Dipol FM | 105,6 fm
81.14
92.22
20 апреля в 03:51

Единорог из Лысьвы

Лысьва ведет отсчет от строительства здесь чугунолитейного завода в 1785 году. Город сразу получил рабочую специализацию, можно сказать, судьбу.

Ворота огромного производственного цеха открываются. В облаке морозного воздуха внутрь медленно и аккуратно въезжает фура. Сотрудники в спецодежде с логотипом «ММК-ЛМЗ» контролируют ее движение. С улицы ненадолго проникает холод. Ворота закрываются. Работа на Лысьвенском металлургическом заводе не останавливается: агрегаты тянут через себя полосы металла круглосуточно, без выходных и праздников. Отгрузки ждут десятки тщательно упакованных рулонов готового металлопроката разных цветов, весом в несколько тонн каждый. Из одних сделают кровли домов, другими покроют стены, третьи станут деталями автомобилей и бытовых приборов, и не только.

Лысьвенский металлургический — одно из старейших предприятий Урала. Завод в прошлом году отпраздновал 235-летие. А в 2021 году, в конце декабря, на заводе впервые в истории предприятия решили организовать пресс-тур для журналистов со всей России. Вот что мы увидели.

Серьезно, но с юмором

Чтобы добраться из Перми в небольшой, около 60 тыс. жителей, город Лысьва, расположенный примерно в ста километрах восточнее краевого центра, нам понадобилось около трех часов. Дороги в Пермском крае, в отличие от Тюменской области, идут по холмистой местности, много подъемов и спусков, поворотов и разъездов. Не разгонишься. А в снегопад — тем более. Немногословный водитель Михаил тем не менее заметил, кивая на метровые сугробы по обочинам: «Это разве снег? Вот приезжайте к нам в феврале…»

Сведения о вакцинации отправлены на завод накануне приезда, поэтому на проходной не задерживаемся. Территория внушительная. Виден порядок — проезды расчищены, все на своих местах. Нас угощают горячим чаем с дороги и провожают в административное здание, где мы, уже облаченные в защитные рабочие костюмы, специальную обувь, каски и обязательные сейчас медицинские маски, проходим инструктаж, для удобства записанный на видео. Доброжелательные сотрудники завода наглядно показывают, как передвигаться по территории цеха и чего точно делать не стоит. Кстати, тема раскрыта с юмором, хотя к безопасности на предприятии относятся предельно серьезно. На заводе даже установлен счетчик безопасности, показывающий количество дней без травм. А на узлах агрегатов, где требуется повышенное внимание, висят таблички, предупреждающие о потенциальной угрозе.

Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы

Мы входим в высоченное помещение цеха, наполненное бодрящим живым шумом работающих механизмов, при этом, честно говоря, своими габаритами и некой торжественностью происходящего напоминающее средневековый собор. Впечатление усиливают идущие поверху металлические конструкции и полосы освещения, а также внушительные, устремленные вверх колонны башенных аккумуляторов, накапливающих металл и позволяющих ни на секунду не останавливать производство. Перед нами два громадных сооружения — агрегаты № 3 и № 4. Между ними окантованная желто-черными привлекающими внимание бордюрами полоса для безопасного передвижения. Помня инструкцию, сходим с нее только по команде и под присмотром.

Единорог из Лысьвы

 — Ну что, начнем? — говорит Юрий Мазунин, начальник управления качества, с таким энтузиазмом, как будто нам предстоит экскурсия по игрушечной или кондитерской фабрике. В действительности это почти так и есть, потому что процессы на «ММК-ЛМЗ» не менее завораживающие. С одним отличием. Готовыми многотонными изделиями не поиграть, разве что в прятки среди аккуратно упакованных рулонов. А соблазнительно перекатывающиеся между валками покрасочного пункта эмали и лаки глупо пробовать на вкус.

Пока на четвертом агрегате заканчивают модернизацию, третий, где обновление уже проведено, бодро тянет стальную ленту. Она проходит сквозь многочисленные устройства, способные превратить обычный рулон стали в уникальный и долговечный материал. Он необходим для строительства и изготовления различных деталей современных конструкций и механизмов, от стройматериалов до приборов. Настоящая рабочая лошадка завода. На примере этого агрегата нам и показали, как работает предприятие.

Бесконечная полоса

Сотрудникам завода есть чем гордиться. Они трудятся на единственном в России производстве электрически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на его основе, где оцинкование и окрашивание проводят в тандеме, сокращая сроки производства и моментально выдавая требуемый заказчику качественный продукт.

Готовую сталь сюда привозят из Магнитогорска. На «ММК-ЛМЗ» ее правят и сваривают стыки рулонов так, что полоса в прямом смысле становится бесконечной. Затем черный прокат очищают, обезжиривают, промывают в щелочном растворе и наносят цинковое покрытие, толщину которого регулируют с высокой точностью. На этом этапе сталь, извиваясь змеей, ползет, погружаясь и выныривая, через десяток ванн. Затем ее промывают деминерализованной водой.

Чтобы защитить цинковое покрытие и обеспечить лучшее сцепление со следующим красочным слоем, стальную ленту подвергают пассивации. Затем грунтуют. Грунтовое покрытие высушивают в специальных печах при температуре 232 градуса.

После полоса попадает в камеру полимеризации, куда посторонним вход запрещен. «Сегодня вам можно», — улыбнулся под маской Юрий Мазунин и открыл дверь, предупредив, что лучше здесь ни к чему не прикасаться. Дышать там, и правда, оказалось трудновато. Но сотрудники в респираторах привычно контролируют приборы и отсматривают, как сквозь валки с напуском красочной массы сургучного цвета на постоянной скорости тянется металл. И если бы не запах, этот участок агрегата действительно можно было бы назвать самым «вкусным».

Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы

Свежеокрашенную стальную ленту охлаждают водой и воздушным потоком, наносят финишную отделку на изнанку, аккуратно нарезают, как требуется заказчику, в том числе вдоль, и упаковывают, чтобы защитить во время транспортировки. Всё. Готовый рулон с многослойным покрытием выглядит нарядно, почти как коробка конфет, только очень большого размера. Дальше погрузка на автомобильный или железнодорожный транспорт и доставка потребителю.

Все путешествие вдоль третьего агрегата, с подъемом на шестиметровые башенные накопители и на высоту 12,6 м на участок оцинкования, сопровождением стальной полосы во время водных процедур, визитом в пункт покраски и наблюдением за сушкой и резкой, мы проделали за полчаса. Полоса двигается со скоростью 72 метра в минуту день за днем…

Всего в месяц завод производит до 27 тыс. тонн готовой продукции, год за годом наращивая объемы. В 2020 выпустили 260 тыс. тонн. 2021-й запланировали закончить на отметке 280 тыс. тонн. А в этом году рассчитывают выйти на рекордные 300 тыс. тонн.

«Пятерка»

Особая гордость завода — агрегат нанесения полимерных покрытий №5, который на заводе чаще всего называют просто «пятеркой». Там, в отличие от третьего и четвертого агрегатов, где красят в один из десятков разных цветов, производят оцинкованный прокат с декоративным рисунком, нанесенным офсетным способом по технологии Print. Торговая марка SteelArt (переводится как «искусство стали») — собственная разработка лысьвенских металлургов. Старт работе агрегата в 2016 году дал в то время глава российского правительства Дмитрий Медведев. Сейчас на этом агрегате могут нанести девять самых востребованных рисунков, включая очень реалистичную кирпичную и каменную кладки и деревянную поверхность разных цветов с гладкой или рельефной структурой. В планах расширить линейку декоративных рисунков минимум на три за ближайший год.

Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы
Единорог из Лысьвы

Одно из последних освоенных покрытий — изысканное матово-серое с текстурой. Чтобы мы по достоинству оценили его, наш провожатый включил специальное осветительное устройство. Муаровая лента, словно стекающая с высокого накопителя серебристым потоком, скорее напоминала ткань, чем сталь. Завораживающее зрелище. И очень технологичное.

Город мастеров

Директор предприятия Алексей Кузнецов полон сдержанного оптимизма. Прирост производства по сравнению с предыдущим годом — на 6%. Общая прибыль предприятия за этот год — около 3 млрд рублей.

Единорог из Лысьвы

В планах реализовать несколько перспективных идей, в том числе антивандальное и так называемое антибактериальное покрытия. И то и другое — разработки последнего времени, так сказать, на злобу дня. Заботиться о безопасности пациентов или стирать «художества» юных дарований со стен зданий с такими покрытиями будет значительно проще.

В несколько более далекой перспективе — оборудование, которое позволит наносить на прокат не просто многослойное декоративное покрытие под дерево или камень, а любое цифровое изображение высокой четкости на любом количестве проката. При этом если технологическая перестройка с одного цвета на другой сейчас занимает пару часов, то с новым оборудованием цифровой печати на это будут уходить считанные минуты. И несмотря на то, что стоимость такой продукции будет выше, заинтересованность в ней растет.

«Принимать окончательное решение по новому направлению будем взвешенно. Понимаем, что для начала необходимо изучить рынок, проконсультироваться с экспертами архитектурных компаний, переработчиками, которые напрямую общаются с покупателями, сформировать пул постоянных клиентов, — пояснил Алексей Владимирович. — Похожий процесс проходил, когда мы начинали работать со SteelArt».

Не исключают на заводе и постепенную наладку в будущем собственного производства, к примеру, строительных материалов — металлочерепицы или сэндвич-панелей.

И директор, и руководители управлений завода не один раз подчеркнули, что все принимаемые решения продиктованы изучением имеющейся конъюнктуры и потребностей рынка. Клиентам предоставляют максимальную прозрачность сделок, гарантию качества — лучшая сталь и проверенные временем краски и лаки от ведущих производителей, считающихся лидерами в этом направлении, никаких китайских аналогов. Но главное преимущество, как считают на «ММК-ЛМЗ», — это большая гибкость в работе с клиентами и оперативность выполнения заказов. Нужна небольшая партия разных цветов через три дня? Выполнимо. Отгрузки — 10, 20, 30 тонн. Из этих заказов и складывается годовой объем продукции, реализуемой предприятием.

По словам начальника коммерческого управления Сергея Егорова, традиционные рынки сбыта для «ММК-ЛМЗ» — это Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, а также ближнее зарубежье, например, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан. Выстроенная логистика железнодорожных перевозок позволяет отправлять продукцию на любые расстояния.

 — Есть направления, которые еще не охвачены? — интересуются журналисты.

 — Таких нет. Нашу продукцию можно найти везде, — заверил Сергей Александрович.

К слову, Лысьва ведет отсчет от строительства здесь чугунолитейного завода в 1785 году. Город сразу получил рабочую специализацию, можно сказать, судьбу. И сейчас на современном производстве, продолжающем традиции старинного предприятия, работают жители Лысьвы и соседнего Чусового, многие из которых — металлурги в нескольких поколениях. Преемственность подчеркивает и небольшая, но уникальная деталь — на логотипе «ММК-ЛМЗ» красуется единорог. Уникальное мифическое существо перекочевало туда с герба заводовладельцев — рода Шуваловых. Несмотря на мистическую природу, оказалось, что на этого зверя вполне можно положиться.

 — А сколько 280 тыс. тонн проката будет в километрах? — спрашиваем мы в завершение разговора.

 — Давайте прямо сейчас и посчитаем! — отвечает Алексей Кузнецов. — Если в одном 3,5-тонном рулоне в среднем километр проката, то получается около 80 тысяч километров.

Погуглили. Прокатом, выпущенным Лысьвенским металлургическим заводом за год, можно дважды обернуть Землю по экватору. Только зачем? Ведь лучше пустить в дело.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюмени прогнозируют потепление до +23 градусов
В Тюмени прогнозируют потепление до +23 градусов
Прогноз погоды на неделю.
#прогноз
#погода
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тобольске рок-фестиваль развернется на 15 площадках
В Тобольске рок-фестиваль развернется на 15 площадках
Мероприятие пройдет  22 и 23 августа.
#Петр Вагин
#фестиваль
#рок
#Тобольск
#Тюменская область
#тк
В Тюменской области два мотоциклиста попали в больницу после ДТП
В Тюменской области два мотоциклиста попали в больницу после ДТП
Обстоятельства аварий выясняют.
#Госавтоинспекция
#ГАИ
#ДТП
#мотоцикл
#Тюмень
#Тюменский район
#новости Тюмени
#тк
В Тюменской области зарегистрировано более 5000 почетных доноров СССР и России
В Тюменской области зарегистрировано более 5000 почетных доноров СССР и России
20 апреля у них «профессиональный» праздник.
#донор
#помощь
#поддержка
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
Олег Датских: Четверо жителей Тюменской области возвращены из украинского плена
Олег Датских: Четверо жителей Тюменской области возвращены из украинского плена
Военнослужащие находятся на территории республики Беларусь.
#СВО
#Олег Датских
#Минобороны
#военнослужащие
#освобождение
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
#тк