**Что отличает автомобилиста от пешехода, думаете, наличие автомобиля? Нет, нет и еще раз — нет! По автомобильному признаку человечество делят пополам водительские права. Точнее — удостоверение. Разве шофер грузовика, который ездит на работу на трамвае, не автомобилист? А теща, которая любит «порулить», разве она водитель? А гаишник, который возвращается со смены на метро? Хотя, вам когда-нибудь доводилось увидеть гаишника в метро?
Но сейчас не об этом. Права — вот в чем все дело. На права сдают и на них молятся. Их выдают и отбирают. Их покупают и подделывают. Их обмывают и пропивают. Их, наконец, честно получают и ездят по ним всю жизнь.
Французы всему винойЕсли знакомый инспектор за праздничным столом начнет вам вдруг рассказывать, что права вместе с порохом и компасом китайцы придумали еще в древности, что скифы чеканили их на золоте, а индейцы наносили в виде татуировок. Что в русском Новгороде их рисовали на бересте, а на Чукотке вырезали на коже — не верьте. До конца позапрошлого века ничего подобного не было, ибо «водителям кобылы» специальные документы были без надобности. История гласит, что первым выписывать «справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором» распорядился префект полиции Парижа Луи Лепин именно 14 августа 1893 года. А значит, сегодня исполняется 115 лет водительским правам. Первые французские «справки» выдавались без сдачи каких-либо экзаменов, претендент просто демонстрировал умение управлять собственным автомобилем. Лишь весной 1899 года во Франции вышел декрет, учреждавший первый в истории экзамен на управление автомобилем. Желающие сесть за руль после обязательной проверки получали «Национальное удостоверение пригодности к вождению». Примерно в эти же годы аналогичные документы появились в США — в Бостоне. В России первые права появились в 1900 году. Их ввел в обращение своим постановлением «О порядке пассажирского движения на автомобиле» градоначальник Санкт-Петербурга. Это была уже не просто справка, а фактически полноценные права — со всеми необходимыми данными шофера и даже его фотографией. И экзамен был куда более серьезным — нужно было не только продемонстрировать мастерство вождения, но и доказать знание географии города. А дальше, как в песне, закружило, понесло…
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
КСТАТИ**Гаишники готовятся к авралу: в этом году истекает 10-летний срок действия водительских удостоверений, впервые выданных взамен документов союзных республик образца времен СССР. Та замена была массовой, и все эти люди выстроятся в очереди у отделов ГИБДД. Гляньте, на всякий случай, на дату выдачи ваших.