Из российских компаний интересы в Китае в первую очередь есть у Роснефти. Сейчас<br>государственная нефтяная компания ведет переговоры
дополнительная ветка нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) до границы с Китаем.
Подписанное соглашение — очередной шаг на пути реализации проекта ВСТО, что можно считать позитивным как для России, так и для Китая. Благодаря новому нефтепроводу российские компании выйдут на обширный и растущий даже в условиях кризиса рынок сбыта. Страны АТР (в первую очередь Китай) получат стабильного поставщика для своих нужд. В скорейшей реализации проекта ВСТО в итоге заинтересованы все, отмечает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток.
Из российских компаний интересы в Китае в первую очередь есть у Роснефти. Сейчас государственная нефтяная компания ведет переговоры о заключении 20-летнего контракта на поставку нефти в Китай. Взамен российские нефтяники могут получить кредиты на $ 12−15 млрд.(еще на $ 8−10 млрд может рассчитывать оператор строительства ВСТО «Транснефть»). Напомним, такой опыт у нефтяного гиганта уже есть — она брала у Китая кредит на покупку Юганскнефтегаза, заключив экспортный контракт на пять лет.
Безусловно, эти две новости (переговоры о заключении 20-летнего контракта в обмен на кредит и заключение нового соглашения по ВСТО) связаны между собой. С одной стороны, от договоренностей Роснефти с Китаем до некоторой степени зависит судьба ВСТО. С другой — Роснефть, которой необходимо восполнить недостаток ликвидности (что особенно актуально в свете падения цен на энергоресурсы и серьезной долговой нагрузки Роснефти) больше других российских нефтяных компания заинтересована в укреплении отношений с Китаем и скорейшем строительстве нефтепровода, анализирует эксперт.
Однако у сторон, связанных общими интересами, есть и разногласия, добавляет он. В первую очередь это касается экспортных цен на российскую нефть. Руководство Роснефти не раз заявляло, что предыдущая схема расчета (предполагала дисконт в $ 3 к средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяц поставки) российскую сторону больше не устраивает. Китай же, который предоставляет Роснефти кредит,
также имеет возможность поторговаться.
На данный момент развитие энергетических отношений с Китаем
упирается именно в то, насколько быстро удастся согласовать цены на российскую нефть для Поднебесной. От этого зависит и ход реализации проекта ВСТО, уверен аналитик. Сегодняшнее соглашение демонстрирует, что стороны готовы договариваться и, эксперт предполагает, что в скором времени ценовой компромисс будет найден.