Покупка Виктором Вексельбергом ювелирных изделий Карла Фаберже из коллекции Малькольма Форбса сделала российского предпринимателя не просто одним из крупнейших коллекционеров мира. По мнению газеты «Ведомости» Виктор Вексельберг победил в номинации «Частное лицо года».
В России совладелец компаний ТНК-BP и «СУАЛ» добился высшей степени популярности: про Вексельберга и яйца Фаберже теперь рассказывают анекдоты.
Сделкой с наследниками Форбса русские в очередной раз шокировали весь мир. О том, что коллекция издателя журнала Forbes выставляется на аукцион Sotheby's, стало известно в январе 2004 года. Торги были назначены на апрель. Но уже в феврале собиратели Фаберже, рассчитывавшие пополнить свои коллекции, были ошарашены известием: объявленный аукцион не состоится, поскольку покупатель из России скупил все оптом.
В коллекции, приобретенной Вексельбергом, около 200 предметов, в том числе самое знаменитое изделие Фаберже — «Коронационное яйцо», подаренное Николаем II супруге в 1897 года.
Наследники Форбса надеялись выручить за коллекцию на аукционе не меньше 90 миллионов долларов, а эксперты антикварного рынка оценили сделку с Вексельбергом в 100−150 миллионов долларов — чтобы убедить организаторов аукциона и продавцов пойти на скандал и отменить назначенные торги, покупатель должен был предложить серьезную премию.
Сразу после объявления о сделке российские СМИ начали говорить о том, когда Вексельберг подарит свою коллекцию государству и в каком музее она будет выставлена. Вексельберг не стал комментировать эти предположения и улетел в Японию, пока шумиха не уляжется.
А весной коллекция прибыла-таки в Россию и отправилась в путешествие по российским городам — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Тюмень… И везде собирала ожидаемые толпы зрителей — Фаберже действительно был замечательным ювелиром. Убедился в этом и 15-летний сын Вексельберга, который, по словам промышленника, до того как увидел эти шедевры, обижался на отца — дескать, тот пожалел 3000 долларов на карт сыну, но купил за 100 миллионов долларов «какие-то яйца».
В интервью «Ведомостям» Вексельберг рассказал, что решил купить Фаберже, чтобы «немножко нос утереть» западным бизнесменам и доказать, что российский бизнес уже достаточно зрел для того, чтобы думать об имидже своей страны. Интервью было в апреле 2004 года. Про рюмочную «Лондон» и «Байкалфинансгрупп» тогда никто не слышал.