Если фискальная составляющая проекта постановления МПР продумана, то специалисты по нефтегазодобыче в его разработке, скорее всего, не участвовали…
Новая версия постановления правительства РФ о мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа, проект которой подготовило Минприроды, не учитывает технологические особенности добычи и утилизации этого сырья, а также может способствовать росту коррупции. Так считает доктор экономических наук, кандидат технических наук, член технического комитета по стандартизации «Метрологическое обеспечение добычи и учета углеводородов» (ТК-024), управляющий директор ИПФ «Сибнефтеавтоматика» (одного из крупнейших российских производителей счетчиков газа для нефтедобычи) Генрих Абрамов. Напомним, что проект постановления был опубликован на сайте МПР в конце апреля. Предполагается, что новая версия заменит ныне действующее постановление от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках». Проект предусматривает, в частности, ужесточение санкций за сжигание ПНГ и вносит коррективы в порядок расчета показателя сжигания. По мнению разработчиков документа, применение повышающих коэффициентов будет стимулировать недропользователей к инвестициям в проекты по полезному использованию ПНГ, а также заставит их оборудовать все факельные установки узлами учета. Однако, как отметил Генрих Абрамов, если фискальная составляющая проекта продумана, то специалисты по нефтегазодобыче в его разработке, скорее всего, не участвовали. В итоге не учтен ряд технологических нюансов. В частности, то, что коэффициент сжимаемости углеводородных газов может меняться. «Если нефтяники дадут нам характеристики состава газа по каждой точке, мы можем ввести в контроллер программу, которая будет учитывать изменения коэффициента сжимаемости в зависимости от компонентного состава газа, — пояснил он. — Однако любой проверяющий в любой момент может потребовать от недропользователя продемонстрировать эту зависимость, а значит, потребуются газоанализаторы, дополнительные пробы и анализы. И, как показывает опыт, в таких случаях обычно появляется масса посреднических организаций, которые будут оказывать различные услуги — разумеется, не бесплатно. Все это приведет к дополнительным расходам нефтяников, а также спровоцирует коррупцию».Вызывают вопросы у специалистов и цифры, которые приводятся в комментарии МПР: в 2010 году, по данным министерства, «в России было добыто 65,4 млрд куб. м ПНГ, сожжено 15,7 млрд куб. м». «Как можно давать цифры с такой точностью, если сегодня погрешность измерений количества попутного газа на нефтяной скважине составляет около пяти процентов? — удивляется Генрих Абрамов. — При таких объемах добычи это плюс-минус три с половиной миллиарда кубов, и корректно было бы говорить о некоем оценочном интервале, а не о конкретных цифрах с точностью до десятых…"Странно также то, что МПР не располагает актуальными данными о степени оснащенности газовых факелов счетчиками и оперирует цифрами 2007 года, когда «из 1845 факельных установок лишь 52% были оснащены измерительными устройствами». Между тем в октябре 2010 года на очередной общероссийской конференции по расходометрии в Тюмени была представлена информация Научно-аналитического центра рационального недропользования им.