Топливно-энергетический комплекс и развитие транспортной инфраструктуры должны стать ключевыми направлениями сотрудничества стран центральноазиатского региона, — сообщил заместитель председателя Правительства России Виктор Христенко, выступая с докладом на проходящем в Алма-Ате Евразийском Экономическом Саммите под эгидой Давосского Всемирного экономического форума.
Заместитель Председателя
По его оценке, если традиционным партнерам в центральноазиатском регионе удастся добиться успеха на пути сотрудничества в развитии ТЭК и транспортной инфраструктуры, это приведет к экономическому росту и углублению интеграционных процессов. Он отметил, что центральноазиатский регион занимает уникальное стратегическое положение, поскольку через него проходят наиболее перспективные международные транспортные и энергетические коридоры.
«Расширение и совершенствование сотрудничества в области энергетики и транспорта позволит существенно укрепить наши позиции в мировой экономике», — подчеркнул он.
По мнению В. Христенко, уже предпринятые в рамках ЕврАзЭс шаги по упрощению таможенных процедур на его внутренних границах и ряд других мер позволили пяти его государствам-участникам добиться более быстрого роста взаимного товарооборота, чем в СНГ в целом.
Он также отметил, что объективная заинтересованность стран региона в интенсивном сотрудничестве в нефтегазовой сфере обусловлена как исторически сложившейся взаимосвязью топливно-энергетических комплексов соседних стран, так и усиливающейся интернационализацией мировой экономики. Кроме того, успешное решение задач в газовой отрасли, по его словам, позволяет укреплять энергетическую безопасность Европы в XXI веке и является основой обеспечения экономической безопасности стран региона, — сообщает департамент правительственной информации.
Касаясь вопроса об экспорте нефти из прикаспийского региона, В. Христенко сообщил, что Россия последовательно выступает против чрезмерной политизации указанной проблемы. «Мы отдаем приоритет экономическому подходу, который основывается на соображениях экономической эффективности, экологической безопасности и взаимной выгоды всех партнеров», — отметил он.
Примером такого сотрудничества В. Христенко назвал Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), и выразил надежду на то, что аналогичный подход будет успешно реализован и при обсуждении вопросов, связанных со статусом Каспия в целом. «Надеюсь, нам удастся это сделать в самое ближайшее время и на самом высоком уровне», — отметил он.