Заместитель руководителя ГУС Тюменской области ответил на актуальные вопросы.
В Тюменской области заканчивается очередной сезон ремонта дорог. Упор делается на развитие опорной сети автомагистралей в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». О технологиях, требованиях и итогах «Вслух.ру» рассказал Александр Исаков, заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области.
— При формировании перечня убирается весь субъективизм, остаются только объективные данные.
Как они могут быть получены? В первую очередь, по итогам ежегодной диагностики дорог. Она проводится в начале сезона, весной, когда дороги освобождаются из-под снега. Колейность на дорогах, в том числе, как результат теплой зимы с частыми оттаиваниями и замерзаниями.
Кроме погоды в Тюмени, которая находится на перекрестке четырех трасс, растет транзитный поток. Нагрузка увеличивается, и верхний слой асфальта быстрее изнашивается. Он так и называется — изнашиваемый.
Кроме того, зимой добавляются шипы на колесах, которые увеличивают износ. Кстати, вопреки расхожему мнению о том, что скапливаемая грязь состоит из реагентов, большая часть — это изношенный асфальт.
Диагностика показывает, где образовались колеи глубже 3,5 см, то есть больше норматива. И эти дороги будут включать в план ремонта в первую очередь.
Также учитываются состояние обочины, в целом покрытия — есть ли трещины, выбоины, ямы. Кстати, ямочный ремонт используется для оперативности, чтобы обеспечить нормативное состояние дороги до планового ремонта.
Дорожный фонд распределяется по объектам, он может перейти и на следующий год. На дополнительное финансирование в нынешней экономической ситуации пока рассчитывать не приходится.
План по ремонту дорог проходит обязательное согласование с Уралуправтодором, который координирует работу по нацпроекту. Потому что задача нацпроекта — не только поддерживать существующую дорожную сеть в нормативном состоянии, но и увеличивать эту долю.
— Диагностика проводится по всем дорогам или там, где более высокий трафик, были выявлены проблемы?
— По всем дорогам.
— Если сравнить объемы ремонтируемых в рамках нацпроекта дорог, какая динамика складывается?
— В 2024 годы мы отремонтировали 169 объектов общей протяженностью 260 км. В 2025 году уже завершены основные работы на 177 дорогах общей протяженностью 349,48 км и на искусственных сооружениях общей протяженностью 414,36 метра.
Отремонтировано два моста: через реку Ишим на дороге Ишим — Маслянский — Сладково и через ручей на дороге Черепаново — Антропова, а также два путепровода в составе транспортных развязок на Обходе Тюмени. Перечень задач на 2026 год прорабатывается.
Динамика налицо. Однако наша цель — не гнаться за цифрами, хотя темп стараемся держать. Общий километраж может быть уменьшен, но отремонтированы особо важные объекты, к примеру, мосты.
— Если оценить долю дорог в нормативном состоянии, с учетом прироста общего объема за счет новых, то как он меняется?
— Километраж действительно увеличивается. Плюс дороги переходят из одной формы собственности в другую: федеральные дороги на подходе к Тюмени становятся региональными. В частности, в Тюменскую агломерацию войдет Южный обход.
С 2019 по 2024 годы действовал нацпроект «Безопасные качественные дороги», в рамках которого отремонтировано более 1 тыс. 400 километров дорог. Доля в нормативном состоянии при этом выросла на 1,45% - с 62,1% до 63,6%. В магазинах такое изменение незаметно, но для дорожников это много, потому что речь идет о тысячах километров.
В 2025 году мы планируем прирасти еще на 0,2%, и по итогам норматив по Тюменской области составит 63,65%. В агломерации эта доля доходит до 85%. По сути, мы приблизились к показателям национального проекта «Инфраструктура для жизни», которые должны быть достигнуты к 2030 году.
Для примера возьмем конкретные территории. В Нижнетавдинском муниципальном округе мы обновили в 1,5 раза больше дорог, чем в предыдущий период — 17,68 километра против 11 километров в 2024-м. В Армизонском округе обновили в текущем сезоне по нацпроекту более 10 километров — два участка дороги Бердюжье — Армизонское общей протяженностью 5,55 км и участок в 4,8 км трассы Омутинское — Армизонское. В 2024-м там отремонтировали на два километра меньше.
Также и в Исетском округе выполнили в два раза больше: 2 км дороги Шадринск — Ялуторовск; Бархатово — Бобылево — Красново — 5 км 167 метров; участок Денисово — Архангельское трассы Тюмень — Омск — 4 км 88 метров. Получается всего 12 километров, а в 2024 году удалось обновить чуть меньше шести.
Темп приращивания будем сохранять: тренд, который задал и нацпроект, и президент, соблюдается.
— Почему не отмечаются аншлагами или табличками объекты, построенные и отремонтированные в рамках нацпроекта, как наглядный пример?
— Львиная доля дорог ремонтируется в рамках нацпроекта. Вернусь к статистике: только в 2025 году мы отремонтировали 350 километров дорог. И если все их отмечать, то будут бесконечные дорожные знаки.
Поэтому информационные аншлаги появляются на крупных объектах. Например, транспортная развязка на Мельникайте — Дружбы построена в рамках инфраструктурно-бюджетного кредита. Улицы Александра Митинского, Константина Посьета в Ново-Патрушево, а также улица Тимофея Кармацкого в 5-м Заречном микрорайоне — в рамках программы «Стимул». Эти аншлаги остались.
— Какие материалы используются в Тюменской области с учетом климатических особенностей и трафика? Есть ли прорывные технологии для повышения износостойкости?
— Износостойкость — это одно из главных требований к изнашиваемому слою асфальта. Но здесь каких-то прорывных технологий нет.
Есть «бетонные дороги», строительство которых началось в 30-40 годы Германией, что в итоге переросло в знаменитые автобаны.
Бетонные дороги действительно несут нагрузку лучше. Но бетон имеет свойство выкрашиваться. И в наших условиях состояние после одной-двух зим резко ухудшается. В общем, технология не новая, но в России пока на стадии эксперимента.
У нас применяется асфальтобетонная смесь, самая простая и удобная в укладке.
Отдельно выделяется щебеночно-мастичный асфальтобетон, когда в асфальт добавляются добавки на основе целлюлозы, полимеров. Его сразу видно и слышно. Наверняка замечали, когда едете на машине: обычный серый асфальт и шум. Затем черный (особенно, если новый) — он кажется более ровным, а шум колес становится тише. Пластичность обеспечивает специальный состав. И на наиболее нагруженных дорогах мы применяем его. Хотя на маленьких дорогах он ведет себя хуже.
На щебеночном, выравнивающем слое можно экспериментировать. Как правило, щебенку привозят с Уральских гор: определенную породу с высокой прочностью. Есть также более прочные граниты. Кроме того, производители предлагают варианты строительного мусора (бой бетона или кирпича). Материал по прочностным характеристикам пригодный, но объемы несравнимы.
— Какова гарантия качества отремонтированных дорог? По факту, как часто строители возвращаются на объекты?
— Есть определенный гарантийный срок:
-
для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при строительстве и реконструкции — не менее 8 лет;
-
при капитальном ремонте и ремонте — не менее 6 лет;
-
для покрытия из цементобетона — не менее 8 лет;
-
для нижнего слоя покрытия — не менее 5 лет;
-
для верхнего слоя покрытия и слоев износа из асфальтобетона срок зависит от интенсивности движения: если по участку проезжает более 20 тысяч автомобилей в сутки, то гарантия должна составлять минимум 2 года; минимум 4 года — при интенсивности движения от 10 тысяч до 20 тысяч автомобилей в сутки. Если по участку передвигается менее одной тысячи автомобилей в сутки, то минимальный срок гарантии составляет 8 лет.
Прием работ проводится с лабораторной диагностикой, проверяется каждый слой: какой материал использован, той ли толщины. Экспертиза проводится всегда, подрядчики устраняют недостатки, если они есть.
Надо сказать, что в Тюменской области работают в основном крупные, известные организации — «ТОДЭП», «Мостострой». И даже небольшие компании подходят к работе достаточно ответственно, поэтому гарантийных обращений сравнительно немного. Если жители видят, что одну и ту же дорогу ремонтируют второй сезон подряд, то это, как правило, по гарантии, а не новый ремонт.
Фото: Вслух.ру