В последнее время в компании «Транснефть» происходит масса событий: вводятся в строй новые нефтепроводы, диагностируются и ремонтируются существующие, реконструируются объекты нефтепроводного транспорта, ведется много другой серьезной и нужной работы. Все это делается для достижения одной главной цели — увеличения объемов поставок добытой нефти как на внутренний, так и на внешний рынок. Первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Владимир Калинин отметил, что на сегодня главной задачей компании является обеспечение экологической, технологической, промышленной и пожарной безопасности, долгосрочной надежности объектов нефтепроводной системы, а также ее развитие. В рамках комплексной программы 2004−2006 годов планируется начать реализацию программ приведения в нормативное состояние объектов нефтетранспортной системы.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе «Транснефти», в текущем году запланированы работы более чем на 4 тысячах объектов системы магистральных нефтепроводов: выполнить диагностику 27,7 тыс. км. нефтепроводов и 239 резервуаров; устранить 41 тыс. дефектов нефтепроводов; построить и реконструировать 4,7 тыс. км линейной телемеханики; создать и реконструировать более 3,5 тыс. км линий связи, в том числе 2,3 тыс. волоконно-оптических для ЕИС компании.
В целом за последние три года НК выпущено 3638 единиц пожарно-технического оборудования, разработаны рекомендации, типовые технические решения. В 2004 году финиширует разработка норм проектирования автоматических систем пожаротушения на объектах магистральных нефтепроводов. Кстати, в прошлом году на 20 объектах были внедрены комплексные автоматизированные системы пожаротушения, а в текущем году на 22 объектах магистральных нефтепроводов (включающих 27 НПС и 130 резервуаров) идет их установка.
По заказу АК «Транснефть» были разработаны электроприводы для всех типоразмеров запорно-регулирующей арматуры магистральных нефтепроводов, их производство освоено на ЗАО «ТомЗЭЛ». На сегодня объем выпуска электродвигателей полностью покрывает потребность в них предприятий компании, в нынешнем году закупки приводов других марок не предусматриваются.
На данный момент уже завершена разработка документации на проектирование и изготовление понтонов и купольных крыш из алюминиевых сплавов для резервуаров вместимостью до 50 тыс. м3. Ведется разработка оборудования для реконструкции сливно-наливных железнодорожных эстакад перевалочной нефтебазы «Грушовая» на основе оригинальных отечественных разработок оборудования для опытной установки разогрева и слива нефтей и мазутов из железнодорожных цистерн. Каждая из разработок анализируется на предмет новизны, оформляется документация для ее патентной защиты. Это относится и к регистрации разрабатываемых программных продуктов и формируемых баз данных.
Компания заинтересована в эффективном развитии инновационной деятельности, во внедрении технических новинок, в том числе разработанных по планам НИОКР. Кстати, в этом направлении «Транснефть» работает с молодыми специалистами, поощряя и стимулируя их творчество, о чем свидетельствуют результаты научно-технических конференций и конкурсов научно-технических разработок молодых специалистов.
Также в компании «Транснефть» ведется разработка и внедрение эффективных технологий очистки и рекультивации загрязненных вод и земель, в том числе биотехнологий. Регулярно и в любых погодных условиях проводятся тренировки персонала для отработки навыков и организационного взаимодействия при профилактике, предупреждении и ликвидации аварий на объектах магистральных нефтепроводов, предотвращении ущерба окружающей среде.
На сегодня в «Транснефти» реализуется масштабный проект — ЕИС. В результате обследования состояния информационных систем компании и ее дочерних обществ, проведенного в 2001 году, были выделены основные направления развития информационных технологий и принято решение о создании ЕИС АК «Транснефть» в целях исключения большого числа разнородных программ, зачастую содержащих ошибочную и противоречивую информацию. В 2002—2003 годах был реализован ряд проектов, направленных в первую очередь на подготовку инфраструктуры для внедрения подсистем ЕИС. Наиболее важные среди них — построение сетевой информационной инфраструктуры в АК «Транснефть» и дочерних обществах на базе технологии Microsoft и создание корпоративной почтовой системы компании. Была внедрена в эксплуатацию корпоративная система электронного документооборота, объединяющая аппарат управления АК «Транснефть», 11 дочерних нефтетранспортных обществ и спецморнефтепорт Приморск.
В 2003 году НК провела тендер для разработки концепции Единой информационной системы, технического задания на ключевые подсистемы ЕИС. С победителем тендера заключен договор, выполняются работы первого этапа этого договора. Завершить разработку ТЗ планируется в сентябре текущего года. Затем будет определен перечень первоочередных работ для внедрения подсистем ЕИС, просчитаны необходимые для этого затраты и составлен план внедрения ЕИС.