Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Тюменский судостроительный: новая жизнь старого завода

5 июня отметило юбилей одно из старейших предприятий региона – Тюменский судостроительный завод. С достоинством отпраздновать 80-летие предприятию позволили произошедшие совсем недавно перемены, которые, по сути, стали вторым рождением завода.

5 июня отметило юбилей одно из старейших предприятий региона — Тюменский судостроительный завод. На торжество позвали немало гостей — коллег-машиностроителей, представителей власти, журналистов, провели экскурсию по ряду цехов, устроили мини-презентацию предприятия… С достоинством отпраздновать круглую дату Тюменскому судостроительному позволили произошедшие совсем недавно перемены, которые, по сути, стали вторым рождением завода. До и после… Свою историю судостроительный отсчитывает с 1928 года. До 1963 года предприятие называлось просто «Завод № 629», пока не получило знакомое всем имя. На протяжении полувека Тюменский судостроительный выпускал пароходы, баржи, сухогрузные и буксирные теплоходы, рефрижераторы, плавучие электростанции, танкеры и пр. Однако с 1992 года на производственном гиганте начался упадок. Летом 2006 года предприятие, находившиеся на грани банкротства, купила группа компаний «Интегра». В результате от прежнего Тюменского судостроительного осталось лишь название, несколько десятков ветеранов производства и два так и недостроенных танкера, которые прозябают на заводе уже 11 лет. Заказчик в лице Ханты-Мансийского округа отказался от финансирования, пристроить танкеры в новые руки тоже пока не получается, хотя переговоры с различными компаниями велись неоднократно. Готовность одно танкера — 53%, второго — 36%. Приблизительная стоимость каждого танкера в готовом виде — 140 млн рублей. Теперь предприятие полностью отказалось от производства судов — последнее было выпущено в 2006 году. По заказу Газпрома завод изготовил плавучий буровой комплекс, который теперь действует на Ямбурге. Сегодня Тюменский судостроительный занялся выпуском металлоконструкций для буровых установок: вышек, направляющих, рам, ланжеронов, модулей циркуляционных систем, межмодульных конструкций. С начала 2007 года завод освоил 19 новых видов продукции, к концу года планируется освоить еще 8. Тотальная смена линейки продукции потребовала перепрофилирования завода, модернизации оборудования, переквалификации кадров, а следовательно, масштабных инвестиций. Объем капвложений в 2007 году составил 488 млн рублей. Эти средства были направлены на восстановление инфраструктуры, обучение кадров, покупку нового оборудования, ремонт помещений. На сегодняшний день отремонтированы крыши всех цехов, осталась лишь часть в одном цехе, которую закончат в этом году. Ряд помещений попросту снесли, установив на их месте новые постройки. В планах завода строительство новых корпусов. В текущем году здесь планируется освоить 579 млн руб. капвложений. Какой бы темы не касались в беседе с гостями управляющий директор завода Владимир Ермощенко и исполнительный вице-президент по машиностроению группы компаний «Интегра», президент «Уралмаш-ВНИИБТ» Виталий Ткачев, невольно всплывало противопоставление: вчера и сегодня, или до и после «Интегры». «Когда мы пришли на завод, ситуация здесь во многом напоминала 1998 год, когда нефть стоила 12 долл. за баррель, людям не платили зарплату либо выдавали ее валенками или колбасой. Здесь была страшная разруха, — вспоминает Виталий Ткачев. — Мы сразу расплатились по долгам, в том числе тем, что „висели“ по бюджетам области и города, начали выплачивать зарплату… Многие сидели здесь „на стакане“, сегодня уже образовалась очередь на трудоустройство». В самые тяжелые времена на заводе оставалось около 50 человек, добавляет Виталий Замураев, директор конструкторско-технологического центра, с 1961 года работающий на предприятии. По его словам, тяжело сравнивать благополучные 70-е с сегодняшним временем, но то, что приход нового собственника возродил предприятие к новой жизни, абсолютно точно. Кадры решают все В 2007 г. предприятие выпустило 1231 тонну металлоконструкций. Практически тот же объем завод выдал за первый квартал 2008 года, в апреле было произведено более 400 тонн металлоконструкций, в мае более 420 тонн. План на июнь — около 600 тонн. Общий тоннаж, который Тюменский судостроительный собирается выпустить в первом полугодии, — 2500 тонн. В целом за год завод выдаст 5,3 тыс. тонн металлоконструкций. «Эта цифра вполне реальна», — уверен руководитель предприятия. В 2009 г. завод должен выпустить 9181 тонну, этот объем позволит предприятию выйти на прибыльный уровень, отмечает Владимир Ермощенко. К 2020 судостроительный будет выпускать 32 тыс. тонн металлоконструкций. Кратный рост объемов производства потребует увеличения рабочих мест. На сегодняшний день численность сотрудников завода составляет 932 человека, а к концу 2008 года штат расширится до 1150−1215 человек. Если в 2007 году рабочих на предприятии было 413, то к концу 2008 г. их число достигнет 557. В 2009-м на заводе будут трудиться 946 рабочих, а к 2020 г. — уже 2561. Штат специалистов к 2020 году планируется удвоить — с 211 человек в 2008 г. до 429. Между тем кадровый вопрос остается на предприятии самым острым. «Квалифицированный персонал, как рабочие, так и среднее звено, да и хорошие топ-менеджеры стаями по улицам не ходят», — шутя отметил Владимир Ермощенко. Людей нужно привлекать — зарплатой, социальными гарантиями, жильем. К слову, зарплата на заводе вполне достойная. У рабочих она составляет 19,7 тыс., хотя в прошлом году была на три тысячи меньше. Специалисты получают на заводе в среднем 21,7 тыс. руб., а годом ранее их заработок составлял 18,3 тыс. руб. Зарплата руководителей Тюменского судостроительного достигает сегодня 35,6 тыс., год назад она была на уровне 34,3 тыс. руб. Впрочем, есть специалисты, которые получают в месяц 70 тыс. рублей, добавил Владимир Ермощенко. Это слесари, которые работают на механообработке и имеют солидный стаж. Хотя на том же участке рабочий может получать и 12 тыс. руб. «Все зависит от прилагаемых усилий, головы и рук», — считает руководитель предприятия. Средняя зарплата тех же сварщиков — от 30 до 40 тыс. руб. «Но для того, чтобы зарабатывать такие деньги, нужно много трудиться и иметь квалификацию», — отметил глава завода. В 2007 г. текучка кадров на заводе оставалась очень большой, порядка 70%, признался директор. Из 800 принятых на работу 500 были уволены или ушли сами. Сейчас ситуация выровнялась. Во-первых, завод организовал общежитие для вахтовиков, проживание в котором бесплатное, созданы нормальные условия для отдыха. Решен вопрос по доставке людей из близлежащих деревень — им компенсируется оплата проезда. С 1 апреля на предприятии ввели бесплатное питание (обеды) для всех основных специальностей. Аттестационный центр, организованный полтора года назад, позволил повысить квалификацию уже работающих специалистов, появились «доморощенные» сотрудники из числа ребят, которые пришли на завод, не имея никакого образования, рассказал Владимир Ермощенко. На судостроительном уже более 10 парней, которые прошли путь от чистильщика до сварщика высокой квалификации. На базе этого актива создана молодежная бригада. Приходят на завод и выпускники нефтегазового университета. В прошлом году в коллектив предприятия влился один студент. Но уже в этом году желающих больше. На заводе внедрили стандартную практику привлечения молодых кадров, организуя встречи со студентами вуза. Результат: семеро выпускников, среди которых есть и отличники, уже оформляются на работу. Единственный в Тюменской области завод участвует в программе «Переселение». По мнению специалистов, это оптимальный вариант решения кадрового вопроса. У того же молодого работника «выхлоп» будет через 1,5 — 2 года, а иногородний привлеченный специалист сразу начнет реализовывать свой потенциал. Учитывая этот факт, завод помогает с жильем переселенцам, рассказал глава предприятия. Благодаря такой политике на заводе зарождаются уже настоящие династии. К примеру, приехала семья из 7 человек, отец и мать устроились на предприятие, и теперь три сына тоже оформляют документы на работу. Это очень хороший знак, уверен Владимир Ермощенко. Еще одна задумка руководства завода — организовать учебный центр для мастеров. 37-часовую программу обучения они уже прошли. Очень помогла в этом случае администрация, выделив 1 млн 200 тыс. по государственной программе. 760 тыс. уже использовано, к сентябрю будет освоена вся сумма, рассказал глава завода. «Все, чего мы добились, безусловно, радует, но это еще не то, чего бы мы хотели достигнуть в конечном счете», — отметил Виталий Ткачев. Среди нереализованных планов — строительство общежития для сотрудников предприятия. Уже около года решается вопрос о выделении земли. «Впрочем, общежитие — это тоже полумера… Классных специалистов одними деньгами уже не заманишь. Нужен целый пакет льгот», — поделился Владимир Ермощенко. Бренд как дань истории Совершая экскурсию по предприятию, глава завода обратил внимание гостей на то, что в цехе больше не скапливается произведенная продукция. Она сразу уходит поставщику. Кстати, среди основных заказчиков судостроительного — дочерние структуры Газпрома и Роснефти, продукция завода востребована у ТНК-ВР, буровой компании «Евразия», «Сибирской сервисной компании», Сургутнефтегаза, НОВАТЭКа, ведутся переговоры с «Газпром нефтью». География распространения продукции завода тоже довольно широка — от юга и до Крайнего Севера. Соразмерно с количеством рабочих предприятие загружено даже не на 100%, а на все 120−130%. И, тем не менее, завод имеет возможность увеличить мощности в 2−2,5 раза, сообщил президент «Уралмаш-ВНИИБТ». «В планах выйти на уровень 40 буровых установок в год, и мы его достигнем», — выразил уверенность топ-менеджер. Специалист поделился, что по выпуску тяжелых буровых установок в России у «Интегры» нет серьезных конкурентов, разве что компания Bentec, но «они просто „содрали“ нашу буровую установку», — заявил Виталий Ткачев. «Компания изготовила буровую для KCA Deutag и нам пришлось на их условиях передать чертежи. Вот и результат», — пояснил он. «Китайцы были нам конкуренты только по части цен, но теперь они тоже начали их поднимать», — добавил Ткачев. Однако больше, чем конкуренция, волнует управленца другая проблема. «Мне сегодня позвонили, и я был в шоке — Газпром предложил работать без предоплаты. Но мы пока не можем себе позволить такой роскоши… Это означает, что на наше место придут канадцы, румыны, а отечественное машиностроение будет задвигаться все дальше и дальше… Хотя всем дивизионом „Интегры“ на сегодняшний день мы можем производить в год 25 тяжелых буровых установок», — рассказал Виталий Ткачев. Несмотря на то, что судов на предприятии производить больше не будут, бренд завода «Интегра» менять не собирается. Как поделился Владимир Ермощенко, в свое время о сохранении названия попросили местные власти. Да и смысл не в имени, считает он. Когда-то завод вообще вместо имени носил порядковый номер. Сам бренд — это дань истории, связь с прошлым, «помнить о нем необходимо, иначе не будет и будущего», — пояснил руководитель.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Работают аварийные бригады.
#отключение
#авария
#свет
#СУЭНКО
#Тюмень
#новости Тюмени
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Майский снег стал неожиданностью для многих.
#снег
#деревья
#снегопад
#стихия
#Тюмень
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В кол-центре администрации Тюмени сообщают о повреждении на линии.
#Тюмень
#СУЭНКО
#электричество
#свет
#о 3
#новости Тюмени
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Программа переселения соотечественников действует в Тюменской области с 2013 года.
#переселение
#Тюменская область
#программа
#помощь
#соотечественники
Тюменки, приближавшие Победу: о героинях военных лет рапссказала волонтер 55+
Тюменки, приближавшие Победу: о героинях военных лет рапссказала волонтер 55+
Встреча прошла в Менделеевке.
#Великая Отечественная война
#Тюмень
#история
#Победа
#9 Мая
#герои
#женщины
#память