнопки отославшей в звездную бесконечность «Восток», не пристало смотреть на Запад. Благодарим Владимира Крамского за предоставленный для съемки автомобиль.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменский Роспотребнадзор подал в суд иск в отношении магазинов "Светофор"
Тюменский Роспотребнадзор подал в суд иск в отношении магазинов "Светофор"
Там нашли нарушения Техрегламента, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
#светофор
#магазин
#нарушения
#безопасность
#Роспотребнадзор
#Тюменская область
#тк
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников с фейковыми ИИ-помощниками
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников с фейковыми ИИ-помощниками
Граждане теряют бдительность и вводят персональные данные.
#Госдума
#Антон Немкин
#ИИ
#мошенники
#мошенничество
#чат-бот
#новости России
#тк
Тюменские нефтяники в минувшие выходные стали участниками Югорского лыжного марафона
Тюменские нефтяники в минувшие выходные стали участниками Югорского лыжного марафона
Соревнования проходили в Ханты-Мансийске.
#новости Тюмени
#спорт
#соревнования
#тк
В Тюменской области растет концентрация вирусов гриппа В
В Тюменской области растет концентрация вирусов гриппа В
Эксперты дали советы по профилактике заболевания.
#Роспотребнадзор
#здоровье
#ОРВИ
#грипп
#коронавирус
#COVID-19
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
Тюменские библиотеки бесплатно изготовят портреты для «Бессмертного полка»: адреса и телефоны
Тюменские библиотеки бесплатно изготовят портреты для «Бессмертного полка»: адреса и телефоны
Граждан просят обращаться уже сейчас во избежание очередей.
#80 лет Победы
#День Победы
#Бессмертный полк
#Максим Афанасьев
#библиотеки
#бесплатно
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк