Standard & Poor's рассматривает недавнее утверждение законов о реформировании российской электроэнергетики как событие, в целом благоприятствующее снижению кредитных рисков в этом секторе, поскольку оно снижает неопределенность в отношении будущей структуры сектора и распределения ответственности между различными ведомствами, регулирующими его деятельность.
Вместе с тем, поскольку полная либерализация рынка едва ли наступит ранее 2008−2010 гг., регулирование тарифов остается ключевым фактором, определяющим кредитные рейтинги российских электроэнергетических предприятий. Недавний пример политического сопротивления росту тарифов со стороны федерального парламента показывает, что желание политиков сдержать инфляцию может возобладать над формально провозглашенным стремлением обеспечить справедливую и прозрачную систему тарифного регулирования, что вызывает опасения за исход реформ.
Новое законодательство о тарифах действует с апреля 2002 г. Однако попытки регулирующих органов реализовать положения этого законодательства, приведшие к повышению тарифов для населения ряда регионов, наталкиваются на жесткое противодействие со стороны членов федерального парламента в год проведения выборов в Государственную Думу. Standard & Poor's будет пристально наблюдать за дальнейшей реакцией федерального правительства на это давление — учитывая то обстоятельство, что правительству передана основная часть полномочий по регулированию отношений в электроэнергетическом секторе.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в агентстве Standard & Poor's, помимо системы регулирования существует другой важный фактор, представляющий кредитный риск для электроэнергетических предприятий, он связан с конкретными результатами реструктуризации и разделения по видам деятельности каждой вертикально интегрированной электроэнергетической компании и перераспределением существующих долговых обязательств в процессе перемещения активов.
Детальные планы по реструктуризации прояснятся после утверждения порядка реорганизации акционерами каждой из реструктурируемых компаний. В соответствии с новыми законами юридическое разделение по видам деятельности должно быть завершено до 1 января 2005 г. По мнению Standard & Poor's, последствия реструктуризации с позиции кредитного риска будут менее серьезными для кредиторов РАО «ЕЭС России» (В/Стабильный), чем для кредиторов региональных АО-энерго, включая «Мосэнерго» (В-/Позитивный) и «Иркутскэнерго» (В-/Стабильный).