16 апреля российская геологическая общественность отмечает знаменательное событие — 95 лет с того момента, как родился великий организатор геологоразведочных работ Западной Сибири Юрий Георгиевич Эрвье. Это человек, который начинал освоение Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, один из первооткрывателей тюменской нефти, научно обосновавший перспективность нефтегазоносности Западно-Сибирской низменности, основатель и первый руководитель крупнейшего в системе Мингеологии СССР Главного Тюменского производственного геологического управления.
За время его руководства геологической службой области было открыто более 250 нефтегазоконденсатных месторождений, в том числе уникальные нефтяные: Мамонтовское, Правдинское, Самотлорское, Федоровское, Холмогорское и др., газовые: Заполярное, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское и др.
Сегодня в Тюмени состоялась пресс-конференция генерального директора ОАО «СибНАЦ» Анатолия Брехунцова и ветеранов геологии — Виктора Михайловича Пархомовича (главный инженер Мегионской нефтеразведочной экспедиции, затем Аганской экспедиции, генеральный директор производственного объединения «Обьнефтегазгеологии»), Алексея Борисовича Мыльцева (свой трудовой путь Алексей Мыльцев начал с должности помощника бурильщика. Пройдя все ступени производственного роста, в 1991 году возглавил Тазовскую экспедицию по испытанию скважин) и заслуженного геолога РСФСР Рафаила Давыдовича Тативосова.
Как отметил Анатолий Брехунцов, сегодня Россия проедает запасы и живет за счет того, что было открыто геологами, под руководством Юрия Георгиевича Эрвье. 650 месторождений нефти и газа открыто с начала освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, но лишь одна треть находится в разработке.
Брехунцов напомнил и об уникальных объемах добычи нефти и газа, которых удалось достичь в конце 80-х. Тогда в сутки добывалось 1 миллион тонн нефти с конденсатом и 1 миллиард газа.
Однако, по мнению ветеранов геологов, в годы перестройки в России геология была «брошена на произвол судьбы», в Тюмени ликвидировали мощнейшую научную базу: перестали существовать «Запсибнигни», институты — бурения, обустройства месторождений, геологии.
Сейчас основная проблема, по мнению геологов, в том, что Правительство уходит от управления недрами, и как красочно выразился Анатолий Брехунцов «власти держат впроголодь ту курицу, которая несет золотые яйца». Брехунцов считает, что нужно восстановить налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и прописать в лицензионных соглашениях пункт о том, что нефтяники должны прирастить столько запасов, сколько ими добыто нефти. Если же прирастить запасы не удается, то нефтяники должны перечислить N-ую часть денег на эти цели. Все эти и другие предложения тюменская сторона будет поднимать на комиссии Госдумы по природопользованию под руководством Натальи Комаровой 19 апреля.
Что касается перспектив добычи нефти в Западной Сибири, то по мнению Пархомовича, «нефти в нашем регионе достаточно, ее хватит на многие-многие десятилетия. В Ханты-Мансийском автономном округе, например, приблизительно еще 50 процентов открытых запасов не разработано. Однако общественность должна знать, что поиски нефти связаны с научными достижениями, а не только с наличием денежных средств. Геологи и нефтяники должны выявить и добыть столько же нефти, сколько было открыто и добыто с самого начала проведения разведочных работ. Но эти месторождения будут все меньшего размера, а их открытие и эксплуатация — все более дорогостоящими и связанными с большими трудностями. Завтра еще больше, чем вчера, открытие нефти станет результатом деятельности геологов».
Ветераны-геологи хорошо помнят время, когда средств в нефтяную отрасль страна направляла столько, сколько запланировали. Не было проблем с материально-техническим обеспечением, когда поставлялись не только оборудование, но и комплексы. Все это в прошлом. У геологов есть надежда на возрождение экономики. Они и сейчас живут надеждой, что, в конце концов, стране потребуются новые кладовые нефти и газа, а значит, будет востребован труд их коллег.