Деловой еженедельник «Компания» опубликовал список ста крупнейших компаний России. Главной «колыбелью» российского экономического роста, несмотря на призывы к диверсификации экономики, остаются сырьевые и инфраструктурные отрасли. Именно в них сконцентрированы крупнейшие компании страны с наиболее значительными инвестиционными ресурсами и высокой производительностью труда.
«Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя». Эти слова Козьмы Пруткова можно справедливо адресовать подавляющему большинству российских бизнес-рейтингов. Причина проста: каждый из них на практике сводится к замеру и ранжированию компаний по какому-то одному конкретному показателю.
В качестве базы для расчета рейтинга было выбрано 100 ведущих российских компаний, имевших в 2003 году крупнейший объем выручки и наибольшую численность персонала. По-прежнему, как отмечалось ранее, опорными понятиями российской экономики являются — скважина, железная дорога и электропровод. Первые три строчки в рейтинге заняли три ведущие монополии — «Газпром», РЖД и РАО «ЕЭС России». От года к году их позиции чередуются, но роль остается неизменной. Если бы в свое время не произошло приватизации нефтедобывающего комплекса, то четвертой монополией в этом списке стала бы «Госнефть», так как из семи следующих позиций пять принадлежит нефтяным компаниям вкупе с «Транснефтью». ТНК-ВР заняла в рейтинге пятое место, следом идет «Сургутнефтегаз», а замыкает десятку «лучших» «Сибнефть». Последнее, сотое, место в рейтинге крупнейших компаний России досталось Новокузнецкому алюминиевому заводу.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная часть произведенной продукции (в денежном выражении), уплаченных налогов и трудоустроенных граждан обеспечивается в России нефтью, газом, металлами, электроэнергией, частично автомобилями, самолетами и оборудованием для атомной энергетики.
Однако целый ряд крупных компаний, деятельность которых оказывает влияние на экономические процессы в стране, в нем вообще не «засветились». В частности, в рейтинг не вошла компания ЮКОС. Причина «отсутствия присутствия» — нежелание компаний предоставить информацию о своей деятельности", — пишет еженедельник «Компания».