Национальный проект «Цифровая экономика» предполагает, что к 2030 году 95% социально-значимых услуг россияне будут получать в электронном виде. Проверяем, насколько близка к тотальной цифровизации Тюменская область.
В Челябинске завершился девятый из 116 хакатонов по искусственному интеллекту, проводимых в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика». Призовой фонд составил 1,2 млн рублей.
Проект состоит из образовательных мероприятий: лекций и хакатонов, которые проходят по всей стране. С их помощью популяризируют технологии искусственного интеллекта среди молодых специалистов и студентов, формируется IT-сообщество с фокусом на ИИ и создаются идеи для бизнеса и государственного сектора.
Часть услуг, предоставляемых государством, впрочем, уже завязана на ИИ и технологиях в целом. В Тюменской области, например, в электронном виде предоставляется 39 услуг. Это и направление детей в детский сад, и назначение социальных выплат, и даже предоставление информаций из архивов.
Для эффективного перевода государственных и муниципальных услуг в онлайн-формат в регионе модернизируют в том числе информационные системы образования, градостроительной деятельности, соцзащиты и прочих. Подключение Тюменской области к единому порталу услуг завершится в конце года. Это часть федерального проекта «Цифровое государственное управление».
Родители и школьники
С 2020 года в Тюменской области работает система «Электронное дополнительное образование». На сегодня в ней собрана информация по 450 организациям, 185 тысячам обучающихся, 175 тысячам родителей, заведено 11 тысяч образовательных программ. Родители могут подобрать там подходящие для ребенка кружки, указав возраст, направленность секции и желаемую стоимость, а если школьник уже посещает занятия, получать актуальные новости.
С помощью личного кабинета в системе тюменцы могут следить за информацией о кружках, где обучается ребенок, просматривать расписание занятий и отслеживать посещаемость и оценки. Если школьник ходит в платные секции, их можно оплачивать в этой же системе. Попасть в нее родители и дети могут с помощью учетной записи на Госуслугах, но данные пользователя также должна внести в систему сама организация, в которой занимается ребенок.
Кроме того, в регионе работает «Электронная школа», объединяющая все функции, которые нужны родителю. Там можно отслеживать расписание и успеваемость ребенка, следить за балансом транспортной карты и выбирать и оплачивать питание. В системе собраны контакты сотрудников школы, там можно проверять, что задали ребенку на дом. Система работает в форме приложения и сайта.
С прошлого года тюменцам предлагают обезопасить детей и подключить через приложение «Образование 72» специальный модуль. Он полезен для учеников младших классов — дети могут спокойно играть и развиваться без риска нарваться на опасный или сомнительный контент в интернете. Приложение позволяет взрослым смотреть, какие сайты посещает ребенок, во что играет и где находится. Нежелательный контент можно заблокировать.
Сервисы и конкурсы
Тюменские цифровые сервисы не раз становились победителями всероссийских конкурсов. В конце сентября, например, «Умный помощник ЖКХ» занял второе место в финале IX Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» и I Национального конкурса IT-решений «ПРОФ-IT.Инновация». «Умный помощник» соревновался в категории «Интерактивное взаимодействие с гражданами». Сервис также отметили в специальных номинациях «За особый вклад в цифровую трансформацию» и «Технологии умного города».
«Умный помощник ЖКХ» — единая платформа, с помощью которой тюменцы могут быстро связаться с управляющими организациями и сообщить о проблеме в доме или во дворе, направить обращение и узнать нужную информацию. Есть и награда для активных пользователей: за добавление новых адресов, отправку первого обращения в УК, выполнение заданий тюменцы получают баллы, которые потом обменивают на промокоды компаний-партнеров.
На том же конкурсе отметили проект «Цифровизация взаимодействия с гражданами при оказании государственных услуг в сфере охоты». Личный кабинет охотника на портале услуг Тюменской области объединил все нужные сервисы и позволил быстрее решать вопросы.
К цифровизации подошли комплексно: создали электронный охотхозяйственный реестр, сформировали автоматические межведомственные запросы, добились автоматической обработки заявлений по распределению разрешений на добычу.
За год, с сентября 2020 года по сентябрь 2021, в электронном виде заявления на выдачу охотничьих билетов подали 70% желающих, на распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов и выдачу разрешений — почти все. Благодаря тому, что система сама распределяла заявления на добычу массовых видов, охотники получали услугу на за 5 дней, а за 5 минут.
Пандемия
В последние полтора года отдельные услуги пользовались у тюменцев особой популярностью, а способствовали этому удобные электронные сервисы. Во время локдауна в прошлом году диалоговая нейросетевая система заменила очные визиты в центры «Мои документы». Система приняла до 60% обращений, снизив нагрузку на операторов, которые занимались более сложными запросами.
Эту же нейросетевую систему «Виртуального консультанта 72» внедрили для автоматизации предварительной записи к врачу. Голосовой помощник обработал около 450 тысяч входящих вызовов, почти в половине случаев привлекать оператора не потребовалось. «Виртуальный консультант» выдал порядка 16 тысяч талонов на первичный прием к врачу и сформировал около 5 тысяч записей на вакцинацию от коронавируса.
Фото: Владимир Андреев