Российско-британская ТНК-BP, начавшая работу чуть больше года назад, уже завершает разработку системы вознаграждения для высшего руководства компании. Сейчас редкая российская компания может похвастать подобной программой, но скоро они появятся у большинства крупных предприятий, пишут «Ведомости».
«В России концепция вознаграждения топ-менеджмента развита слабо. Толчком к развитию корпоративного управления в стране стал кризис 1998 г. А реальные программы поощрения появились в последние 2−3 года», — рассказывает старший менеджер Pricewater-houseCoopers Юлия Кулланда. Гендиректор компании HR Partners Галина Мельникова добавляет, что наиболее распространены программы поощрения у «передовых» отраслей, прежде всего в нефтянке.
Верный способ заинтересовать сотрудника в росте стоимости компании — сделать его акционером. Для этого владельцы компании могут одобрить дополнительный выпуск акций или выделить для поощрения менеджеров часть собственного пакета.
Сейчас менеджеры ТНК-BP поощряются премиями — краткосрочными и стратегическими. Размер краткосрочной премии зависит от результатов работы всей компании, подразделения и самого сотрудника. На долгосрочную премию топ-менеджеры компании смогут претендовать через три года в случае увеличения стоимости компании. По словам вице-президента по работе с персоналом ТНК-BP Кларка Кридланда, дополнительные выплаты топ-менеджерам могут достигать 120−150% от базовой зарплаты.
А вот при разработке системы вознаграждения высшего руководства ТНК-BP, отмечает Кридланд, главной проблемой стала разница в подходе к бизнесу российских и британских партнеров. «Перед нами стояла задача интегрировать две совершенно разные модели: ТНК традиционно управлялась владельцами-основателями, а BP — публичная компания, которой управляют наемные работники», — объясняет Кридланд.
Одним из первых в России опционную программу ввел «ЮКОС». Акции под нее выделили акционеры. Совет директоров компании в 2000 г. зарезервировал под программу 3,15% уставного капитала. В «ЮКОСе» существуют три программы: классический опцион, условные акции (когда получение акций зависит от достижения определенных показателей) и дарение акций. В 2001 г. в первых двух программах участвовали 69 менеджеров, в 2002 г. — 101, а в 2003 г. — 124. А третья программа охватывает почти 5000 человек, в том числе рядовых сотрудников региональных подразделений.
Совет директоров «ЛУКОЙЛа» одобрил программу акционирования топ-менеджеров в апреле 2003 г. В течение 2003 г. компания выкупила на рынке 10,9 млн собственных акций (1,3% уставного капитала) и с этого года заключает с руководителями «ЛУКОЙЛа» и его «дочек» договоры купли-продажи акций с отсрочкой платежа. Если участники программы будут выполнять контрактные обязательства, а компания — достигать плановых показателей, через три года менеджеры смогут выкупить акции по средневзвешенной цене за I квартал 2003 г. в РТС.